RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

26.10.2006

Сергей Правосудов

ДЕКОЛОНИЗАЦИЯ РОССИЙСКИХ НЕДР
  
 
 

Минприроды стремится навести порядок в режиме СРП

  

БОРЬБА ЗА ЭКОЛОГИЮ

В последнее время Министерство природных ресурсов превращается в один из ключевых элементов федеральной вертикали власти. Недавно именно оно через Генеральную прокуратуру добилось отмены своего же приказа от 15.07.2003 г. №600 «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов ТЭО комплексного освоения Пильтун-Астохского и Лунского лицензионных участков (II этап проекта «Сахалин-2»)».

Причиной «стали факты невыполнения рекомендаций, данных в заключении государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), и многочисленные отклонения от ТЭО проекта. В частности, вопреки рекомендациям не приведен в соответствие с условиями местности комплекс противоэрозийных мероприятий, также не выполнены рекомендации по строительству защитных противоэрозионных сооружений», - говорится в заявлении МПР. Кроме того, министерство обратило внимание на сброс нефтепродуктов с платформы «Моликпак», что является нарушением требований Водного кодекса РФ.

При этом глава министерства Юрий Трутнев дал понять, что на самом деле его беспокоит не только экология. «Нас беспокоит намерение оператора проекта списать на возмещаемые затраты дополнительные средства и отодвинуть точку раздела продукции. Мы не можем на это не реагировать, потому что в случае реализации таких намерений Российская Федерация потеряет 10 миллиардов долларов. Условия соглашения обязательны для исполнения обеими сторонами, и Российская Федерация попросту обязана защитить свои интересы. Никакого отношения к ухудшению инвестиционного климата в России данная ситуация не имеет», - заявил министр.

Позицию министра поддержал и Президент Владимир Путин: «Наши иностранные партнеры хотят двукратно увеличить свои расходы. Что означает это для российской стороны? По соглашению о разделе продукции мы не будем получать доходы до тех пор, пока не окупятся их расходы. Мы сейчас ничего не получаем, хотя нефть уже добывается несколько лет, а если они увеличат свои расходы, то мы еще 10 лет не будем ничего получать. Почти в два раза увеличены расходы на юридические услуги, почти в два с лишним раза увеличены расходы на иностранный персонал, в два с лишним раза увеличены расходы на командировки». Кроме того, оператор проекта не выполняет условие соглашения о разделе продукции (СРП), которое предусматривает, что 70% рабочей силы, материалов и оборудования на «Сахалине-2» должны быть российскими.

Если проблема не будет решена в ближайшее время Sakhalin Energy поставит под удар выполнение уже подписанных контрактов о поставках с Сахалина сжиженного природного газа. Клиенты компании могут потребовать компенсации ущерба, что ляжет тяжелым грузом на этот проект. В то же время как бы случайно помощник Президента РФ Игорь Шувалов предложил иностранным компаниям отказаться от СРП и начать работать в рамках российского режима налогообложения.

Стоит напомнить, что еще четыре месяца назад МПР распространило сообщение, в котором содержалась резкая критика действующих проектов СРП и предлагалось передать контрольные пакеты акций «Сахалина-1», «Сахалина-2» и «Харьяги» в руки российских компаний. Тогда это вызвало недоумение у иностранных операторов, поскольку курирует СРП не Минприроды, а Минпромэнерго. Очевидно, что Юрий Трутнев хочет отобрать данное направление у Виктора Христенко. Вполне возможно, что это ему удастся.

 

ДЕСЯТЬ НА ДЕВЯНОСТО

Идея внедрения СРП в области добычи нефти появилась в СССР еще в 1960-е годы. Политбюро озаботилось отсутствием технологии разработки шельфовых месторождений нефти и газа. Поэтому возникла идея пригласить иностранные компании, чтобы перенять их технологии. Полигоном для этого эксперимента был выбран Сахалин. Ведь здешний шельф богат залежами углеводородов. При этом Сахалин находится относительно близко к США. Однако американская администрация была против передачи СССР новых технологий. Хотя нефтегазовые корпорации США положительно отнеслись к идее начала добычи на шельфе Сахалина. Переговоры шли, но достаточно вяло. Нашей стране некуда было торопиться, так как ресурсы, расположенные на суше еще далеки от исчерпания.

