RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

16.10.2006

Константин Черемных

«МОТОР» БУДУЩЕГО – ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
  
   

Население страны должно ощутить сопричастность делу реализации национальных проектов


Image

Понятию "приоритетный национальный проект" в этом месяце исполняется полтора года. Его появление на свет состоялось, как теперь принято говорить, в обстановке элитного беспокойства. Как тогда сообщала глубоко эшелонированная агентура федеральных СМИ, первоначальный текст ежегодного послания главы государства парламенту был полностью забракован, после чего альтернативная группа экспертов обосновала и сформулировала принципиально новые тезисы. Либеральная общественность отреагировала на текст выразительной мимикой зубной боли, что уже само по себе воодушевляло идейных оппонентов. Первое появление в официальной терминологии определения "национальный" было событием, которое не могло пройти незамеченным - как и цитата из речи Рузвельта времен преодоления американской Великой депрессии.

 

КРАХ КОЛОНИАЛЬНОЙ УТОПИИ

По существу послание подводило итог первому пятилетию нового века России, на протяжении которого механизм государственного управления существенно, твердо и целенаправленно менялся. Формирование федеральных округов, перераспределение налоговых поступлений в пользу Центра, поощрение объединения субъектов федерации, и наконец, введение президентской номинации губернаторов - все подводило черту под затянувшимся парадом региональной самодеятельности и безответственности. Очевидно, что только принципиально перестроив фундамент государственного управления, можно было инициировать какие-либо отраслевые и межотраслевые дирижистские инициативы.

Вторая совокупность мер, подготовленных за первое пятилетие века, касалась публичной политики. Поворотным был 2003-й год, когда группа частных лиц, засветившись в журнале "Форбс", вообразила себя владельцами контрольного пакета законодательной власти. Ужесточение выборного законодательства поставило непреодолимый барьер на пути подобных сценариев узурпации власти, а учреждение Общественной палаты открыло возможность для национальной дискуссии, свободной от партийной конъюнктуры.

Третьей предпосылкой общенациональных программ развития было, разумеется, учреждение федерального Инвестиционного фонда. Что, в свою очередь, стало реальностью по мере достижения внешней финансовой независимости, равно как и подчинения частных структур государственным задачам. Эмансипация государства от диктата корпоративной стихии была начата с ее ключевого и, как выяснилось, самого уязвимого элемента. Олигархи, отягощенные как международными аппетитами, так и соответствующими внешними обязательствами, утратили возможность диктовать свою волю в псевдонезависимом медиа-пространстве.

Говорят, что история не знает сослагательного наклонения. Но стоит мне вообразить задушевный голос Евгения Киселева в ветреный предвыборный день 2003-го, приглашающий широкие массы проголосовать за парламентскую республику, меня пробирает дрожь, как от звука поезда, промчавшегося на расстоянии метра. Поскольку стоило однажды уступить медиа-пространство - и на следующем повороте, где круто вздымались мировые цены на нефть, мы потеряли бы сначала недра, а затем, столь же неизбежно, и Отечество. Это в самом деле был "narrow escape". О чем лишний раз напоминает пример не столь уж далекого Таиланда, где проекты национального развития споткнулись и разбились вдребезги об антигосударственную идеологическую диктатуру СМИ, подготовившую колониальный переворот.

То, чем занималась власть в течение первых пяти лет века, и состояло, собственно, в предотвращении колониального переворота. В связи с чем и была предпринята еще одна мера, также вряд ли оцененная большинством населения, - установление законных преград для так называемых международных неправительственных организаций. Для этой прополки почвы, как и для реформы губернаторских выборов, был применен универсальный антитеррористический предлог. Назвать вещи своими именами было тогда труднее, чем включить слово "национальный" в президентское послание. Помог Беслан, и в этом факте нет никакого кощунства: первым, что помогает власти проявить решительность, в нашей культуре всегда было остервенение народа.

