RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

Олег Горбунов

ТЕЛО БЕЗ ИДЕИ

Невыученные уроки 2004-го

Кадровые реформы, распространяющиеся по Украине волнами после победы Виктора Януковича на президентских выборах, открывают новые возможности как для целой плеяды элитарных групп, так и для всего государства в целом. Построение властной вертикали одновременно принесет долгожданную стабильность и столкнется с негативными «родовыми признаками» современной украинской государственности. Будет ли это прочная стабильность или передышка перед новой волной «культурной революции» и политического раскола – вопрос открытый.

За последние месяцы и недели президент Украины Виктор Янукович укрепил свою систему власти несколькими шагами:

- назначением «регионалов» на губернаторские посты в центрально- и западноукраинских областях, а также – на должность главы госадминистрации Севастополя (в некоторых случаях – в обход договоренностей с политическими союзниками);

- ударом по БЮТ – что выразилось в назначении бывшего ближайшего помощника Юлии Тимошенко по судебным делам Андрея Портнова на должность замглавы Администрации Президента (Тимошенко уже объявила о готовящихся чистках в своей партии, что предвещает ей дальнейшую маргинализацию и потерю видных партийцев);

- рейтинговым (предварительным) голосованием в Конституционном Суде, который согласился, что образование коалиции было законным.

Итак, на Украине практически завершилось отстраивание вертикали власти под Януковича и постепенное оттеснение бывших и действующих союзников, а также добивание оппонентов.

Это может привести к интересным комбинациям в парламенте, когда ситуативно правящая коалиция может набрать около 300 голосов (учитывая идейную и партийную гибкость депутатов фракции НУНС и многих БЮТовцев, которым важнее бизнес, а не преданность делу Юлии Владимировны). С ее же стороны активность будет направлена на то, чтобы Янукович не получил 300 голосов. Поэтому мы станем свидетелями «увлекательных» парламентских баталий. Главное – до сих пор Януковичем не заявлена потребность в конституционных изменениях, что парадоксально, учитывая политическую и социальную обстановку на Украине. В любом случае страна придет к изменению конституции, и проблема 300 голосов обострится с новой силой. Хотелось бы, чтобы этот миг настал, когда и Тимошенко и Янукович будут настроены на более позитивное восприятие друг друга. Такое возможно после того, как «призрак» президентских выборов-2010 канет в Лету.

В настоящее время в руководстве ПР и у самого Януковича есть естественная потребность привести реальные перемены в госуправлении (отстраивание вертикали власти) в законное русло – то есть снова перераспределить полномочия между президентом, правительством и парламентом. Это означает, что через год Янукович попробует вернуть себе полномочия а-ля «ранний Кучма».

Стремление построить подобие путинской вертикали на Украине неизбежно приведет к ряду сложностей:

а) сопротивлению крупных собственников. В политике слишком много субъектов. Единого центра принятия решений де-факто нет. Влияние финансовой элиты, которая привыкла видеть в политиках инструменты своего влияния или играть на несколько сил одновременно, слишком велико. Им не выгодно иметь дело лишь с одним Хозяином. Тлеющий раскол между разными политическими силами лишь на время затушеван страхом перед кризисом;

б) «антитабачная кампания» (против министра образования Табачника) продемонстрировала неспособность регионалов успешно справляться с галицийским национализмом. Политика «дела вместо слов», конечно, весьма эффективна, но пока власть не играет на поле истории и культуры или пытается абстрагироваться от этих проблем, инициативу перехватывают журналисты, оппозиционеры и прочие представители «третьего сектора», которые еще не разучились устраивать «цветные революции».

Власть не сделала вывода из проигрыша 2004 года: на культурном поле надо играть, и весьма активно. Предлагать свою концепцию украинской нации и свой вариант национального консенсуса по острым историческим проблемам. Общество забыло их только на время – пока снова не начнется экономический рост. Лучше придти к нему с большим багажом готовых решений, чем снова наступить на грабли, как в 2004 году.

Технократическая вертикаль (без идеологической составляющей) споткнется о те же препятствия, из-за которых разрушилась система власти Кучмы, – постепенные уступки крупным собственникам, которые за последние годы превратились в важнейшие центры принятия решений во внутриукраинской политике, а также желание и патологическая неспособность лавировать между разными идеологическими группами, требования которых в принципе неудовлетворимы.

Обама сказал Януковичу на недавней встрече в США, что нынешний момент – лучший для реформ. Это касается не только экономики, но и идеологии на Украине. Самое время не закрываться от нее, но пытаться выработать нечто внятное и цельное для всего общества, не ведясь на провокации маргиналов с обоих берегов Днепра.

Разумеется, отдельные элементы национализма как государствообразующего фактора отвергать нельзя. Однако надо признать, что оголтелый, негативистский (направленный «против», а не «за») этап его существования прошел. Пора строить Украину, которая сумеет создать у себя полиархию (многовластие разных центров принятия решений), которая станет моделью преодоления расколов для других нестабильных государств. В соответствии с этим, национализм теперь должен впитать в себя лучшее от других наций – это естественное условие глобализации.

Вопрос политической стабильности на Украине тесно связан с взаимодействием власти и оппозиции. Нынешняя ситуация скорее на благо власти.

