RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

10.10.2006

Константин Черемных

РЕКВИЕМ ПО СБИТЫМ МИШЕНЯМ
  
   
 
Image

Число мучеников за либеральную идею умножается по мере политической необходимости

 

КАЗУС ПОПЕЛЮШКИ

Двадцать два года назад в предместье Варшавы при непонятных обстоятельствах был убит католический священник с трогательной фамилией Попелюшко (popeliuszka - золушка). По статусу это был самый обыкновенный ксендз, по общественной роли - живой символ духовного сопротивления полувоенному режиму Войцеха Ярузельского.

Эмоциональная составляющая уголовного события подействовала на пылкую романтическую душу среднестатистического поляка ровно так, как этого можно было ожидать, а на психику среднестатистического польского интеллектуала - особым, шоковым образом. Чего тоже мог ожидать любой образованный специалист, знакомый с польской историей и ее отражением в художественной литературе.

Тот специалист по внешнеполитической стратегии, который бы не воспользовался примером с ксендзом Попелюшкой, был бы плохим специалистом по внешнеполитической стратегии. Согласно Акту о национальной безопасности США от 26 июля 1947 года, главная задача внешней разведки состоит в обслуживании интересов внешней политики.

Текст упомянутого Акта был полностью рассекречен лишь осенью 2002 года, когда руководству США по достаточно понятным мотивам понадобилось внести поправки в его текст. И они были внесены. Согласно изменениям, внесенным президентом США в апреле 2004-го, проведение специальных операций может санкционироваться не только главой государства, но и новым должностным лицом - директором национальной разведки, получившим статус ключевого советника (principal advisor) президента.

В исполнительных документах - декретах (acts) и указах (executive orders), регулирующих деятельность разведывательного сообщества супердержавы, более всего бросается в глаза красная линия, проведенная между гражданами и негражданами США. В отношении граждан недопустимо даже прослушивание, если в отношении гражданина не ведется расследование, санкционированное прокурором соответствующего уровня. С негражданами можно поступать как угодно. Объектом спецоперации, буде то в интересах национальной безопасности США, может стать хоть ксендз, хоть православный батюшка, хоть мулла, хоть лама. Отсюда можно предположить, что первым ксендзом Попелюшкой был не Попелюшко, а сам Иоанн Павел II, покушение на которого было приписано КГБ, а осуществлено вскормленными ЦРУ турецкими "серыми волками".

Нельзя не признать прогресса гласности в рассекречивании Джорджем Бушем-младшим основополагающего документа, где изложена "руководящая и направляющая" (дословно) роль главы государства в деятельности спецслужб. Нельзя не отметить, что почти сразу после публикации этого поучительного текста в Варшаве был оправдан экс-глава Службы безопасности Польской Народной Республики генерал Владислав Цястонь, которому ранее приписывалась ликвидация злополучного капеллана.

Нельзя не признать, что в этом оправдании уже не усматривалось стратегической опасности: успешно "запопелюшенное" польское общество остается в этом состоянии по сей день и продолжает в каждом местном чулане выискивать "руку КГБ" спустя пятнадцать лет после его роспуска. Это общественное состояние достойно глубокого сочувствия. Нация, желающая быть самостоятельной в собственном выборе, должна осуществлять целенаправленную профилактику подобных синдромов.

 

ДРОБЛЕНИЕ ОБЪЕКТА

В период глобальной "раскрутки" движения "Солидарность" особые поручения Вашингтона в Варшаве выполнял беженец с Украины по имени Адриан Каратницкий. Просто так, как известно, в стратегическом сообществе США карьеры не делаются. Вряд ли господин Каратницкий удостоился бы чести многолетнего председательства в Freedom House, если бы не особые заслуги перед тем сообществом, главной задачей которого является обеспечение внешнеполитических интересов.

Особые заслуги достигаются незаурядностью человеческих возможностей. Планирование и координация специальной операции по типу манипулятивного жертвоприношения (для краткости - МЖП) требует особых личных свойств, и в частности, сугубо языческого мировосприятия. Как известно, языческая традиция на родине господина Каратницкого была и остается весьма сильной. В известной степени ее поощряла и советская власть, при которой на берегу Днепра, у Исторического музея, были на века расставлены на обозрение добытые из глубоких слоев почвы скифские бабы.

По той же самой причине объектом МЖП в уже незалежной Украине никак не мог бы стать представитель духовного сословия - особенно принимая во внимание раскол и дробление в этой среде. Оптимальным субстратом оказалось сословие "пятой власти" - медиа-сообщества. Куда весной 2000 года и внедрился гиперактивный, как метеор, юноша по имени Гия.

