RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

11.09.2006

Роман Багдасаров  

АВТОНОМИЯ ОТ КУЛЬТУРЫ

Cтратегия нового варварства

  
 
 
ImageДесятки, сотни, иногда тысячи праздно шатающихся людей регулярно окружают христианские храмы и кладбища в Косово. Собравшись в достаточно большом количестве, они приступают к разрушению очередной православной святыни. Демонтаж осуществляется не только при помощи подручных средств (от кувалды до экскаватора) - взрывают и минируют храмы, сносят до основания целые монастыри, разрывают могилы, разбрасывают и топчут кости. Там, где раньше молились, - устраивают свалки для мусора.

Эти люди - «косовары», косовские албанцы, потенциальные граждане государственного образования на бывшей территории Сербия. Можно, закрывая глаза на факты, списывать все преступления на «экстремистов», но тогда придется зачислить туда внушительный процент албанских мужчин. Храмы, которые они уничтожают, строились сербами с XIV по конец XX вв. Если принимать в расчет лишь православную архитектуру, то с 1999 г. было обращено в развалины около 150 церквей. Все они рассматриваются албанскими варварами как часть чуждой, ненавистной культуры.

Исчерпывающую информацию об уничтожении культурного наследия Косова и Метохии получить невозможно. Практически еженедельные акты вандализма с трудом поддаются учету. Сербского населения там практически не осталось, а албанская сторона информации о происходящем по понятным причинам не предоставляет. Инспекторы ЮНЕСКО наезжают только после широкомасштабных погромов (как в марте 2004-го, когда за три дня Европа лишилась 34 храмов) и даже не успевают посетить все подлежащие охране объекты.

На венских переговорах между косоварами и сербами число объектов, признанных памятниками, было сокращено с 1300 до 40 (!). Остались, главным образом, шедевры XIII-XV веков. Остальное брошено в топку миротворческого процесса, набирающего нешуточные обороты.

У ИСТОКОВ ЕВРОПЕЙСКОГО РЕНЕССАНСА

Первое, что следует иметь в виду, говоря о памятниках Косова-Метохии, это то, что их значение выходит далеко за этнорелигиозные границы Сербии. Области Косово, Метохия и прилегающая к ним славянская Македония с начала XIV века вплоть до 1371 г. (битвы на Марице, за которой последовала гибель средневековой Сербии) были местом, где возникали наиболее авангардные течения в восточнохристианском искусстве. Так же как живописцы Константинополя и Салоник, мастера, собранные королем Милутином (ум. 1321), сформировали стилистику так называемого Палеологовского ренессанса, предопределившего в следующем столетии Возрождение на Западе.

Каковы основные черты византийско-сербского ренессанса? Совершенство исполнения, строгое соблюдение классических пропорций греко-римского канона. Искусство Сербии в этот период сделает колоссальных скачок. Манера письма становится изысканной, обретая ритмику античных рельефов. Фигуры насыщаются динамизмом, исчезает изолированность соседних сцен друг от друга, они образуют единую визуальную протяженность. Это производит невиданное дотоле реалистическое впечатление. Художественное повествование показывает не просто движение тел, но передает психологическую драматургию сюжета.

Сербские и греческие живописцы Палеологовского ренессанса вырабатывают собственные творческие принципы, погружающие зрителя в особое изобразительное пространство. Одновременно применяется несколько систем перспективной проекции, каждая из которых по отдельности встречалась в живописи и раньше, но совмещенные они создают совершенно новый художественный язык. Комбинируя различные точки обзора (с высоты птичьего полета или «лягушачьей» перспективы), мастера короля Милутина достигают в этот период максимального эффекта присутствия.

Иконография храмов Косова и Метохии одна из самых загадочных за всю историю христианского искусства на Балканах. Так, в росписях церкви Богородицы Левишки (Призрен) впервые появляются развернутые сюжеты с участием античных философов и сивилл, олицетворения Ветхого и Нового Заветов. Столетием ранее в той же церкви был написан подлинный шедевр - «Богоматерь Елеуса с Христом-Кормильцем».

