RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

09.04.2010

Артем Пешков

МОДЕРНИЗАЦИОННА ЛИ ТРАНСФОРМАЦИЯ ШКОЛЫ?

Готовящаяся очередная реформа может окончательно разрушить нашу систему образования

БЛАГИЕ НАМЕРЕНИЯ

На официальном сайте Департамента Образования проекту «Наша Новая Школа» посвящен целый раздел. Информационная страница начинается словами о том, что модернизация и инновация (модернизация чего именно – не совсем ясно; видимо, речь идет о модернизации вообще) – «единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам». В связи с чем на школы возлагаются такие функции, как воспитание «инициативных» личностей, способных «творчески мыслить и находить нестандартные решения, умеющих выбирать профессиональный путь, готовых обучаться в течение всей жизни» и вообще способных выжить в «высокотехнологичном мире».

Собственно, только ради этого школы («институт опережающего развития» как никак) и необходимо «модернизировать». Как говорится, не корысти ради…


ЧЕМУ УЧАТ В ШКОЛЕ?

После такого приятного во всех отношениях зачина следует краткое описание предстоящих реформ. От описания у неподготовленного читателя на голове зашевелились бы волосы (особенно у родителей школьников будущего). Но мы же уже знаем, во имя какой благой цели «это» собираются проделать с нашим образованием. И ради обеспечения достойной жизни всем нашим гражданам мы пропускаем мимо ушей, как именно будет выглядеть эта самая жизнь лет через десять.

Первый же пункт изменений касается стандартов образования, которые в нашей школе пока еще очень высоки по международным меркам. Всех, кто переживает по поводу «загруженности детей», спешим утешить – очень скоро деток перестанут истязать зубрежкой и избытком информации. Потому что «от стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, будет осуществлен переход на новые стандарты – требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов» (цитата из «Основных направлений…»). Тех, кого смущает слово «результаты», тоже можем успокоить: «Результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении». По-видимому, никто больше не заставит строптивого подростка учить теории и даты, которые ему при выборе профессии не понадобятся. Зато наши дети обязательно будут «обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий». Здорово, правда?


КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ?

Поможет им в этом другой пункт программы инноваций – «совершенствование учительского корпуса». Совершенствование будет заключаться вовсе не в повышении качества подготовки кадров, как вы могли подумать. А в «привлечении к учительской профессии молодых талантливых людей». Педагогическое образование для того, чтобы работать в школе, будет уже не нужно (кстати, педагогические ВУЗы параллельно собираются расформировать или переквалифицировать). Для желающих работать в школе будут существовать специальные курсы. Впрочем, где взять этих желающих – не совсем понятно. Сегодня даже выпускники профильных учебных заведений (ну, тех самых, которых скоро не будет), мягко говоря, не рвутся работать по специальности. Для того чтобы заманить «молодых и талантливых» в учительские, предусмотрены «моральные и материальные стимулы». Зарплата педагогов будет зависеть от качества их работы и от рейтинга школы. А эти показатели будут оцениваться количеством инноваций, популярностью, а также «результатом образования». Напоминаем: результат оценивается социально-ориентированным взглядом учеников на мир в его единстве и разнообразии. Как оценивать этот самый взгляд – пока не очень понятно. Но чем он круче, тем, судя по всему, выше будет заработок преподавателя. Вам уже захотелось идти работать в школу? Или для того, чтобы понять абсурдность подобного тезиса, надо лично столкнуться с подростками?


ДЕНЕЖКИ СЧЕТ ЛЮБЯТ…

Вообще финансовый аспект реформ – как это всегда и бывает – самый интересный. Так называемое «расширение самостоятельности школ» предусматривает не только право руководства школы на самостоятельную разработку образовательных программ, но и на распоряжение выделенными финансами по усмотрению директора. Но злоупотреблений можно не бояться – нечем будет злоупотреблять. Потому что из бюджета средства будут выделяться строго дозировано – по количеству душ учеников (на сайте так и сказано – «душ», вызывая в памяти исторически проверенный способ финансирование расширить), на содержание имущества и на реализацию инновационных проектов. Таким образом, думается, и будут коваться новые кадры, умеющие модернизировать все подряд, что так необходимо для выживания страны. Сперва курсы креатива в рамках борьбы за выживание для руководства школ, а когда научатся применять полученные знания – смогут и учеников тому же научить.

Впрочем, по данному пункту «Национальная образовательная инициатива» прекрасно вписывается в проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Если закон будет принят, то уже с января будущего года большая часть бюджетных учреждений окажутся практически на самообеспечении. Государство будет выделять средства только на минимальные нужды, связанные с содержанием зданий, а так же на выполнения государственных программ. В остальном же – как в старом анекдоте про милиционера: «пистолет выдали, а там вертись как умеешь». Более откровенного карт-бланша на откаты в новейшей истории нашей страны трудно припомнить. А ведь коррупция у нас и без всяких инноваций процветает. Разница будет в том, что теперь легальным путем удержаться на плаву может оказаться фактически невозможным. Государственное учреждение в принципе обанкротиться не может, а вот «самостоятельное» – вполне. Обанкротившуюся школу можно закрыть. Здание – продать или сдать в аренду. Или открыть на месте разорившейся бесплатной школы школу частную. Заманчиво…


КРИВОЕ ЗЕРКАЛО

В целом, национальная инициатива «Наша новая школа» выглядит неудачной калькой с системы обязательного начального образования, которая практикуется в Великобритании и в большинстве штатов США. Там эта система работает много лет, отлажена до мелочей и уже не имеет стольких несостыковок и алогизмов, как наш проект. И тем не менее, результаты ее работы плачевны. Уровень образованности учеников падает с каждым годом, фундаментальные познания заменяются практическими навыками. Родители недовольны необходимостью постоянно вкладывать круглые суммы в обучение отпрысков. Учителям зачастую приходится самостоятельно искать учебные пособия в Интернете и распечатывать их на домашнем принтере. Ведь ни программ, ни учебников фактически нет. Родителям будущих учеников стоит уже сейчас задуматься: представляют ли они, сколько финансовых и моральных затрат им предстоит, если в школах не будет библиотек с бесплатными учебниками (впрочем, во многих школах половину пособий родители и сейчас уже закупают на свои деньги), если для того, чтобы школа не была расформирована, им придется постоянно оказывать ей материальную поддержку (опять же, такая практика уже есть в большинстве российских школ, но масштаб привлечения родителей к финансированию увеличится в разы), если каждая школа получит автономность в выборе программ и методик обучения учеников.

Все чаще в американских и британских проектах реформирования образовательной системы проскальзывают попытки ввести «советские» методы обеспечения работы школ. Например, библиотеки с бесплатными учебниками, официально утвержденные образовательные программы, повышение доли государственного финансирования. Другими словами, они пытаются вернуть то, от чего мы хотим окончательно отказаться. Восстановить систему после ее полного разрушения всегда очень тяжело, это требует крупных изменений в формировании бюджета и больших затрат. Разрушить окончательно уже шатающуюся можно одним движением. Именно это и происходит сегодня в нашей стране.

Остановить этот процесс пока реально, но очень скоро изменения будут необратимыми.


Количество показов: 6683
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100