RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

21.09.2006

Константин Черемных

ПОГРОМ В ЦЕНТРЕ ЕВРОПЫ

Кто и зачем пытается свергнуть правительство Венгрии?

БУДАПЕШТ СТАЛ ПОХОЖ НА БИШКЕК

В мае 2001 года венгерский телеведущий Тамаш Фрай задал в прямом эфире популярного телеканала вопрос: «Сколько стоит убрать премьер-министра?» В ответ специально подобранный русский мафиози с выразительной внешностью, не задумываясь, ответил: «Четыре миллиона долларов».

Последовал скандал, российское посольство подало запрос о связях телеведущего с организованной преступностью, двое медиа-чиновников уволились, а тогдашний премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заработал себе дополнительный политический капитал. Автор телевизионной «шуточки» остался неизвестен.

Точно так же остались неизвестными те лица, что в воскресенье 17 сентября 2006 года подбросили в студию первого венгерского телеканала аудиозапись частной беседы членов нынешнего правительства Венгрии, где его глава Ференц Дюрчань признавался в том, что правящие политики «лгали народу, чтобы победить», «лгали утром, лгали вечером», и помогло удержаться у власти «только небесное провидение».

Разгоряченная толпа, ворвавшаяся следующей ночью в офис телецентра, громила оборудование и выкидывала на улицу оргтехнику, которую предприимчивые мародеры тут же с ходу «прихватизировали», заставив вспомнить о прошлогодних событиях в куда менее богатом киргизском Бишкеке. Наутро та же толпа осквернила советский воинский мемориал. Все это производилось весело, целеустремленно и с криками «Пятьдесят шестой! Пятьдесят шестой!» И хотя в телевизионном разоблачении никак не упоминалась наша страна, политический скандал мгновенно приобрел антирусский оттенок. Благо телецентр находится на площади, ныне носящий имя Лайоша Кошута – предводителя венгерского восстания, подавленного русской армией. Мемориал, по совпадению, тоже поблизости. А еще одно совпадение, не территориальное, а временное, состояло в том, что пленка с легкомысленными репликами премьера предстала публике в аккурат накануне отъезда Ференца Дюрчаня в Сочи – в гости к Владимиру Путину.

Уличный мятеж, участников которого российский посол тут же назвал «сбродом», фактически чрезвычайно удачно укладывался в политическую конъюнктуру. И хотя толпа громил и мародеров производила отнюдь не цивилизованное впечатление на сторонних наблюдателей, ее действия, как и жесткий ответ полиции, раскачивали политическую обстановку с очевидным выигрышем для вполне конкретного политика – того же Виктора Орбана. Он потерял пост премьера в 2002 году, но на апрельских выборах этого года ему и его партии «Фидес» многие политологи прочили реванш.

У ВЕНГРОВ ТОЖЕ ЕСТЬ СВОЙ КАЧИНЬСКИЙ 

Венгрию, как и многие страны Восточной Европы, после распада соцсодружества бросало то вправо, то влево. Тем не менее Венгерская соцпартия, наследница коммунистической ВСРП, оказалась «живее всех живых». Основы ее жизнестойкости заложил еще прагматик Янош Кадар, мягко, но решительно отстаивавший линию на самостоятельность и на постепенное врастание партаппарата в рыночные отношения. Многие деятели ВСРП и венгерского комсомола (КИС) стали успешными банкирами и предпринимателями, а сама партия достаточно скоро вернулась к власти.

Социалисты уступили правым оппонентам лишь на четыре года – с 1998 по 2002-й. Этот период и был звездным часом Виктора Орбана.

Уличный популист, в 26-летнем возрасте прославившийся своей речью на церемонии перезахоронения останков вождя антисоветского восстания 1956 года Имре Надя, в этот период не раз шокировал международную общественность. Его требование вернуть смертную казнь категорически расходилось с установками Евросоюза, а его мечты о восстановлении границ Венгрии времен нацизма даже привели к тому, что ему было отказано в приеме в Белом Доме.

Близкие соратники по партии, впрочем, вовсе не считают Орбана радикальным политиком. Говорят, что он просто хорошо знает мышление националистической части населения и умеет находить близкие ее сердцу слова и лозунги. Особой популярностью он пользуется среди венгерского меньшинства Словакии, Румынии и Сербии, которым в период премьерства он требовал предоставить двойное гражданство.

Венгерский национализм естественным образом вырос из фантомных болей Австро-Венгерской империи. При создании суверенного государства треть территории, населенная венгерским этносом, осталась за его пределами по решению держав – победителей Первой мировой войны, в соответствии с Трианонским договором 1920 года. Эти территории, возвращенные при нацистах, были вновь поделены между соседними государствами после 1945 года. Поражение в имущественных правах, коснувшихся венгерского населения вместе с немецким и австрийским, здесь не забыто и в весьма широкой массе населения считается несправедливым.

