RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

14.10.2006

Максим Калашников   

ДИКТАТУРА РАЗВИТИЯ
  
 
ImageЭкономика России должна быть поставлена на службу задачам национальной безопасности и государственного самосохранения

ИМПЕРИЮ РАЗГРАБИЛИ ВАРВАРЫ

С 1992 г. и по нынешнее время постсоветская Россия (невзирая на все изменения политического курса) не отступала от курса ультралиберальных экономических реформ. Как и всякий ультралиберализм, российский его вариант ориентировался на быструю прибыль любой ценой. Поэтому в стране, в отличие от советских времен, практически ничего не вкладывалось в инфраструктуру и системы жизнеобеспечения: электроэнергетическую, тепловую, атомную, газовую, транспортную, жилищно-коммунальную. Постсоветская «элита» занималась своими махинациями и спекуляциями на «площадке», оборудованной и обустроенной в СССР. Унаследованную от Союза инфраструктуру использовали на износ, не думая о будущем.

Каков же итог жизни постсоветской России в 1992-2006 гг.? Когда-нибудь ее ужасающий пример будут изучать историки и социологи в университетах. В РФ сошлись воедино несколько губительных факторов. Явная неконкурентоспособность (в условиях открытых экономических границ и либеральной экономики) огромной, холодной, с плохо развитыми коммуникациями страны скрестилась с криминальностью и цинизмом постсоветской «элиты». Ведь она создавала РФ за счет обрушения СССР, делая нынешнее государство сообществом «добывателей трофеев». То есть, главной целью нового истеблишмента был дележ и расхищение накопленных при Советах богатств.

На все это наложилось господство совершенно дикой банковской системы, где цена кредита колебалась от 400 процентов годовых в конце 1992 г. до 20-25 процентов сегодня. Известно, что сложная промышленность погибает при стоимости кредитов более 15 процентов годовых. Понятно, что с такой банковской системой в РФ можно было заниматься лишь добычей сырья (причем самой варварской), торговлей да расхищением бюджетных средств. Но даже в сырьевом секторе идет эксплуатация исключительно старых месторождений нефти и газа, в которые еще Советский Союз сделал многомиллиардные вложения. А вот с освоением новых - дело идет туго. И если в СССР существовала высокоразвитая промышленность с очагами того, что на Западе именуют постиндустриализмом, то в РФ произошла варваризация, примитивизация экономики - со складыванием грубого сырьедобывающего уклада, господством цинично-коррумпированной бюрократии и прочими «прелестями».

Одновременно подверглись уничтожению советские механизмы построения долгосрочных планов развития экономики, где согласовывались интересы разных отраслей. Качество государственного менеджмента снизилось в разы. Российский госаппарат стремительно теряет интеллект, замечая угрозы и вызовы лишь через несколько лет после того, как о них начинают говорить в экспертном сообществе.

По сравнению со сложным СССР возникшая на его обломках РФ - организм намного более примитивный. По классификации создателя теории эволюции социальных систем Игоря Бощенко, Советский Союз, как и США, относился к третьему поколению социальных систем. Российская Федерация же - система второго поколения с грубой системой управления и «элитой», тяготеющей к простым решениям, лишенной способности стоить стратегические планы и руководствоваться какими-либо иными мотивами, кроме личного обогащения. Естественно, примитивная система «сбросила» с себя все сложное: Hi-tech-индустрию, аэрокосмос, сложное машиностроение, микроэлектронику, современную науку и т.д. Все это в РФ либо уничтожено, либо находится в постоянной борьбе за элементарное выживание.

В варваризованной стране возник экспортно-сырьевой господствующий уклад. А ему соответствует и грубый тип государственно-общественного устройства. Здесь не работают элементарные рыночные механизмы. И даже огромные доходы от вывоза сырья не обеспечивают развития РФ. Скажем, в 2000-2006 годах за счет роста мировых цен на углеводороды, лес, металл, морепродукты и продукцию химической индустрии Россия выручила около 3 триллионов долларов. Однако никакого качественного рывка в виде настоящих национальных проектов наподобие атомно-космического (как в СССР 1950-х гг.) они не дали. То есть, потоки экспортных доходов как бы проскользнули сквозь организм РФ, не сделав его сильнее. Так и не обратившись в «мышцы и кости» новых технополисов, скоростных транспортных трасс, высокотехнологичных заводов и фабрик.

Таким образом, крах либеральных реформ запрограммирован в них самих. Вопрос катастрофы - лишь в сроках. И самое слабое звено здесь - инфраструктура и системы жизнеобеспечения страны. Их развал должен был наступить еще в примерно в 2003-2005 годах. Однако невиданный рост мировых цен на энергоносители оттянул момент катастрофы.