За несколько месяцев "отвязный" молодой человек, открывавший ногой любую чиновную и парламентскую дверь, успел довести до белого каления самых высокопоставленных обитателей здания на Банковой улице, включая президента Кучму. То, что сказал про неистового Гию президент Кучма, предстояло открыть впечатлительной общественности в канун выборов. Но пути языческой культуры не вполне предсказуемы: не успел объект МЖП толком "раскрутиться", как уже оказался без головы.

Эксцесс исполнителя сослужил дурную службу заказчикам: попытки достроить образ неистового Гии до уровня ксендза Попелюшки натолкнулись на ряд вторичных эксцессов, как-то: обнаружение второго безголового тела, плюс отдельной руки, не принадлежащей ни первому телу, ни второму, и прочие досадные ляпсусы, обусловленные множественностью претендентов на пост незадачливого президента Кучмы, каждый из которых стремился обладать, как тотемом, деталью ритуальных останков.

Нельзя исключить, что отстранение Адриана Каратницкого от высокой должности за год до "оранжевой" спецразработки было обусловлено как раз его неспособностью удержать "таращанское тело" от непредусмотренного размножения, а местных исполнителей пиар-стратегии - от склоки между собой. К решающему моменту общество уже настолько пресытилось бесконечным и безрезультатным обсасыванием акта декапитации и инсинуациями вокруг него, что уже никак не хотело "таращиться" на объект. Что в немалой степени предопределило неэффективность самого "оранжевого" предприятия.

 

ЭКСЦЕСС ИМИТАТОРА

Эффективность МЖП определяется сочетанием нескольких обстоятельств. Во-первых, дело (точнее, тело) должно подходить к моменту. Во-вторых, то сословие, к которому принадлежит предполагаемый объект МЖП, равно как и выражаемые им воззрения, должны обладать хотя бы остаточной сакральностью. В-третьих, объект должен быть не только типичным, но и выдающимся (outstanding) представителем данного сословия. В-четвертых (см. пример с неистовым Гией), субстрат опосредованного воздействия (СОВ), то бишь неугодная политическая власть, должна быть захвачена событием врасплох. И наконец, общественное мнение должно быть на достаточном уровне сенсибилизации.

Дополнительные обстоятельства определяются диапазоном выбора. Если объектное сословие на глазах утрачивает сакральность, то сам объект МЖП предпочтительнее избирать из "отыгранных" фигур этого спектра. То есть из тех политических деятелей, которые заведомо более эффективны в бездыханном состоянии, нежели в живом.

Осуществление МЖП в Российской Федерации до середины 1990-х годов было лишено практической целесообразности. Первая потребность возникла в связи с первой войной в Чечне, когда из игры на непокорной территории было целесообразно исключить одно из немногих эффективных подразделений российских спецслужб. Оптимальным выбором был юноша-разоблачитель с подкупающе наивной наружностью. Свою главную роль он уже отыграл, сорвав планы "точечной" ликвидации Джохара Дудаева, которая могла предотвратить изнурительную войну. Но эффект оказался неполным: внезапный мир, заключенный между главой оборонного ведомства и редакцией газеты-объекта, сорвал перспективы "холодовизации" русских по аналогии с "запопелюшиванием" поляков.

Лишь после финансового кризиса, когда вместо ожидаемого второго издания Черномырдина с "аргентинским вариантом" у руля оказалось неугодное правительство Евгения Примакова, проникший в прессу "черный список" политиков обнаружил некоторую соблазнительность обращения к прецеденту. Нельзя сказать, чтобы смерть депутата Старовойтовой шокировала общественное сознание. Но на уровне СОВ эффект, несомненно, был достигнут. Демократические силы не исчезли как класс: на определенных условиях им была предоставлена лицензия на выживание, притом в двух ипостасях - лояльной и нелояльной. Сохранился и медиа-инкубатор для выращивания объектов МЖП - более предсказуемая и менее привязанная к федеральной и локальной бюрократии "Новая газета".

Последующие планы МЖП на практике дискредитировались эксцессами не столько исполнителей, сколько непредусмотренно ретивых местных учеников, устроивших из деликатной технологии грубую самодеятельность. В 2000 году, накануне выборов петербургского губернатора, когда Кремль уже однозначно высказался в пользу "старого коня" Владимира Яковлева, некие адепты-недоучки избрали известного в городе демократа, не имеющего никаких шансов на выборах, в качестве жертвенной овечки.

Однако суперконфиденциальная информация дошла до команды губернатора, и овечка была предусмотрительно изолирована, после чего напрочь исчезла с политической поверхности.

