RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

14.10.2006

Константин Черемных

ГЕОПОЛИТИКА НЕ ТЕРПИТ СУЕТЫ
  
   
ImageВ отношениях с Ираном нам не хватает долгосрочной стратегии

ТЕГЕРАН ПРОТЯГИВАЕТ «КУЛАК ДРУЖБЫ»

11 октября президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад, совершая традиционную поездку по провинции, выступил вначале перед общественностью города Шахрияр, а затем перед общественностью города Робат-Карим. Встречали лидера-оратора с одинаковым воодушевлением. И говорил он в принципе одно и то же.

Цитирую ленту IRNA: "Эти три или четыре государства ведут себя нагло, а Совет Безопасности вообще не имеет права вмешиваться", - говорил иранский лидер в Шахрияре об участниках группы государств, обсуждающих вопрос об экономических санкциях. Под тремя явно "обнаглевшими" врагами подразумевались Соединенные Штаты, Великобритания и Германия, четвертым - под вопросом - числилась Франция. Не относились к этому числу Россия и Китай.

"Независимо от того, что бы они ни кричали и как бы ни хмурили брови, я заверяю вас в том, что иранская нация ударит твердым кулаком в лицо этим обнаглевшим державам... Если они наложат на нас санкции, этот день станет национальным праздником Ирана". Это говорилось спустя несколько часов в Робат-Кариме.

Как всегда, на широкой публике Ахмадинеджад избегал неясностей и кривотолков. Тем не менее в фантазии отдельных русскоязычных интерпретаторов слова иранского лидера за один день успели претерпеть прямую и обратную метаморфозу.

Израильско-украинский сайт "Mignews - Реактивные новости" (MIG - в данном случае не самолет, а Media International Group Вадима Рабиновича) неожиданно сообщил, что Иран "предложил Западу дружить". Еще через несколько часов, очевидно, после мучительных раздумий, эта фраза почти в точности воспроизводится лентой "Коммерсанта". Статья в этом издании на следующий день содержит целый ряд головокружительных сенсаций. Главная из них состоит в том, что Иран якобы изменил свою политику и решил подружиться одновременно с Западом и с Россией.


ОТКУДА БЕРУТСЯ МИФЫ?

Вывод о «перековке» иранского лидера был основан на вырванной из контекста фразы выступления в Шахрияре. Полностью пассаж Ахмадинеджада звучит так: "И чего они (страны Запада) добились, хмурясь на нас двадцать семь лет? Сегодня Иран становится все крепче и сильнее, а они - все слабее и изолированнее. Так что может, лучше с нами дружить?"

Вот такая, с позволения, сказать, симпатия с высокой горки. Лучше дружить, а то...

Но у Ахмадинеджада своя пропагандистская задача, а у "Коммерсанта" - своя. По версии "информированных источников" газеты, симпатии Ирана к самой "обнаглевшей" стране, а именно к США, заходит столь далеко, что Тегеран предлагает Вашингтону некую "пакетную сделку", обещая конструктивно повлиять на "Хезболлах" и "Хамас", равно как и обезопасить американские войска в Ираке.

Каким-то непостижимым образом эти посулы Америке, если верить газете, совмещаются с посулами России. Ей предлагаются - непонятно каким образом - оседлать нефтяные терминалы Ирака, "благодаря тому, что американский контроль там падает". Дьявольская щедрость распространяется и на Ливан, где для полного обеспечения безопасности российского инженерного батальона Тегеран якобы предлагает, дословно, "переговорить с шейхом Насраллой".

"Информированным источникам" притом заранее известно, что Америка на подсовываемый "пакет" заведомо не поведется, зато русский ванька, как всегда, развесил уши - и на следующей неделе проголосует против санкций, после чего будет сидеть и ждать, пока ему в руки свалятся киркукские залежи нефти.

За сутки коммерсантовскую сенсацию воспроизвели не более пяти сайтов, притом лишь фрагментами. Оно и понятно: даже журналист, совершенно незнакомый с дипломатической практикой, с трудом представляет себе официальных иранских чиновников, "перетирающих базар" с шейхом - то есть публично вмешивающихся в дела другого государства - только для того, чтобы обеспечить прикрытие российскому контингенту.