 

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КРИЗИС УЖЕ ПРИШЕЛ

В современной России уже появились первые ласточки эпохи инфраструктурно-промышленного коллапса. В ближайшее время страна неизбежно столкнется с нехваткой электричества и тепла. В 2008 году рост энергопотребления в Росфедерации упрется в предел возможностей «Единой энергетической системы» (РАО «ЕЭС»). Максимальная мощность всех электростанций страны к тому времени составит 205,3 млн кВт, а потребление должно достичь 210,2 млн кВт к 2009 году. Сначала дефицит постигнет Центральный и Северо-Западный экономический районы (с центрами в Москве и Петербурге), всего через год энергетический голод поразит и Сибирь. Об этом еще в декабре 2005 года заявил сам глава РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс.

Ведь с 1991 г. и по нынешнее время господствующая в стране либеральная экономика только использовала энергетику страны на износ, не вводя в строй достаточный объем новых силовых станций. Электроэнергетика РФ изношена до предела: 90 процентов ее оборудования - старше 15 лет. Нехватка электричества вызовет новый экономический спад. Возможно ограничение потребления - и тяжелые системные аварии. Ибо при скачках потребления уже не будет резерва мощностей на электростанциях. (В 1990-е он имелся из-за падения производства с советских времен). Системные аварии грозят обесточиванием энергосетей европейской части страны: с параличом целых городов, с десятками тысяч людей, запертых в остановившихся лифтах и поездах метро. С вымерзанием целых кварталов зимой, остановкой работы водопроводных систем и канализации, массовыми беспорядками...

Самое же драматичное заключается в том, что кризиса энергоснабжения РФ избежать уже не удается. Ведь для этого надо было начинать строительство новых силовых станций еще в 1999-2001 годах. А время оказалось упущенным.

«Энергоголод» уже чувствуется в столице РФ, ее богатейшем мегаполисе - Москве. Она уже вынуждена закупать электричество в других регионах. Зимой 2005-2006 годов, когда морозы перевалили за отметку «минус 30», городским властям пришлось отключать от снабжения 406 крупных потребителей. С тех пор потребление энергии в Москве выросло на 6 процентов - и уже зимой 2006-2007 годов придется отключать потребителей уже при морозах больше восемнадцати градусов. Сегодня энергетики требуют от строителей нового жилья в столице до 12 тысяч долларов за подключение новых двухкомнатных квартир к энергораспределительным сетям. Эти деньги нужны на развитие линий электропередач, подстанций и генерирующих мощностей. Плата для строителей уже введена в 36 из 89 регионов РФ. И скоро той же Москве неоткуда будет импортировать электричество: в соседних регионах также будет не хватать генерирующих мощностей.

Об опасности электроэнергетической катастрофы говорили еще в 1990-е. С приходом либерала Анатолия Чубайса на пост главы «Единых энергосистем России» (РАО «ЕЭС») был разработан план чисто либеральной реформы отрасли. Его суть заключалась в том, чтобы разделить единую энергосистему на генерирующие компании (конкурирующие меж собой), выделить в отдельную компанию передающие сети и диспетчерскую службу. И тогда в электроэнергетику, по уверениям Чубайса, пойдут средства частных инвесторов. Но уже в 2000-2001 годах его план подвергался ожесточенной критике профессионалов. Они в один голос говорили о том, что в холодной континентальной России строительство энергостанций обходится на десятки процентов дороже, чем сооружение таких же мощностей в Китае, Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке или в Бразилии, где бурно развивается экономика. Да и доходность электростанций в тех странах намного больше. В условиях глобализации деньги «энергетических» инвесторов в Россию не пойдут, а будут перехвачены теми же КНР, Бразилией, Индонезией.

Чубайс, задействуя все свои связи в верхах, смог подавить критиков и начать разделительную реформу «ЕЭС». (Дескать, критика звучит из уст антирыночников и советской недобитой номенклатуры). И тут же выяснилось, что реформа бессмысленна, а критики известного либерала - стопроцентно правы. 5 октября 2006 г. в газете «Коммерсантъ» появилась статья «Гамлетовский вопрос», написанная Клодом Женеро, руководителем европейского центра крупного консалтингового агентства «Мак Кинси» по электроэнергетике и Ириной Шваркман (партнером того же «Мак Кинси»). Статья практически полностью повторяет аргументы критиков Чубайса в 2000-2001 гг.