Еще более нелепо закончилась история с Иваном Рыбкиным, хотя в этом случае игра стоила свеч: хотя сенсибилизация публики оставляла желать лучшего, а сакральность "овцы" стремилась к нулю, момент был чрезвычайно удачен: очередные выборы, вновь актуализировавшие вопрос о Чечне. Неудачным, если не сказать провальным, был выбор того же языческого Киева для ритуальной процедуры, расчет на подрядчиков со вторыми и третьими интересами, равно как и неожиданная витальность крестьянского организма. Самым большим просчетом было то обстоятельство, что лондонский ссыльный-самоучка имел обыкновение болтать языком о собственных методах, и умудрился выболтать, притом в медиа-среде, сам принцип МЖП и его предназначение. Эксцесс имитатора оказался превратнее эксцесса исполнителя.

Совершенно неудивительно, что болтовня лондонского самоучки - как и Каратницкого, тут же утратившего эксклюзивный статус, - помогла извлечь политические уроки не только Москве, но и в неугодном Минске. Овечка по имени Милинкевич была выведена из игры неугодной властью мягко и решительно, по петербургскому образцу. После чего провалилась и редупликация местного Гии в Азербайджане.

Столь же неудивительно, что в июле прошлого года автор сайта "Столетие.ру" то ли прослышал, то ли вполне логично просчитал, что в Москве также подготовлен очередной объект МЖП - естественно, из круга "Новой газеты". Этому автору по имени Федор Велякин родственники Анны Степановны Политковской должны кланяться в ноги: как-никак он продлил жизнь намеченной жертвы на пятнадцать месяцев. За это время "Новая газета" получила мощный стимул "раскрутки", по существу удостоившись уникальной миссии по легализации (говоря разведывательным языком) оперативных данных и оперативных гипотез Интерпола и ряда европейских прокуратур (в частности, миланской).

Смысл этой подготовки невнятно, но чутко уловили авторы недавнего доклада об угрозах национальной безопасности России, где применение МЖП предусмотрено не было, зато было точно предугадана пост-МЖП-шная стратегия, а именно измазывание российского руководства в интерполовской грязи (dirt). В повседневной практике обеспечения внешнеполитических интересов так и говорится: to collect dirt on smb.

 

АРХИПЕЛАГ "БУШЛАГ"

В те времена, когда со всех телеканалов громоздились, вызывая тошноту, одни и те же густые генсековские брови, родилась известная загадка о машинке, которая жужжит, трещит, пищит, но никак не залезает в естественное физиологическое отверстие. Отгадка: машинка советского производства, предназначенная именно для залезания в данное отверстие.

Тот факт, что российское медиа-сообщество практически сразу же вспомнило о публикации на "Столетии.ру", равно как и содержание дискуссии в "ЖЖ" по поводу последнего из МЖП, свидетельствует, что эта машинка уже не входит без мыла в российское общественное мнение. Предположение о том, что упопелюшивание А.С. Политковской, выдающейся представительницы международного правозащитного медиа-сословия, является «подарком» к дню рождения В.В. Путина, равно как и к дню рождения Р.А. Кадырова, приходит в голову даже не слишком искушенному наблюдателю - еще до того, как новогазетовские барашки успеют его обозвать "кремлевской шавкой". А в городе Грозном этот факт настолько понятен и очевиден, что местная власть прибегает к самому сильному и здравому из всех возможных ответов - хоровому исполнению российского гимна. Нате, господа стратеги, и выкусите.

Очередное применение машинки МЖП вызывает в здоровом организме естественное чувство гадливости - как изображение испорченного пыточного устройства в рассказе Кафки "Исправительная колония". Здоровая тошнота, испытываемая Европой от архипелага "Абу-Грейбов", обозначает признак цивилизационного излечения от навязанных десятилетиями наваждений.

Само собой, отечественные и европейские официальные и общественные лица блюдут политкорректность. Менее воспитанные, но более заинтересованные политические персонажи под шумок спешат отметиться на фоне тела, как (и) на фоне Пушкина: как-никак скоро выборы, и тот профессиональный левый либерал, который бы не воспользовался случаем, был бы плохим левым либералом. Кто-то уже старательно "женит" этого левого либерала с местными гражданами только что обиженной национальности. Однако на уровне общества, как и предсказывал больше года назад Ф. Велякин, желаемого эффекта не наблюдается. И трудно себе представить, что гордые кавказские мужчины согласятся строить из себя беззащитных золушек.

Да и в принципе то, что работало еще восемь лет назад, сегодня не "катит". Не оттого, что общество очаровано Путиным, а оттого, что порог преодолен. Спецтехнологии столь же приелись, как и американская жвачка - во времена моего детства предмет восторга и вожделения. Понятие МЖП уже годится для столь же прозаического изложения в учебниках политологии для старшей школы, как понятие ДТП для руководств по вождению. В нем уже нет ни тайны, ни подлинной драмы - одна постылая тягомотина. А значит, нет и толку. Спецоперационная машинка жужжит, визжит, стучит, кряхтит, но не работает.


Количество показов: 5772
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100