В середине XIV века, в правление царя Душана, создаются монументальные циклы росписей в Дечанском монастыре. Специалисты называют их живописной энциклопедией. «В двадцати огромных циклах, покрывающих стены церкви, запечатлена вся ученость создавшей ее среды и все знания живописцев, - отмечал один из крупнейших византинистов 2-й половины XX в. Воислав Джурич. - Во множестве композиций и в отдельно написанных фигурах нашли выражение отношения современников к вере, Богу и к земным делам. В росписях Дечан отразились взгляды на задачи искусства в его служении религии... Традиционные сюжеты - Великие праздники, Страсти, Чудеса и Притчи, богородичный цикл, Вселенские соборы, Месяцеслов, Страшный суд, цикл, посвященный св. Николаю, вместе с евхаристическими и ветхозаветными композициями - обогатились новыми темами, прежде лишь изредка попадавшими на стены церквей или вовсе не встречавшимися... Таким образом, Дечаны превратились в богатейшую сокровищницу византийской иконографии, памятник, фрески которого благодаря тематическому изобилию стали неистощимым источником для творчества будущих мастеров».

Академик Джурич не дожил всего трех лет до того, как над Дечанами, Грачаницей и десятками других византийских фресок Метохии нависла смертельная опасность. Теперь о значительной части памятников можно больше не тревожиться... Безвозвратно утрачены росписи церкви Богородицы Левишки, собора Спаса и церкви Св. Николая в Призрене, церкви Богоматери Одигитрии в Мушутиште, монастыря Св. Архангела Гавриила в Биначе, монастыря Св. Марка в селе Кориша и многих других. Никакие 10 миллионов долларов, планируемые к выделению донорами ЮНЕСКО, их уже не восстановят.

ВОЙНА С КАМНЯМИ, КОСТЯМИ, ДЕРЕВЬЯМИ

Если врагом номер один албанских экстремистов является сербское население, то врагом номер два - сербский культурный ландшафт.

В архитектурном геноциде Косова четко выделяются три волны массовых разрушений:

1) 1941 год, после оккупации странами Оси;

2) 1999 год, после оккупации НАТО;

3) 2004 год, скоординированный албанскими экстремистами погром 17-18 марта, когда было повреждено и погибло 34 церкви.

Эти волны не включают разовые, но регулярные акции, направленные на уничтожение отдельных культурных объектов: в XIX веке, при коммунистическом режиме, в промежуток 1999-2004 гг. и после мартовской катастрофы 2004-го вплоть до настоящего момента. Необходимо подчеркнуть, что речь идет лишь о культовых сооружениях. Такие факты как снос сербских кварталов в крупных городах или 130-ти деревень по всей территории Косова в данном случае не учитываются.

У каждого памятника искусства есть свой срок существования. После четырех веков перерыва, когда уцелевшие церкви Косова-Метохии пребывали в запустении, судьба отмерила живописи сербского ренессанса совсем краткий отрезок времени. Планомерное изучение сербского церковного искусства было инициировано с начала прошлого века. Многие фрески стали расчищать от позднейших наслоений лишь после Второй Мировой войны. Даже в 1970-е годы множество композиций еще не успели раскрыть. А уже с 1990-х начинаются точечные покушения на них, и с 1999 года - систематическое уничтожение новыми хозяевами края.

Поскольку православные церкви являются зримыми символами сербской идентичности, то разрушать их - старая методика врагов сербов. Когда в 1459 г. турецкие завоеватели взяли последний оплот независимости Сербии, крепость Смедерово, то первыми были уничтожены храмы. Немало памятников погибло во время итальянской оккупации Косово в 1941 году. Так, в монастыре Девич XV в. албанские нацисты разграбили и разрушили четыре храма. Исчезли в огне древний иконостас и средневековые фолианты.

