RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

05.10.2006 г.

Виталий Аверьянов


«НЕГРАЖДАНЕ» – СИНОНИМ ДИСКРИМИНИРУЕМЫХ РУССКИХ
  
 
7 октября проходят выборы в Сейм Латвии, права на участие в которых до сих пор лишена большая часть русского населения
Image

Как уже сообщал РП-монитор, Совет Европы занимается составлением обобщенного доклада по проблеме “неграждан” в странах Балтии. Вместе с тем, нельзя не заметить, что европейские союзные органы и комиссии уже неоднократно выступали с официальными рекомендациями в адрес Латвии и Эстонии, в которых указывалось на недопустимость продолжения правовой практики выделения “неграждан” (во всей Европе существует понятие “лица без гражданства”, тогда как понятие “неграждане” было специально изобретено балтийскими законотворцами с целью ускользнуть из нормативного поля европейских хартий и конвенций по защите прав дискриминируемых меньшинств).

Фактическое поражение в правах (избирательных, хотя и не только избирательных) продолжается, и в этом смысле европейские правозащитники явно не поторапливаются в выяснении отношений с Латвией. Не поторапливаются, а значит вновь опоздали – очередные парламентские выборы 7 октября проходят в прежнем, дискриминирующем русских, формате. Накануне выборов Объединенный конгресс русских общин Латвии (ОКРОЛ) и Русская община Латвии обратились к латвийским “негражданам” с предложением направить индивидуальные обращения в комиссию ОБСЕ по контролю за проведением выборов в латвийский Сейм с протестом против дискриминации по национальному признаку. “В очередной раз от выборов в законодательные органы власти несправедливо будут отстранены почти 500 000 человек, или треть населения страны. Главным образом это представители русскоязычной общины Латвийской Республики”, - говорится в обращении.

По мнению авторов документа, “каждый негражданин может и должен незамедлительно направить в данную Комиссию письменное обращение с протестом против того, что он несправедливо лишен права участвовать в выборах и таким образом дискриминируется по признаку национального происхождения и знания языка”. Авторы этой инициативы рассчитывают, что обращения позволят опротестовать результаты выборов в 9-й Сейм, и апеллировать в международные суды по поводу массового нарушения прав человека.

Другой важной инициативой ОКРОЛа и его активистов, входящих в Союз русских общин Европы, стал Доклад “О дискриминации и сегрегации русских в Латвии и о мерах, необходимых для их прекращения”, недавно направленный в Европейский Парламент и в Федеральное Собрание РФ. В этом документе представлены наиболее полно и обстоятельно исторические предпосылки формирования в современной Латвии этнократического государства, конкретные формы, которые приобретает в нем дискриминация и сегрегация национальных меньшинств, в первую очередь русских.

На сегодняшний день русских в Латвии насчитывается номинально 35% процентов населения (реально их больше, поскольку часть русских была вынуждена заявить себя “латышами”), родным русский язык считают более 37% населения. Хотя эти цифры значительно ниже тех, что были в Латвии на момент распада СССР (тогда русских в республике насчитывалось около 42%), тем не менее, национальная община, превышающая треть населения страны, не может считаться меньшинством. Это государствообразующий этнос, тем более что большинство русских в Латвии относятся к коренному населению (то есть родились здесь). Однако до признания этих истин этнократической политической элитой Латвии еще далеко.

Но даже признавая за факт принадлежность русских к “меньшинству”, власти Латвии должны были бы прекратить их дискриминацию в соответствии с Рамочной конвенцией Совета Европы о защите национальных меньшинств. Обойти эту свою обязанность Риге удается за счет изобретения правового статуса “неграждан” – поскольку такого статуса в других европейских государствах нет и с европейской точки зрения он является чем-то эфемерно-неопределенным, то законодательная и судебная власть Латвии исключает почти полмиллиона русских “неграждан” из сферы защиты Рамочной конвенции. Фактически “неграждане” не признаются принадлежащими к русскому национальному меньшинству (в него входят только русские-граждане).

История политической самоорганизации русских в Латвии прошла несколько этапов, и сейчас, возможно, она подошла к своему решающему моменту. После того как в 2004 году русские организации дали нечто вроде репетиции генерального сражения этнократической верхушке латвийского государства, они сумели набрать политического веса и опыта и ощутить новую степень солидарности между собой. Тогда, в 2004 году, противостояние шло вокруг школьной реформы, призванной, по замыслу властей, ликвидировать преподавание на русском языке. Латвийская ассоциация в поддержку школ с обучением на русском языке (ЛАШОР), Штаб защиты русских школ, ОКРОЛ, движение “За права человека” (ЗАПЧЕЛ) и другие организации, объединяющие в основном русских, грозили в сентябре 2004 года провести масштабнейшую забастовку в протест против “реформы”. Однако через ряд уловок, в частности, с помощью неожиданно выплывшего проекта нового закона “О школах национальных меньшинств”, властям удалось сбить протестную волну, а позднее через тактику расколов и интриг фактически сорвать альтернативные проекты школьной реформы.