К этому времени народ уже доверял власти. Не потому, что стал намного лучше жить, и не потому, что власть демонстрировала свою заботу о нем. Одним из самых существенных обстоятельств был повседневный опыт сравнения этой власти с ее элитарными оппонентами, которые именно в опале, прилюдно изойдя мелкой завистью и клеветнической суетой, сомкнулись в тот же час с отъявленными и безусловными врагами - врагами нашего государства, нашей культуры, а не лично Путина В.В. - и тем самым явили России свое непроходимое ничтожество.

О том, чего это все стоило и что было преодолено, когда-нибудь будут написаны книги. Разумеется, при том условии, что все достижения первого пятилетия века не будут обращены вспять.

 

УЧИТЬСЯ ЗАКРЕПЛЯТЬ УСПЕХИ

Разговор о национальных проектах необходим именно потому, что субъект заинтересованности в развороте назад не исчез вместе с Гусинским и Ходорковским. Национальное развитие по существу - поход против течения. Нагромождение управленческих, технологических и социальных (в том числе демографических) проблем лежит впереди тысячекратно более тяжким грузом, чем сброшенные с нашей шеи олигархические паразиты.

Самая главная слабость российской власти состоит в недостатке навыка закрепления собственных успехов. Сами успехи будто стесняются заявить о себе. В 2001 году, ровно к первой годовщине президентской инаугурации, было завершено строительство первого реактора Ростовской АЭС; в тот же день был срыт последний камень на трассе Северомуйского тоннеля на БАМе. Каждому из этих двух событий, достойных стать предметом воодушевления миллионов, было посвящено по одной заметочке в федеральной прессе. А многим ли соотечественникам известно о сооружении самого длинного в стране моста через Обь в Салехарде? А о совсем недавнем завершении строительства Хабаровского газопровода?

О том, как исполняются национальные проекты, общество знает столь же смутно. Легко перечислить их без ошибки могут, пожалуй, только сами же ответственные исполнители в городах и весях. Между тем определение "национальный" прежде всего означает, что эти проекты - дело всего общества.

Вакуум информации имеет свойство заполняться случайным сором. Зная о существовании неких национальных проектов, но не имея представления об их содержании, люди могут вкладывать в это понятие то, что к нему вовсе не относится. Так, при обсуждении проекта "Современное здравоохранение" с высокой трибуны неосторожно прозвучало слово "семейный врач". Могу ручаться, что сотни тысяч пожилых слушателей уже ударились в панику, вообразив, что власти решили закрыть поликлиники, заменив их частными заведениями для состоятельных клиентов.

Если недоверчивый гражданин знает путь к тем чиновным дверям, где терпеливо развеют его сомнения, авторитет национального проекта, возможно, удастся обелить в его глазах. Однако в большинстве случаев утоление этого любопытства обходится слишком большими усилиями и временными затратами. И вакуум заполняется "сарафанным радио", собственником которого часто бывает местная конъюнктура.

За отсутствием правильно построенной, продуманной и целенаправленной национальной дискуссии предмет попадает в уста партийных функционеров. Это само по себе не пагубно, если функционеры, многие из которых вполне обладают соответствующими возможностями, демонстрируют исключительные результаты или творческие решения поставленных задач на местах и заслуженно записывают их в плюс своей парторганизации. Однако если вместо этого партийный лидер изобретает некий собственный, притом заведомо утопический нацпроект, то сама инициатива дискредитируется на корню. Поскольку если один партийный вождь называет предметом проекта "достойный труд", то другой получит такое же право сосредоточиться на "достойном отдыхе", а следом за ним шуточное движение "Субтропическая Россия" уже на полном серьезе выдвинет политическое предложение ввести на Крайнем Севере черноморский климат.

Это сочетание замалчивания с забалтыванием - результат половинчатости всех тех необходимых преобразований, которые перечислялись выше.

Если в Совете Федерации далекий от столицы регион представляет московский бизнесмен, незнакомый с местными реалиями и не имеющий никакой связи с местной жизнью, то его роль в исполнении общенациональной задачи равняется нулю. Между тем верхняя палата едва ли не наполовину сформирована именно так.