МИРОТВОРЦЕВ ЗАПИСАЛИ В ТЕРРОРИСТЫ

За пять дней до сенсации израильский "Седьмой канал", ссылаясь на другие "информированные источники", разразился собственной сенсацией ровно противоположного содержания. Русский инженерный батальон, по этой версии, ни в какой протекции от шейха не нуждается, благо уже успешно кооперирует и с "Хезболлах", и с сирийской разведкой. И вообще, российское ГРУ в лице двух чеченских батальонов охраны уже установило контроль (sic!) над Сидоном (Сайдой) - третьим по величине городом Ливана.

Авторство леденящего слуха про чеченскую оккупацию древнего Сидона принадлежит не самому Седьмому каналу, а аналитическому сайту Debka.com. Еще недавно этот ресурс, регулярно поставляющий информацию из разведывательных источников, имел весьма солидную репутацию. Теперь он выбрасывает на медиа-рынок наскоро изготовленные страшилки о совместных планах Ирана и Сирии немедленно захватить Голанские высоты. Как раз в то самое время, когда Башар аль Асад предлагает Ольмерту прямые переговоры, а тот гордо отказывается...

На самом сайте Debka.com навет на российских миротворцев с каждым днем обрастает новыми подробностями. 7 октября информированные спецобозреватели сообщают, будто одним из "батальонов ГРУ" руководит тот самый "бывший боевик", который совершил налет на мясокомбинат в Петербурге, а накануне встречался на Невском проспекте с уголовным авторитетом.

Что касается собственно израильских издателей, то в очевидном намерении представить Москву в качестве организатора и дирижера исламского терроризма можно усмотреть самые разные мотивы - от внутриполитической конъюнктуры (подготовка партии "Ликуд" к очередным внеочередным выборам) до защиты интеллектуального капитала.

Неделей ранее израильские СМИ сообщали, что российский президент предлагает специалистам из числа бывших эмигрантов вернуться на "доисторическую родину" - в Россию. Чем кривее зеркало, в котором нас показывают, чем гаже репутация Москвы в среде тоскующей по первому отечеству интеллигенции, тем более недоверчиво эта среда будет воспринимать любые позитивные жесты с российской стороны. Да разве можно ехать в страну, где оборонное ведомство опекает устрашающих исламистов, сегодня ворующих мясо, а завтра оккупирующих города?..


КАК ХАВЬЕР СОЛАНА СТАЛ «ГОЛУБЕМ МИРА»

Пока две группы информационных диверсантов закладывали под двери экспертного сообщества свои stink bomb ("бомбы-вонючки", как именуют вышеописанный жанр в американском журналистском обиходе), иранская пресса озвучивала свои сенсации, не высосанные из пальца.

Глава иранского Совета безопасности Али Лариджани, которому приписывалась раздача "пакетов" для американцев и русских, на второй неделе октября действительно активно занимался дипломатией, в том числе и по чувствительному ядерному вопросу. В первую очередь с экс-генсеком НАТО Хавьером Соланой. Главная новость агентства IRNA за 11 октября была связана как раз с этим именем: в ходе встречи с делегацией иранского Меджлиса в Брюсселе господин Солана, беспрекословно исполнявший пожелания Вашингтона по экспорту демократии в Белград и Киев, с благодушной щедростью признал право Ирана на полный цикл мирного атома.

Иранская пропаганда иной раз намеренно преувеличивает внешнеполитические достижения Тегерана. Однако новость о "смягчении Соланы" вряд ли является чистым вымыслом. Если сообщение о встрече Лариджани с Соланой иллюстрируется на сайте IRNA изображением флага ООН, где вместо земного шара - символ атомного ядра, с одной стороны которого ЕС-овские звезды, а с другой - три цвета иранского государственного флага, то значит, есть о чем говорить.

День 11 октября обозначился еще одним иранским успехом, о котором подробно сообщило агентство "Франс Пресс". Тот самый Вашингтон, что настойчивее всех призывает к введению антииранских санкций, в спешном порядке распорядился отправить в Тегеран груз запчастей к иранским авиалайнерам американского производства.

С чего бы это в один день, притом тотчас после лондонских переговоров о международных санкциях, непокорному Ирану, ежедневно транслирующему на весь мир угрозы "обнаглевшим державам", досталось два таких подарка?