На чаяниях этого электората вполне успешно делал политическую карьеру Виктор Орбан. Партия «Фидес», родившаяся из основанного им Союза молодых демократов, внесла в политическую палитру Европы новый неоконсервативный цвет, весьма родственный националистическим партиям Австрии и Польши. Впрочем, существенным отличием от польских «братьев по разуму» было отношение к американской внешней политике. В 2003 году партия громче всех требовала вывода американских войск из Ирака, пользуясь при этом решительной поддержкой венгерской католической церкви.

Другим коньком правого популиста было обличение коррупции и распродажи собственности иностранцам. Вполне естественной мишенью стал нынешний премьер-министр Ференц Дюрчань, которого многие считают самым богатым человеком Венгрии. Впрочем, в этом году венграм стало известно, что самым состоятельным человеком в их государстве является российский гражданин Михаил Рахимкулов – бывший представитель «Газпрома» в Будапеште. О его намерении приобрести пакет акций в крупнейшем венгерском банке ОТР стало известно как раз накануне скандала с аудиопленкой.

ДЮРЧАНЬ УСТАЛ ОТ «ОХОТЫ НА ВЕДЬМ»

Российская пресса поразительно дружно протранслировала почерпнутый у «Би-би-си» слух о том, что интрига со злополучной пленкой является результатом неких инсинуаций со стороны партнеров Дюрчаня по Социалистической партии. Эта версия как раз чрезвычайно выгодна именно Виктору Орбану. Четыре года назад его «Фидес» по общему числу голосов выигрывала выборы. Социалисты вырвали победу, заключив союз с левыми либералами из Свободной демократической партии. Союз был непрочным: два года спустя премьер-социалист Петер Медьеши, уволивший одного из министров из союзнической партии, оказался в центре скандала в связи с его «коммунистическим прошлым», и был вынужден передать пост министра своему советнику Дюрчаню.

Он не ошибся в выборе. Ференц Дюрчань, бывший руководитель комсомольской организации города Печ, а позже – успешный бизнесмен, оказался чрезвычайно активным и гибким политиком и дипломатом. Уступив общественности, он вывел венгерский батальон из Ирака, зато подарил иракской армии целый эшелон вполне боеготовных танков советского производства. Он успешно провел страну через все бюрократические препятствия при вступлении в Евросоюз – и он же за несколько дней до вступления заключил договор о поставках в Россию отработанного ядерного топлива, что в составе ЕС было бы уже невозможно. Он наладил отношения с германскими социал-демократами, и одновременно распространил венгерскую дипломатию далеко на восток, добившись от Китая снятия барьеров на поставки венгерского зерна.

Предприниматель по духу, Дюрчань проводил свою политическую линию с подчеркнутым прагматизмом. Он первым предложил рассекретить все архивы коммунистических спецслужб, чтобы раз и навсегда положить конец скандалам и сплетням и тем самым оздоровить политическую ситуацию. Правительство Орбана предпочитало выборочную «охоту на ведьм».

Отправляя в отставку министра сельского хозяйства, он говорил: «Мне нужен не аграрий-политик, а аграрий-менеджер». В то же время он повысил заработную плату учителям и врачам. При его национал-популистских предшественниках венгерская медицина была, по выражению «Би-би-си», в состоянии коллапса.

Слабым местом правительства Дюрчаня были высокие налоги и повышения коммунальных тарифов. Это не было инициативой Дюрчаня: он выполнял требования Евросоюза по сокращению бюджетного дефицита. По вполне рациональным экономическим мотивам он по своей инициативе отложил вступление Венгрии в зону евро. Однако падение курса форинта, предпринятое в целях поддержки индустрии, было использовано оппонентами против него.

«ПОРА» ТРЕНИРОВАЛАСЬ В БУДАПЕШТЕ

Оппоненты не теряли времени зря. Виктор Орбан, вопреки своей репутации антиамериканского политика, охотно поучаствовал в поддержке украинской «оранжевой революции». Именно с Орбаном встречался в Будапеште Виктор Ющенко между первым и вторым турами выборов. Именно правая оппозиция помогала отрядам «Поры» проводить свои «полевые тренировки» в Венгрии.

В конце 2004 года Орбана с распростертыми объятиями принимали в Американской венгерской федерации. В ней, как и в украинских эмигрантских объединениях, преобладают консервативно-реваншистские настроения. На встрече с Орбаном американские венгры, например, возмущались закрытием венгерского университета в румынском городе Клуж-Напока. В АВФ вполне сочувствуют и идеям территориальной экспансии.

Во времена премьерства Орбана нередко уличали в антисемитизме. Тем не менее на мероприятии АВФ присутствовал один из самых влиятельных американских сенаторов Том Лантос – потомок старого еврейского рода, столетиями приближенного ко двору Габсбургов. Постоянные читатели новостных сводок Центральноевропейского института демократии, издаваемых другим влиятельным выходцем из Венгрии – Джорджем Соросом, также не могли не уловить явной симпатии к регионалистским устремлениям венгерских меньшинств в Словакии, Сербии и Румынии.