Оппозиция сейчас – это:

- расколотый лагерь (Ю. Тимошенко, В. Ющенко, А. Яценюк, В. Кириленко, О. Тягнибок), многие представители которого на дух не переносят друг друга, при этом часть из них имеет договоренности с властью работать против имиджа Тимошенко (как, например, Ющенко и Яценюк, фактически ту же задачу будет выполнять Тягнибок);

- нарастающий внутренний раскол: власть, ведя умелую политику по распределению должностей, провоцирует оппозицию на раздоры внутри собственного лагеря (за близость к власти) и развал крупных оппозиционных формирований – в частности, фракции БЮТ в парламенте;

- отсутствие системного и «свежего» видения решения проблем украинской экономики и политики – никакой идейной конкуренции между Януковичем и Тимошенко как не было, так и нет. Они продолжают конкурировать на уровне имиджев и вариантов решения сиюминутных проблем (к слову, на этом поле в целом лучше себя показала Тимошенко). Оппозиции (в лице Тимошенко) в таком случае сложно рассчитывать на мобилизацию хотя бы большинства протестного электората (во-первых, запрос на «новые лица» очень велик; во-вторых, как минимум половина из тех, кто голосовал за Тимошенко во втором туре выборов, были не за нее, а против Януковича).

К этому стоит добавить, что Тимошенко воспринимается многими сильными игроками как слишком импульсивный человек, с которым трудно иметь дело (поэтому украинский крупный бизнес и посчитал еще до выборов Януковича более приемлемым кандидатом).

Что же до «окон возможностей для оппозиции», то они есть и довольно существенные.

Во-первых, власть погрязает в экономических проблемах. Не принят бюджет. Затягиваются переговоры с Россией по газу. В России крепнет уверенность, что Янукович не предоставит российским компаниям тех преференций, которые они могли бы получить при Тимошенко.

Во-вторых, Тимошенко – сильнейший внутренний рычаг давления на Януковича. Особенно в публичной сфере. Главный оппозиционер, коим Виктор Федорович был до марта этого года, даже не вышел на открытые дебаты с Тимошенко-премьером. Надо понимать, что позиции Юлии Владимировны как «правдоруба» только укрепились.

В-третьих, евроинтеграция при Януковиче натолкнется на те же препоны, что и при его предшественниках – неспособность подстроить законодательство, острый характер внутренней борьбы, мешающий выполнить все европейские условия, нежелание односторонних уступок, наконец. У Тимошенко появляется шанс снова апеллировать к европейской элите со своей моделью отношений Европа–Украина–Россия.

В-четвертых, у Тимошенко есть примерно 15-18% электората, которые являются ее фанатами – то есть голосовать за Тимошенко и ее политсилу они не перестанут, скорее всего, ни в каком случае.

Лакмусовой бумажкой для власти – проверкой прочности ее административной и идеологической составляющих – будут местные выборы в марте 2011 года и особенно выборы мэра Киева, которые (с учетом слабых позиций нынешнего мэра) могут дать БЮТ мощную площадку для пиара.

Однако и однозначного реванша «оранжевых» сил ожидать не стоит. За внешней стабильностью скрывается все та же большая фрагментированность политического поля Украины. Тимошенко оказалась зажатой между радикал-националистами (типа Олега Тягнибока), с одной стороны, и умеренными «западниками» (типа Арсения Яценюка) – с другой.

На Востоке же страны у Януковича сильный конкурент в лице вице-премьера по экономике Сергея Тигипко (по крайней мере, пока он не отказался от собственной партии и не перешел в Партию регионов). Это, кстати, сильно повредит Януковичу в случае досрочных или срочных выборов. Поэтому сейчас много усилий предпринимается по перетягиванию Тигипко в ПР.

Еще более запутанно дела обстоят на Западе и в Центре страны. Политические страсти, как и мобилизация электората, ослабли. Общепризнанного лидера нет. Некоторые оппозиционеры, похоже, не могут точно сказать, кому они больше оппозиция – Януковичу или Тимошенко. В итоге, если бы выборы в парламент состоялись сейчас, то, с одной стороны, национал-демократический лагерь сильно бы пострадал за счет развала союза «Нашей Украины» и «Народной самообороны». Поодиночке каждая из этих сил едва ли преодолеет 3-процентный барьер, зато выступит спойлером по отношению к силам Яценюка, Тимошенко, Кириленко и Тягнибока.

С другой стороны, у Партии регионов тоже есть потолок, выше которого они, обычно, не «прыгают» – 30-35%. И при этом часть электората может уйти к Тигипко.

В итоге консолидации макрорегионов Украины не происходит, наоборот – они еще более политически дробятся. На горизонте после будущих перевыборов вырисовывается еще более нестабильный парламент, чем нынешний.

Однако воля Януковича к стабильности и решение Конституционного суда о законности существования нынешней коалиции в парламенте, скорее всего, не дадут почвы для перевыборов на протяжении года или даже нескольких лет. За это время расклады могут поменяться еще несколько раз. Правда, уже сейчас видно – если власть не возьмется за решение проблемы идеологической мозаичности и конфликтности между разными украинскими идентичностями, то раскол сохранится и повторится сценарий-2004.


Количество показов: 5137
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100