Тогда же, в 2004 году, один из лидеров ЗАПЧЕЛ Татьяна Жданок, до этого лишенная мандата депутата Рижской думы, выиграла соответствующее дело в Европейском суде по правам человека а затем прошла в депутаты Европарламента. В то же время один из создателей ОКРОЛа Александр Казаков был выдворен из страны и включен в “черный список” на въезд в Латвию с грубыми нарушениями закона (у него наличествовал действующий вид на жительство). Несмотря на постановление Сената Верховного Суда Латвии в 2006 году об отмене решения министра внутренних дел Яунджейкарса о включении А. Казакова в “черный список”, это решение до сих пор игнорируется.

Другая линия противостояния – пересмотр истории XX века, в особенности проблемы “оккупации” Латвии в 1938 году и периода нахождения Латвии под властью нацистской Германии в 40-е годы. На одной из центральных площадей Риги, называвшейся ранее площадью Красных Латышских стрелков, а теперь переименованную в площадь просто “Латышских стрелков” резко выделяется из городской архитектуры мрачное здание музея, который также был переименован и переделан из “Музея красных латышских стрелков” – в “Музей оккупации”. Этот проект стал одним из знамен латвийской этнократии в годы ее политического триумфа. Большую поддержку новому музею, призванному охранять новый государственный миф об оккупации Латвии русскими, оказали латышские эмигранты, в частности, председатель “Всемирного объединения свободных латышей” Вайра Паэгле, “американка”, чиновник в администрации штата Коннектикут в США (в 1999 году В. Паэгле баллотировалась на должность президента Латвии от “Народной партии”).

Американские и британские представители латышской “тримды” (зарубежья) сыграли ведущую роль в националистической радикализации страны в 90-е годы неслучайно. В основном они были выходцами из среды тех эмигрантов, которые были активными приверженцами Гитлера, русофобами и антикоммунистами, а часто просто экс-легионерами Waffen SS. Так из этой среды происходит глава латышского ведомства безопасности Янис Кажоциньш, отставной бригадный генерал вооруженных сил Великобритании.

В докладе “О дискриминации и сегрегации русских в Латвии” убедительно показано, что пересмотр истории стал одним из краеугольных камней политики современной латвийской власти. Эта тенденция пустила очень глубокие корни – фактически официальные ученые ведут речь о национал-социалистах как освободителях Латвии, а о советских войсках как о “дважды оккупантах” – один раз в 1938, а другой раз в 1943-1944 годах. Именно поэтому так остро реагирует на проблему празднования Дня победы 9 мая президент В. Вике-Фрейберга, заявившая в прямом эфире телеканала LNT: “Конечно, мы не переубедим, не изменим сознание тех пожилых россиян, которые 9 мая будут класть воблу на газету, пить водку и распевать частушки, а также вспоминать, как они геройски завоевали Балтию”. Сама Фрейберга, также будучи по происхождению латышской эмигранткой, по-видимому все-таки надеется изменить сознание стариков, поскольку Латвия и при ее правлении время от времени возобновляет и продолжает показательные политические процессы против десятков наших ветеранов, таких как А. Кононов.

Русские в Латвии все больше осознают необходимость не только солидарности между собой, но и объединения усилий русских общин на международном уровне. Именно с этой целью активно формируется Союз русских общин Европы (СРОЕ). 8-9 сентября 2006 года в Риге прошло региональное совещание руководителей русских общин Латвии, Литвы и Эстонии, входящих в СРОЕ. В рамках совещания состоялась презентация Русской доктрины – консервативной концепции развития русской нации и России на долгосрочную историческую перспективу. Участники совещания пришли к единодушному мнению, что Русская доктрина может стать теоретической основой для выработки светского мировоззрения русской нации.

В России и в советские времена в народе было широко распространено убеждение, что “прибалты нас не любят”. Сегодня страна “лесных братьев” не устает подтверждать это народное мнение. Поведение латышей после их выхода из СССР можно назвать “асимметричной” мстительностью. В 60–70-е годы латыши в Латвии имели существенные преимущества при занятии руководящих постов в партии, государственном аппарате, на хозяйственной работе, латвийская культура признавалась и ценилась во всем СССР, свободно развивалась в самой Латвии, на инвестиции в экономику и социальный фонд Прибалтики выделялись непропорционально большие финансовые ассигнования из Москвы. Сегодня Латвия отрезала себя от “большого исторического пространства”, превращаясь из равного партнера русских в задворки Европы. Экономика страны выживает за счет вырубки своих лесов и стремительно сокращающихся продаж пищевой промышленности (в основном, консервов). Однако латыши компенсируют это другим образом – становясь уже не “красными стрелками”, а “серыми застрельщиками” пересмотра истории. Их правда о “двух оккупациях” породила целую дискуссию о нелегитимности соглашений в Ялте и Потсдаме. Как говорится, “сила силу ломит”. Латышские националисты, вкусив власти, не знают меры и стремятся, насколько только это в их возможностях, способствовать глобальным переменам в мировом раскладе сил.

Для русских общин и для Российского государства из всего этого необходимо сделать правильные выводы: в Латвии понимают только язык силы.


Количество показов: 4949
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100