Итак, Чубайсу во избежание катастрофы необходимо привлечь в отрасли 80 миллиардов долларов инвестиций в ближайшие пять лет. Но это весьма проблематично: строительство тепловых станций в РФ обходится инвестору в 1000 долларов за киловатт мощности, а в Китае - в 500-700 долларов. При этом Пекин собирается строить по 30-40 гВт новых мощностей в год, Евросоюз и США - по 10-15 гВт ежегодно, а РФ - всего 5-8 гВт. К тому же, потребители электричества в Азии, Европе и США готовы платить за каждый киловатт-час энергии вдвое-втрое больше, чем потребители в нищей РФ. Куда в таких условиях пойдут деньги частных инвесторов? Туда, где строить можно выгоднее и быстрее, и где прибыли больше - то есть явно не в Россию. И авторы статьи (рыночники до мозга костей!) призвали Москву по сути дела к осуществлению социалистической программы огромного строительства новых атомных и гидравлических станций!

Сам Чубайс уже понимает, что его либеральная программа провалилась, но не говорит об этом вслух. Зато он стал требовать все больших вложений государственных средств в электроэнергетику. Получается абсурдная картина: реформа «ЕЭС» осуществяется по либерально-капиталистически, а вливаний из бюджета Чубайс добивается вполне в планово-социалистическом порядке. Начав с требования создать некий государственный фонд для гарантирования частных вложений в 2002 году, он в 2006-м добился от президента РФ обещания направить в отрасли части средств Стабилизационного фонда. И теперь, по сведениям наших источников, Чубайс жаждет еще больших вложений из государственного кармана. «ЕЭС» сейчас - тяжелобольной гигант.

Однако здесь у Чубайса есть серьезный конкурент - атомная отрасль. Ведь в государственном концерне «Росэнергоатом» также требуют больших инвестиций из государственного Стабфонда. Ведь в РФ начинается вывод из эксплуатации энергоблоков АЭС, построенных в 1970-е и первой половине 1980-х годов. Их остановка также грозит катастрофой энергоснабжения страны. Для ее избежания нужно с 2009 года вводить в строй по 2-3 новых энергоблока ежегодно. Каждый из них грозит обойтись в 2 миллиарда долларов - ведь придется возрождать разгромленные, распавшиеся и почти угасшие в 90-е годы строительные, проектные и научные структуры ядерной промышленности, восстанавливать разрушенные производственные цепочки. Средства для этого придется брать все из тех же валютных резервов РФ.

А обстановка тем временем осложняется все больше: «Единая энергосистема» начинает испытывать давление со стороны еще одного «больного слона» - компании «Газпром». Та отказывается поставлять электроэнергетике свой газ, чтобы покрыть растущее энергопотребление в стране. К проблеме выхода из строя старых электрогенерирующих мощностей добавляется проблема «газового голода».

 

ДРАКА «БОЛЬНЫХ СЛОНОВ» - КОНЕЦ СТАБИЛЬНОСТИ В РФ

Основной потребитель природного газа внутри РФ - электроэнергетика. Тепловым станциям «ЕЭС» в европейской части страны сегодня угрожает топливный голод.

Кризис был предопределен с развалом СССР. В начале 80-х годов Советская власть перевела энергостанции Европейской части на газ вместо дорогих мазута и угля. Теперь жечь газ в котлах станций невыгодно для «Газпрома», который разрывается между неприбыльными поставками топлива на внутренний рынок и экспортом, где можно заработать вшестеро больше за те же объемы (40 долларов против 250 на 2005 г.). Добываемого газа компании уже не хватает: дефицит для потребления его в РФ достигнет 124 миллиардов «кубов» в 2010 году. А РАО «ЕЭС» потребляет 170 миллиардов кубометров «голубого топлива» (на 2005 г.) и требует все больше. (Из общих поставок газа на внутренний рынок в 307 млрд. кубометров при добыче в 640 миллиардов «кубов).

Сегодня «Газпрому» жизненно важно нарастить вывоз газа в Европу и в перспективе - в Китай. При этом компания потратила много средств на покупку нефтяных компаний и строительство новых трубопроводов. «Газпрому» приходится искать средства на разработку новых месторождений взамен ямальских, которые исчерпываются. У него остается один выход: урезать поставки для электроэнергетики, требуя перевода теплоэлектростанций на мазут и уголь. А еще - повышать цены для внутреннего рынка. О чем уже объявлено в октябре 2006 г. Скоро тысяча кубометров газа для металлургов, химиков и производителей минеральных удобрений в РФ обойдется не в 40-50, а в 120-150 долларов, что может привести к кризису в важнейших отраслях индустрии РФ. Кроме того, переход электроэнергетики на уголь и мазут вздует тарифы в 2-3 раза - и это тоже больно ударит по стране. Добавьте к этому, что переход на другое топливо очень затратен. Да еще то, что атомных станций для замены тепловых станций построить не успевают, газа для «электриков» больше не дадут, а потребление киловатт-часов в РФ растет...

Уже сегодня вырисовывается картина будущего энергетического кризиса из-за дефицита топлива. А в 2008-2015 годах дефицит газа в РФ станет еще сильнее. Кризисы нехватки топлива и дефицита генерирующих мощностей суммируются, наложившись друг на друга, что поставит под угрозу и социально-политическую стабильность в стране.