Если местные власти выдвигали представителя в Общественную палату лишь для того, чтобы кого-то по чьей-то просьбе "пристроить", а то и убрать с глаз долой, то пустое место и при обсуждении насущнейшей проблемы общества останется пустым местом. Если выдвиженцем оказывается, напротив, неравнодушное лицо, но крайне узкого профиля, то его активность будет сродни пафосу "умывальников начальника" из известной пародии на Верховный Совет 1990 года.

Если на государственном телевидении проекты развития с трудом находят место в узком пространстве между сто первым конкурсом бородатого юмора и сто второй серией мыльной оперы, подчистую слизанной с какого-нибудь Family Feud, то рассчитывать на успех не стоит ни самым высоким ответственным лицам, ни исполнителям на местах: в мегаполисах все закончится равнодушным очковтирательством, а в глуши - "картофельным бунтом".

 

НУЖНЫ «ЛОКОМОТИВЫ» НАЦПРОЕКТОВ

За полтора года общество не сумело оценить главного обстоятельства - того факта, что для приоритетных национальных проектов государство выбрало действительно самые запущенные сферы, где заведомо трудно добиться электорально значимого результата. Ни педагоги, ни доктора, ни малочисленные ныне доярки и техники-осеменители даже при самом идеальном исполнении их чаяний не смогут политически проявить свою признательность федеральной власти.

В этом моральное преимущество разработчиков, которые вполне могли бы пойти по более легкому пути, избрав предметом приоритетного проекта, к примеру, достойный труд нефтяника или электрика, или же достойные пенсии инвалидов. В этом и проблема - в первую очередь для высших ответственных лиц, которые практически лишены возможности по-настоящему отличиться.

Между тем существует возможность совместить доблесть исполнения задачи с осязаемостью и зримостью результата. Для этого все четыре проекта в определенном, показательном месте следовало бы применить воедино, на первый план выдвинув, разумеется, самый верифицируемый из четырех - жилищный. Речь идет о строительстве нового города, притом в знаковом месте. К примеру, на Северо-Западе на это место напрашивается Усть-Луга, на нижней Волге - порт Оля, в Восточной Сибири - Элегест, на Дальнем Востоке - Билибино или Певек.

"Хитрость" в предлагаемом подборе, разумеется, очевидна: речь идет об уже утвержденных или близких к тому зонах особого экономического развития. Однако именно в таких локусах требуется наиболее строгий контроль над использованием средств, и здесь же всерьез и надолго требуются рабочие руки. Главное же преимущество состоит в том, что к отчетному времени, каковым является 2008 год, и разработчики, и ответственные исполнители, и новоселы смогли бы испытать подлинную, высокую и вдохновляющую радость от достижения поставленной цели.

С такого развития особых зон начинал свой рывок вперед Китай. Не менее показательно бурное развитие припортовых городов в странах Персидского залива. Практически в любой части света, где государство брало на себя амбициозные задачи модернизации, движение вперед начиналось с локомотива. Как минимум один такой локомотив должен быть в каждом федеральном округе, но его экономическое значение должно достигать уровня национального. Плацдарм развития в стратегической точке есть физическое воплощение национального интереса. Таковым когда-то был проект строительства новой российской столицы в чухонской комариной глуши, но у ворот в соседний мир.

Пример Франклина Рузвельта, конечно, поучителен. В том числе тем, что экономический спад в тогдашней Америке преодолевался за счет привлечения сотен тысяч людей, потерявших рабочие места, к общественным работам. В этом смысле, не догадываясь о том, Рузвельт повторял нашего Петра.

Считается, что с квалифицированной рабочей силой сегодня нелегко. Масса рабочих инженеров в действительности утратила производственную квалификацию. Но всякий раз, сталкиваясь с этими деклассированными элементами, томящимися на посту охранника или складского менеджера, я улавливаю в их глазах тоску по высокому, осмысленному, самоотверженному применению своих сил. Через полтора десятилетия после крушения государственного планирования они не оставляют надежды, что страна снова их призовет.

Пусть эти глаза зажгутся светом нового смысла под названием "национальный проект". Пусть эти руки испытают радость труда, необходимого всему обществу. Пусть то достоинство жизни, которое записано в названиях всех проектов, в первую очередь придет к ним.

Why not?


Количество показов: 4598
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100