Всплеск активности в этом вопросе пришелся на 1990-е годы. СССР распался, а российское руководство всеми силами стало стремиться угодить странам Запада во главе с США. В 1993 году президент Борис Ельцин подписал указ о разрешении иностранным компаниям разрабатывать месторождения в России на условиях соглашений о разделе продукции. В 1995 году были подписаны три соглашения «Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Харьяга». Оператором первого проекта стала компания Exxon, второго - Shell, а третьего - Total Fina Elf. Со стороны России эти соглашения подписал заместитель министра топлива и энергетики Валерий Гарипов. Сейчас уже все признают, что условия этих соглашений были составлены в угоду западным корпорациям, а не России. Проекты СРП в России сильно напоминают соглашения метрополии с колонией.

В основных нефтедобывающих странах мира иностранцы вообще не имеют права добывать нефть, этим бизнесом занимаются исключительно государственные компании. Там же, где международные корпорации получают лицензии на разработку месторождений, им выдвигают очень жесткие условия. В частности, в Перу, после того как иностранный инвестор получил нефть, ему достается только 19% добытого сырья, а 81% сразу отходит государству.

В российских СРП раздел продукции между государством и инвестором предполагается в пропорции 10/90 в пользу инвестора. Более того, государство может вообще ничего не получить, так как инвестор вначале должен возместить себе все издержки. Поэтому западные компании стараются максимально раздуть затраты. Американцы из компании Exxon включили в смету затрат по «Сахалину-1» работу нескольких сотен сотрудников, которые никогда не были на Сахалине и находятся в Хьюстоне. В соглашении по «Харьяге» записано, что старое оборудование, привозимое из-за рубежа, можно включать в стоимость затрат по цене в 50% от стоимости нового оборудования. И вот уже несколько лет из-за рубежа ввозится металлолом, за который платит российское правительство. Кроме того, иностранные «инвесторы» значительно завышают свои затраты. Себестоимость бурения скважин на той же «Харьяге» в 3-4 раза выше, чем у российских компаний.

Стоит отметить, что люди, активно продвигавшие в России СРП, сегодня находятся не у дел. Валерий Гарипов был уволен с госслужбы, после того как президентом страны стал Владимир Путин. Гарипов рассчитывал, что Shell в благодарность за его услуги предоставит ему хорошую должность. Однако этого не произошло. Его начальник Юрий Шафраник занимается сегодня перепродажей нефтегазовых активов. На выборах в Государственную Думу в 2003 году партия «Яблоко» пыталась разрушить мнение, что ее представители только говорят и ничего не делают. В качестве примера реальной работы «на благо России» один из ее лидеров, Сергей Иваненко, назвал сахалинские СРП, «благодаря которым в Россию пришли многомиллиардные инвестиции, и жизнь людей на Сахалине стала гораздо лучше». Как известно избиратели не восприняли эту агитацию и «Яблоко» не попало в парламент.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Отказаться в одностороннем порядке от уже подписанных соглашений для России будет означать потерю лица, поэтому МПР и говорит о том, что условия СРП нарушают зарубежные компании. По словам Юрия Трутнева, в настоящее время между проектом разработки Харьягинского месторождения и фактическими действиями компании «Тоталь Холдинг» (оператор проекта) существуют значительные несоответствия. В частности, они касаются хода сооружения эксплуатационной и нагнетательной сеток скважин, объемов добычи, утилизации добываемого попутного газа, достижения проектного коэффициента извлечения нефти. «Мы предъявляем одинаковые требования абсолютно ко всем компаниям. Эти несоответствия существенные и должны быть устранены», - отметил министр.

Проекту «Сахалин-1» повезло больше. МПР просто отказало его участникам в праве на расширение площади добычи. Чиновники считают, что за новые ресурсы углеводородов, расположенные на сопредельных участках шельфа, члены консорциума должны посоревноваться с другими компаниями на аукционе. Скорее всего, относительная мягкость в отношении «Сахалина-1» обусловлена тем фактом, что 20% в этом СРП принадлежит государственной «Роснефти».

Очевидно, что иностранцам дают понять: время односторонних уступок со стороны России прошло. Теперь речь идет об обмене активами. Как образно сказал Президент Владимир Путин, наша страна хочет знать, что она получит в обмен на свою «конфетку» в виде запасов нефти и газа.

Условия распределения «конфеток» планируется обновить в самое ближайшее время за счет принятия нового закона «О недрах». В нем будут описаны правила, по которым иностранные компании смогут работать в России. Юрий Трутнев уже заявил, что в разряд стратегических попадут все месторождения с запасами более 50 млрд кубометров газа. Фактически это означает, что иностранные компании не будут иметь права самостоятельно разрабатывать газовые месторождения в России. Трудно предположить, что они заинтересуются мелкими участками, за счет которых можно покрыть потребности разве что какого-нибудь небольшого населенного пункта.