С того, что уважаемые переговаривающиеся стороны зависят от своих правительств, а правительства, во всевозрастающей степени - от своих корпораций. Что неизбежно создает за кулисами стратегической дипломатии совершенно аполитичную, зато весьма оживленную возню хозяйствующих субъектов. В том числе Boeing и Airbus, страстно заинтересованных в растущем иранском рынке гражданских авиаперевозок. Сия заинтересованность достигла пика, едва корпоративные менеджеры прослышали, что вместо европейских и американских лайнеров Тегеран отнюдь не прочь закупить российские. Притом не только ТУ-154, которые российские авиакомпании уже готовы предоставить в количестве не менее 200 машин, но и новые туполевские разработки.

Понятно, что введение санкций вряд ли склонит Иран к приобретению западных аэробусов - российские ТУ окажутся вне конкуренции еще и по мотивам экономии. Между тем высокая задача лоббирования двух гигантов западного авиапрома возложена - на кого бы вы думали? На комиссара по безопасности ЕС Хавьера Солану.

В американском Конгрессе еще недавно бушевали страсти в связи с двойственной ситуацией, в которой оказался вице-президент Дик Чейни. С одной стороны, его война в Ираке безусловно определялась приоритетами антитеррористической борьбы. Но в другой ипостаси зубр "холодной войны" являл собою лоббиста крупнейшего производителя нефтедобывающего оборудования - корпорации "Хэллибертон". Не менее солидный евросоюзовский бюрократ Солана при ближайшем рассмотрении также дробится на Солану-политика и Солану-менеджера по продажам. И в особо актуальный для корпоративных интересов момент вторая ипостась начинает командовать первой.

В самом деле, смягчение оценок, притом как раз накануне внесения судьбоносной резолюции в Совбез ООН, может по крайней мере притормозить принятие резолюции еще на месяц-два, потом еще... Предлоги найдутся. На санкции Запада Махмуд Ахмадинеджад обещал достойный экономический ответ всем "обнаглевшим" сторонам. Нетрудно догадаться, что речь идет о допуске на свой весьма емкий товарный рынок, далеко не исчерпываемый аэробусами.


ВЫГОДЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ

Махмуд Ахмадинеджад на мировой сцене - очень и очень востребованная фигура. Одной его речи в каком-нибудь заштатном городке достаточно, чтобы предприимчивые специалисты по нагнетанию страха получили транши под учреждение десяти новых аналитических институтов. Все они будут исправно выдавать на-гора алармический продукт, и эта кипучая жизнь будет цвести ровно до тех пор, пока на мирном процессе можно будет заработать больше, чем на войне.

Иранскому лидеру это хорошо известно. Он не тяготится нагроможденной вокруг него конъюнктурой истерики - напротив, это нагромождение суеты вызывает у него особый, почти охотничий азарт. Благо из чужих бизнес-интересов можно извлечь немалую выгоду для своей страны, как и для закрепления собственной - и без того астрономически высокой - популярности. Притом отнюдь не только в среде соотечественников.

Как пояснил Ахмадинеджад общественности Шахрияра, Иран должен себя вести "с мудростью и спокойствием, с созерцанием и безмятежностью". Именно так он себя и ведет, пока заинтересованные чиновники обделывают лоббистские дела, а деловитые борзописцы готовят дурно пахнущие сюрпризы собственным дипломатам.

Ахмадинеджад спокоен и верен себе. Зато те, с кем он имеет дело в мировой политике, легко меняют интонации и язык под его влиянием, не замечая, как впадают в зависимость от него. Он к этому и стремится, как подлинный, в классической традиции, персидский империалист, окруженный столь же классическими персидскими дипломатами - примером может служить тот же подкупающе интеллигентный Лариджани.

Русская пресса Прибалтики, с ее специфической зоркостью неравнодушного наблюдателя со стороны, недавно обратила внимание на контраст в интонациях двух выступлений грузинского президента в западной прессе. Седьмого октября в интервью "Фигаро" Михаил Саакашвили обвинял Москву в расизме и пытался настроить европейских лидеров против Путина. А уже на следующий день в эфире "Би-би-си" из его уст изливались комплименты в адрес русского народа и русской культуры; оказалось, что и с Путиным он готов встретиться где угодно по его усмотрению.

Между этими двумя интервью произошло одно неприметное дипломатическое событие - беседа министров иностранных дел Ирана и Грузии Манучера Моттаки и Гелы Бежуашвили. Тегеран посоветовал Тбилиси урегулировать противоречия с Россией мирным путем. Это выступление в роли арбитра не было подарком ни России, ни Грузии. Просто по самым естественным экономическим и транспортным соображениям Ирану не нужно, чтобы в этом регионе была война.