Помимо средневековой архитектуры особую ненависть албанцев вызывают новейшие здания. Ильинская церковь в деревне Быстрадина (округ Дяковица) была снесена в 1941-м, восстановлена через 50 лет. В 1999-м пострадал интерьер, но само здание уцелело. Этого показалось мало, и в марте 2004-го оно было разрушено до основания.

Построенный в 1994-1999 гг. в самой Дяковице собор Св. Троицы на месте сооружения XIX в. практически сразу после завершения строительства обращен в руины. В марте 2004 г. даже эти развалины некогда прекрасного здания были окончательно стерты с лица земли. Находящаяся там же церковь Успения Девы Марии XVI-XIX вв. разрушена вместе с приходским домом, а жилые помещения взорваны.

Ненависть албанцев к сербской культуре часто принимает совершенно иррациональную форму, напоминающую массовый психоз. 17.03.2004 после эвакуации монахинь, косовары разломали гробницу св. Иоаникия Девичанского и устроили танцы на мощах, на виду безразличных представителей миротворческих сил в Косове (КФОР). Как ни дико для цивилизованного европейца, это действие еще как-то можно объяснить. Религиоведение классифицирует его как ритуальное надругательство над святыней, осквернение. Гораздо сложнее понять, что руководило вандалами, заминировавшими и спалившими монастырь Святого Архангела XIV века в районе села Горне Неродимле. После осквернения кладбища (это опять-таки можно «понять»), они вырубили и сожгли сосновый бор. Впрочем, нет. Это тоже объяснимо: бор был посажен в XIV веке, когда, согласно новейшей истории Косова, там не происходило ничего особенного. И сосны эти тоже «сербского происхождения».

СТИХИЯ ИЛИ СТРАТЕГИЯ?

Если отвлечься от эмоций, то за варварскими действиями проглядывает вполне эффективная стратегия. Позиция сербской стороны состоит в идее автономии для косовских сербов внутри максимально автономизированного Косова, существующего в составе Сербии. После массового исхода сербов, наличие исторической застройки в городах Метохии и опустевшие села, оставались материальной базой для их репатриации.

Восстановление уничтоженных памятников и культурно-исторических объектов, «будет способствовать примирению и новому диалогу между общинами, проживающими в Косово, а также содействовать возвращению перемещенных лиц», считает гендиректор Совета Европы по вопросам образования, культуры, культурного наследия, молодежи и спорта Габриэла Баттайни-Драгони. Однако пока идет своим чередом переговорный процесс, сербская среда обитания плавно, а иногда резко (как в марте 2004 года) исчезает.

Представители так называемой Армии освобождения Косово (ОАК) откровенно шантажируют парламент, грозя начать боевые действия, если депутатами не будет провозглашена независимость Косова. Параллельно с этим организованные в «Группу за самоопределение» албанцы требуют не допускать Сербию до участия в переговорах об окончательном статусе края.

На фоне албанского прессинга предстоящее 24 октября обсуждение в ООН доклада спецпредседателя Кая Эйде, где он признает «недочеты» в деле охраны сербских святынь, выглядит, мягко выражаясь, запоздалым. Как показывают восемь лет, истекшие со дня ввода миротворческих сил, в критический момент они всегда теряют контроль над ситуацией, в лучшем случае отвечая лишь за собственную безопасность.

Сербия выполнила требования международного сообщества по выводу армии и полицейских частей из Косова. Но способны ли НАТО и ООН оправдать свою оккупацию этих земель? Пока они не достигли ни одной из поставленных целей, и нет ни малейшей надежды, что достигнут этого в будущем. События неуклонно развиваются в пользу ОАК и других сторонников безоговорочной независимости бывшей Метохии. Независимости от сербов, от истории, от основ цивилизованного мира.


Количество показов: 4763
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100