Под организаторами блокады Приднестровья рушатся мосты
Гитлеровские военачальники жаловались зимой 1941 года, что помимо советских войск, наступлению на Восток препятствует никем не предусмотренный генерал Зима. Грозный Госдепартамент США вкупе с суровым ОБСЕ и непреклонной Парламентской Ассамблеей ЕС натолкнулись на границе Молдовы с Украиной на столь же никем не предусмотренного противника - госпожу Разруху.
Задуманная в прошлом году блокада Приднестровья предусматривала прекращение железнодорожных перевозок из Молдовы в Украину по 40-километровому отрезку пути через Приднестровье. По высоким геополитическим соображениям грузам и пассажирам было предназначено следовать через Могилев-Подольский, преодолевая на 500 километров больше, но зато ни уплачивая ни единого лея в приднестровский бюджет.
Полгода украинский бюджет мирился с дополнительными расходами на транзит, а грузы и пассажиры выдерживали многочасовую окольную тряску по разбитым шпалам давно запущенной дороги. Не выдержал мост через Днестр, к первому сентября пришедший в непоправимо аварийное состояние. Три дня грузы подпрыгивали по еще более раздолбанному пути через Сокиряны, пока украинские железнодорожники, придя в ужас от вида запасной трассы, дипломатическим языком пояснили, что она еще более «не соответствует требованиям безопасности».
Для постройки нового моста через Днестр требуется четыре месяца, а грузы ждут отправки по назначению. Не так богата республика Молдова, чтобы на такой срок оказаться вовсе без транзита и по шею в неустойках. К первому сентября на восточном направлении простаивала уже тысяча вагонов. Это был явный тупик. В том числе и политический.
И вернулись грузы на проверенную трассу, которая - не в пример молдавской - оставалась во вполне рабочем состоянии. Вздохнули с облегчением приднестровские железнодорожники, вернувшиеся за работу. Возликовали пассажиры с перевозчиками. Все встало на свои места. И только опозорившаяся госпожа Геополитика смотрит на возвращение здравого смысла с бессильным гневом.
В Кишиневе, между тем, ищут другие причины и предлагают считать ремонт моста политической акцией. И зря - ибо госпожа Разруха продолжает свою фронду, и в Киеве всерьез опасаются новых сюрпризов. Новый начальник украинской железной дороги об этом, похоже, догадывается. Как сообщила 8 сентября киевская «Рабочая газета», в этом ведомстве решили обратиться в правительство с просьбой выделить средства на строительство обходной ветки - по собственной территории. Исключительно для того, чтобы надежно обогнуть тот военный объект у станции Новобогдановка, где месяц назад сами по себе взорвались запущенные артиллерийские снаряды.
Подобному решению не было прецедентов ни в бывшем Союзе, ни, пожалуй, на всем земном шаре. Неужели соорудить многокилометровый объезд дешевле, чем притронуться к бесхозному грузу украинского оборонного ведомства? Смех смехом, а у железнодорожников и в самом деле нет выхода. Поскольку оборонное ведомство от запущенного объекта спешно отказалось, каким-то образом переоформив его в подчинение МинЧС.
Тем временем запорожский губернатор Червоненко, в бытность министром транспорта запомнившийся неумеренно роскошной жизнью, ждет помощи не откуда-нибудь, а из... Швейцарии. Именно там, ни на версту ближе, областью заказано оборудование для утилизации боеприпасов. Интересно только, когда рванет в следующий раз - до прибытия спасительной европейской техники или после. А пока состязание между постсоветской Разрухой и европейской Геополитикой продолжается.
|