Прагматической линии Дюрчаня на широкое международное экономичнское партнерство был противопоставлен романтический экспансионизм Орбана – без серьезной экономической основы, однако с изрядным зарядом популистской амбиции и с откровенной установкой на нестабильность. «Переформатирование» венгерской правой оппозиции нацеливалось на октябрь 2006 года – 50-летнюю годовщину венгерского восстания.

За океаном точно следовали традиционному принципу «сукин сын, но наш». Малоприличная риторика, дешевый популизм, экономическая безграмотность и даже близость к религиозным кругам, противостоящим войне в Ираке, – все эти свойства Орбана не мешают сейчас делать ставку на его партию. Если эта оппозиция соответственно своим принципам дестабилизирует все границы Центральной Европы, это вполне совпадет со стремлением Вашингтона любым способом урезать европейскую самодостаточность, и уж по крайней мере партнерство Европы с Россией. Для такой цели сгодится любой инструмент.

«ГОЛУБОЙ ПОТОК-2» ПОД УДАРОМ

По собственным политическим соображениям Джордж Буш решил отпраздновать годовщину событий 1956 года досрочно. Он явился в Будапешт в другой, но не менее знаковый день – 22 июня. По вряд ли случайному совпадению, в тот же день в Киеве было скоропалительно объявлено о создании «оранжевой коалиции».

Впрочем, имело место и еще одно совпадение, не замеченное прессой. Накануне, 20 июня, в Будапеште было подписано соглашение о создании российско-венгерского совместного предприятия SEP Company Kft. Его учредили «Газпром» и венгерская государственная нефтяная компания MOL. Задачей СП была подготовка технико-экономического обоснования Южно-Европейского газопровода – южной ветви «Голубого потока», предназначенной для поставки газа в Европу в обход Украины. Ранее предполагалось, что европейским партнером «Газпрома», как и в первой очереди «Голубого потока», станет итальянская ENI. Но старые российско-венгерские связи дали себя знать. Сказалась и активная политика венгерского премьера, к этому времени уже дважды обсуждавшего газовые проблемы с Владимиром Путиным, и заинтересованность «Газпрома» в создании газохранилищ на венгерской территории, и наконец, двойственная политика Италии.

В конце прошлого года итальянское министерство промышленности вновь выдвинуло проект газопровода Констанца-Триест через территории Румынии, Австрии, Сербии, Словении и Хорватии. Этот проект к тому же совмещался с планами создания газового транзита из Средней Азии через Каспий на побережье Черного моря – «проекта Набукко», где в качестве инициатора выступал бывший видный американский дипломат Генри Оуэн. Транзита, не обеспечивающего экономической выгоды, не гарантирующего безопасности транзита, и фактически преследующего лишь единственную цель – создание «санитарного кордона» вдоль границ России.

В начале сентября стало известно о создании российско-венгерской компании по добыче нефти на одном из участков в Ханты-Мансийском национальном округе. На примере отношений с Венгрией российская сторона начала реализовывать принцип обмена участия в нефтедобыче на стратегическое партнерство в транзите своих ресурсов.

15 сентября глава правления «Газпрома» объявил в Сочи о планах строительства южной ветви «Голубого потока» в Болгарию, Венгрию, Румынию и Австрию. 18 сентября премьер-министр Венгрии, член правления MOL Ференц Дюрчань прибыл в Сочи. В то же время стало известно о планах российского Минфина по слиянию и возрождению российских банков, в период СССР обслуживавших операции Совета экономической взаимопомощи – Международного банка экономического сотрудничества и Международного инвестиционного банка.

Тут и выстрелил погром будапештского телецентра, уже объявленный в ряде западных СМИ «римейком 1956 года».

КОМУ ВЫГОДЕН «УЛИЧНЫЙ ПУТЧ»?

Фактически то, что демонстрировалось миру по всем телеканалам, было больше похоже на неряшливый, слепленный наспех и из некачественного материала римейк украинского «кассетного скандала» 2000 года в одном флаконе с Майданом 2004-го. Предполагалось, правда, что накануне подоспеет заявление украинского руководства о своей готовности к приему в НАТО. Вместо этого антироссийские силы в Америке и Европе получили приднестровский референдум.

Однако теперь российско-венгерские договоренности, в которых важнейшую скрепляющую роль играют германские партнеры России, могут столкнуться с еще многими неожиданностями.

Предотвратить их может и должна качественная дипломатия и столь же качественная и предметная пропагандистская работа российских СМИ. Семьи полицейских и сотрудников телецентра, задохнувшихся от дыма в закрытом помещении 19 сентября, должны знать о том, кто стоит за спиной якобы стихийной толпы и какие «преимущества» эти силы готовят стране, осмелившейся на роль мирного партнера России по обеспечению энергетической безопасности европейского континента.

Популярным журналистам и авторитетным духовным лицам Венгрии уместно посоветовать: берегите головы, благо поджигатели европейских войн любят странною любовью не только символические даты, но и символические жертвы. А всем венграм – задуматься о том, насколько свободолюбивым чаяниям Кошута и Надя соответствуют кровь и хаос, который готовят их родине за океаном. Всего лишь из истерического стремления не упустить ускользающее из рук мировое господство.


Количество показов: 3116
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100