ИГРА ПОВЕРХ БАРЬЕРОВ

Такую же примирительную, но более публичную роль сыграл Иран в религиозном кризисе мирового масштаба. Но снисхождение к Папе Римскому, выдаваемое заказными аналитиками за политическое "смягчение", являет собой все те же "мудрость и спокойствие" самостоятельного и зоркого игрока, совершенно не заинтересованного в противостоянии мусульман и христиан в Бейруте.

В репортаже из Женевы, где состоялась конференция ООН по делам беженцев, агентство IRNA напоминает миру о нелегких заботах, которые взял на себя Иран в связи с военно-политическими неурядицами в соседнем Афганистане. И вновь оказывается, что мировое сообщество не может обойтись без эксклюзивных услуг, взятых на себя Тегераном. То есть, конечно, может, но... Желающий взять на себя обустройство двухсот тысяч афганцев может додумать продолжение.

10 октября иранские СМИ не без интонации торжества сообщают о том, что Всемирный банк предоставил Тегерану кредит в размере 170 миллионов долларов. Средства предназначены для Иранского центра технического образования и профессиональной подготовки, основными клиентами которого являются беженцы из Афганистана. В самом деле, если бы кто-нибудь, кроме Ирана, занимался массовым обучением афганцев иному ремеслу, кроме производства опиума, то наверное, Всемирный банк нашел бы других клиентов. Но других желающих не находится.

В сфере ядерных технологий Тегеран тоже умудряется поставить себя в исключительной роли - поверх барьеров. Иран готов вступиться за Пакистан, когда тот сталкивается с обструкцией со стороны Группы ядерных поставщиков, поскольку не является участником Договора о нераспространении ядерного оружия. И заодно - не без насмешки - посочувствовать Индии, также не подписывавшей ДНЯО, но рассчитывавшей на эксклюзивное партнерство с Вашингтоном. Где вроде бы пообещали помочь Дели, да только при голосовании в Конгрессе вдруг что-то застопорилось...


НАДО ВЕСТИ СЕБЯ ТАК, ЧТОБЫ НАС УВАЖАЛИ

Иран никому не раздает никаких подарков просто так. Напротив, он строит свою политику таким образом, чтобы ближние и дальние соседи, друзья и недруги, каждый по своим соображениям сами вкладывали лепту в его национальный интерес. Россия исключением не является.

Тегеран охотно принял участие Москвы в строительстве АЭС в Бушере, но следующую станцию в Дархине намерен строить уже совершенно самостоятельно. Тегеран был благодарен России за предложение о переработке своего урана на своей территории. Однако при первом удобном случае предложил партнерство в обогатительном консорциуме французской стороне - в случае, если корпорация Areva согласится работать на иранской территории.

Аналитики израильского сайта AXA (axisglobe.net) уже посмеиваются над Россией - по их мнению, ничего не получающей от своего старания услужить Тегерану, а экс-министр обороны Великобритании Майкл Портильо предрекает, что России «еще предстоит испытать унижение от Ирана».

К этим аргументам стоит прислушаться, но выводы делать исключительно собственные. Проблема российско-иранских отношений состоит не только в учете интересов, но и в понимании ролей. За двадцать семь лет концентрации сил, в том числе и прежде всего интеллектуальных, Иран стал самодостаточным субъектом мировой политики. Это значит, что манипуляций он ниоткуда не потерпит, а неискренность не примет за чистую монету.

Если мы хотим достойных взаимоотношений с сильным соседом, если мы заинтересованы в этом партнерстве на мировой сцене, мы должны задумываться о том, как мы выглядим в его глазах.

Это значит, что мы не должны суетиться, навязываясь на роль посредника в отношениях с третьими сторонами - особенно когда наш сосед, глубоко презирающий эти третьи стороны, уже не испытывает перед ними никакого страха.

Это значит, что вопросы партнерства, равно как и вопросы соперничества, должны решаться в прямом и честном диалоге, без привлечения третьих субъектов, без попыток противопоставлять одних союзников другим.

Это значит, что мы не имеем права себе позволить, чтобы в вопросах нашей внешней политики сплетня довлела над сутью, а так называемая "пятая власть" - над первой. Впрочем, и по многим другим причинам Россия не может себе позволить такой роскоши.


Количество показов: 2680
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100