 

ЗА ЧИСТЫЙ КАСПИЙ

МПР стремится влиять на решения, касающиеся не только внутрироссийских, но и международных вопросов. В частности, накануне начала саммита большой восьмерки в Санкт-Петербурге у здания посольства США в Москве состоялся митинг против загрязнения акватории Каспийского моря танкерами американских компаний, перевозящими нефть. Организаторами акции протеста выступили несколько экологических организаций и движений. Однако сообщения о ходе митинга распространялись от имени Министерства природных ресурсов РФ. Более того, в мероприятии принял участие один из руководителей МПР Олег Митволь. По его словам, в связи с тем что российский сектор Каспийского моря является одним из самых низких по глубинам, «вся грязь, все нефтяные пятна и отходы производства прибивает к границам Астраханской области, республик Дагестан и Калмыкия». При этом особую озабоченность экологов вызывает практически ежедневное увеличение транспортировки по Каспийскому морю нефти и нефтепродуктов приграничными государствами на танкерах и судах, которые не имеют соответствующих международных сертификатов, классов защиты, а также планов по ликвидации возможных техногенных катастроф.

В этот же самый день (13 июля) в турецком городе Джейхан состоялись торжественные мероприятия по запуску знаменитого нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан». В праздновании приняли участие президенты Турции, Азербайджана и Грузии - Ахмет Недждет Сезер, Ильхам Алиев и Михаил Саакашвили. Очевидно, что эти события весьма тесно увязаны между собой.

Дело в том, что танкеры американских компаний смогут загрязнить Каспий, если будут возить нефть в больших количествах из Казахстана в Азербайджан для заполнения нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан». Ресурсов азербайджанских месторождений недостаточно для того, чтобы новая экспортная магистраль заработала на полную мощность. Поэтому власти США в последнее время обхаживали президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. В частности, в нынешнем году эту республику посетил американский вице-президент Дик Чейни.

В результате в середине июня Казахстан подписал соглашение с Азербайджаном о присоединении к проекту «Баку-Тбилиси-Джейхан». До конца текущего года в Баку должно поступить 3 млн тонн казахстанской нефти. В дальнейшем поставки могут возрасти до 25 млн тонн. Именно против этого и протестовали участники акции около американского посольства в Москве. Россия традиционно призывает Казахстан и Азербайджан экспортировать нефть через ее территорию, а проблему перегруженности черноморских проливов предлагает решить за счет строительства нефтепровода «Бургас-Александруполис».

 

ДЕ-ФАКТО И ДЕ-ЮРЕ

В кругах, близких к Минприроды, активно дискутируется вопрос о необходимости отобрать у губернаторов право на распределение ресурсов полезных ископаемых (в первую очередь нефти и газа). Главы регионов всеми силами пытаются удержать за собой эти полномочия (аналогичную политику проводил и сам Юрий Трутнев, когда руководил Пермской областью). Де-юре губернаторы еще могут принимать решение о выдаче лицензий, но де-факто эти полномочия уже сконцентрированы в руках МПР. В скором времени, данная ситуация будет закреплена юридически в новом варианте закона «О недрах».

Кроме того, недавно министр природных ресурсов обратил внимание общественности на тот факт, что у ряда компаний имеется значительное число бездействующих скважин, а это ведет к снижению объемов добычи нефти. В качестве наиболее злостных нарушителей были названы ТНК-ВР и все тот же «ЮКОС». На их долю, по данным МПР приходится соответственно 30% и 20% бездействующих скважин.

Свое негативное отношение к ТНК-ВР министерство выразило еще и тем, что отказалось пересмотреть параметры лицензионного соглашения по Ковыктинскому газоконденсатному месторождению в Иркутской области. При этом Юрий Трутнев неоднократно говорил о возможном отзыве лицензии на разработку Ковыкты. Кроме того, Минприроды заняло жесткую позицию в отношении принадлежащей «ЮКОСу» лицензии на разработку Юрубчено-Тахомского месторождения в Эвенкии. Вполне возможно, что срок действия лицензионного соглашения будет прекращен в самое ближайшее время и это весьма перспективное месторождение обретет нового хозяина.

В этом контексте кажется вполне логичным, что именно в Минприроды была передана Центральная комиссия по разработке месторождений углеводородного сырья (ЦКР), ранее входившая в состав Минпромэнерго. Эта малоизвестная структура утверждает параметры проектов освоения всех российских месторождений. В результате давление властей на нерадивых недропользователей станет более эффективным. И если ранее компании могли играть на противоречиях между Минпромом и МПР, то теперь их, наконец, лишили этой возможности.

Сергей Правосудов, директор Института национальной энергетики


Количество показов: 4194
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100