RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

14.09.2006

Роман Багдасаров

СААКАШВИЛИ СРАВНИЛ РУССКИХ С МОНГОЛАМИ И ГУННАМИ
  
  
Image

Американцы этому рады и даже не думают о том, что следующими в списке врагов Грузии скорей всего будут они

 

Саакашвили уже не в первый раз демонстрирует свои «исторические познания». Год назад, принимая в Тбилиси Джорджа Буша, он решил познакомить «друга Гию» с некоторыми эпизодами грузинского прошлого. «Стены нашей столицы, возвестил Саакашвили, видели многих завоевателей. Здесь прошли арабы, монголы, персы ...и русские». Однако сравнение русских, спасших грузинскую нацию от геноцида, с ордами потомков Чингисхана и войсками Халифата, показалось Саакашвили недостаточно сильным. И выступая на XVI экономическом форуме в Польше он совершил очередной прорыв в осмыслении той роли, которую сыграла Россия в истории Грузии, и провел аналогию между северным соседом и «диким племенем гуннов».

В его понимании это, видимо, еще более «крутое» сравнение, чем аналогия с монголами. Хотя гунны не «завоевывали» Сакартвело. Просто они вошли в историю как «суперварвары», на которых «негде ставить пробу». Много веков они терроризировали Китай, затем двинулись на запад и, начиная с середины четвертого века, внушали ужас народам Европы, пока не были разбиты римским полководцем Аэцием в 451 году. С тех пор выражение «пронеслись как гунны» стало синонимом молниеносного, неизвестно откуда свалившегося на голову опустошения.

Поэтому, если верить Саакашвили, то можно подумать, будто российский левиафан в одночасье напал некогда на его страну и проглотил ее. Однако, даже если не слишком углубляться в прошлое, мы увидим совершенно иную картину.

Начиная с 1560-х годов цари «Иверской земли» сами мечтали о поглощении и стремились попасть под «высокую руку» Московского государства. И в течение двух с половиной веков бомбардировали Россию петициями и просьбами об «аннексии».

Но увы. Москва, а затем Санкт-Петербург, отнюдь не торопились удовлетворить их просьбы. Ибо в России прекрасно понимали, какие трудности принесет владение этой небольшой грузинской территорией за Кавказским хребтом.

Помимо обострения ситуации с Турцией и Персией, присоединение грузинских княжеств производило эффект цепной реакции в хаотической активности кавказских горцев, издавна рассматривавших Грузию как источник грабежа и поборов. К тому же многочисленность и несогласованность действий грузинских князей, каждый из которых представлял лишь небольшую долю населения, затрудняла выбор субъекта, с которым можно было заключить договор. Ведь после монгольского нашествия XIII в. никому так и не удалось добиться объединения всех входивших ранее в Грузинское царство земель. Следовательно, в случае присоединения этих земель по отдельности России пришлось бы дополнительно столкнуться с проблемой государственного строительства...

Между тем, грузинские послы продолжали атаковать российскую администрацию мольбами о присоединении, грозя даже карой на Страшном Суде за равнодушие к бедам и страданиям единоверцев (как например, князь Шеншия Давыдов в письме командующему российскими войсками в Дагестане В.П. Шереметьеву в 1726 г.).

Наконец, император Александр I, размышляя о «грузинском вопросе», долго колебался, не следует ли России ограничиться естественной преградой в виде Кавказского хребта и стоит ли ввязываться в долгосрочное противостояние с непредсказуемым числом противников.

Однако его советники, напирая на религиозный долг, в конце концов уговорили государя вмешаться. Затем (чего он, собственно, и опасался) вхождение Грузии в состав России стало спусковым крючком для целой серии кавказских войн, где русские солдаты своей кровью оплачивали безопасность грузинских пахарей и виноделов...

И вот теперь именно Россия играет роль ужасного врага, от которого молит защитить свою страну новый грузинский «царь». Что же, пусть будет так. Грузия - свободная страна и вправе сама выбирать, кто ей враг, а кто - друг. «Каждый выбирает по себе», - спел когда-то любимый у нас поэт грузинского происхождения Окуджава.

Вопрос лишь в том, будет ли толк от таких друзей, как нынешние правители Грузии, их новому «заступнику» - Вашингтону? Ведь если советники президента Буша все же уговорят его в необходимости полномасштабной протекции Саакашвили , то когда-нибудь его преемникам обязательно придется распутывать запутанный клубок грузинских проблем.

И нет тогда никакой гарантии, что в этом случае американцы не пополнят очередной список угнетателей грузин и не займут почетное место в одном ряду с персами, арабами, монголами и гуннами.


Количество показов: 4530
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100