Ведь картина, нарисованная нами, неполна. Добавим сюда проблемы страны с ветшающим жилищным фондом, с износом и развалом жилищно-коммунального хозяйства, со старением парка локомотивов на железных дорогах. Учтем износ трубопроводного хозяйства, старение парка гражданской авиации, нехватку молодых рабочих рук и мозгов из-за демографического кризиса. Тут Стабфонда может и не хватить. Ведь никто, кроме государства, финансировать соответствующие программы не сможет. Хотя не факт, что постсоветское государство справится с проблемами, даже имея стабилизационные миллиарды: госаппарат настолько коррумпирован и настолько утратил опыт управления настоящими инвестиционными проектами, что может просто разворовать и неэффективно потратить средства, отпущенные на реконструкцию страны.

Вообще отсутствие планового механизма в экономике РФ порождает опасные шизофреничность и «лоскутность». Одна экономическая мера зачастую противоречит другим. А вступление в ВТО? Слава Богу, оно все время оттягивается. Но если это случится, кризис 2008-2012 годов получит мощный ускоритель. Ведь тогда обанкротятся целые сектора российской экономики...

 

ЧЕМ ЭТО МОЖЕТ ЗАКОНЧИТЬСЯ?

Выбор придется делать в ближайшее время, и в качестве возможных вариантов развития страны нам видятся три сценария.

В рамках «оптимистического сценария» на смену коррумпированным и циничным «героям 90-х» приходят прагматики, национальные технократы, «диктаторы развития», которые делают из страны-банкрота новую сверхиндустриальную державу. Они применяют для этого новейшие отечественные и зарубежные технологии, причем везде: в управлении, в промышленности, энергетике и связи, в домостроении и ЖКХ, в социальной политике. Широко используется техника на новых физических принципах, ресурсо- и энергосбережение, ограничивается потребление, а все возможные средства вкладываются в развитие. Мощь государства направляется на ликвидацию демографической катастрофы и восстановление трудовой этики. Более того, мы первыми переходим на новые технологии и формы организации производства, создаем особый стиль жизни - и опережаем тем самым страны нынешней Большой Семерки. Этот Новый курс в России осуществится только при опоре власти на широкую общественную базу. И при крепком союзе РФ с Белоруссией, сохранившей и плановые механизмы, и развитую индустрию, и высококвалифицированные кадры.

Другой сценарий назовем «Войной элит». Нынешняя РФ уже расколота, хотя и своеобразно - не по территориальному принципу. Есть «страна господ», границы которой почти точно совпадают с границами сырьевого сектора нашей экономики, которая уже сегодня готова вписаться в «золотой миллиард». Есть «страна рабов» - это территория нищих городов и районов вокруг старых предприятий с изношенным оборудованием, среда бедняков, живущих на грошовые заработки и скудные ассигнования из бюджета.

И есть некая промежуточная группа, состоящая из тех, кто принадлежит к структурам ядерной промышленности, электроэнергетики, оборонно-промышленного комплекса, остатков машиностроения, аэрокосмической отрасли, и, возможно, железнодорожного транспорта. Эта часть элиты не обладает широкими возможностями выхода на мировые рынки, она больше связана с Россией и заинтересована в ее развитии. Кстати, сюда же можно отнести аграриев и бизнес регионального масштаба, который сильнее всего пострадает при вступлении РФ в ВТО и который очень сильно зависит от состояния энергетики, ЖКХ и роста платежеспособного спроса внутри страны.

По мере нарастания кризисных явлений конфликт между «золотым островом» сырьевиков и «остальной Россией» может стать все более реальным. Исход этой борьбы, (однозначно разрушительной и опасной для России), абсолютно непредсказуем. Однако если «высокотехнологичная» часть нашей элиты возьмет в нем верх, у России остается шанс на реализацию «оптимистического сценария».

Возможен, наконец, и самый худший из возможных вариант развития события - сценарий распада и оккупации. Здесь власть не справляется с борьбой монополий между собой, с энергетическим крахом и разорением промышленности. Наступает жилищно-коммунальная и социальная катастрофа, РФ сотрясают техногенные бедствия, после чего вспыхивают бунты и беспорядки. Затем острейший кризис перекидывается на Украину и Белоруссию, Закавказье и Молдавию - словом, на всех, кто зависит от поставок энергоносителей из РФ (Евросоюзу в этой ситуации тоже придется нелегко).

В этой ситуации США организуют ввод в РФ международных войсковых контингентов. Чем они мотивируют покушение на наш суверенитет - спросите вы? Ответ наших противников будет звучать примерно так: «чтобы обеспечить элементарный порядок, взять под контроль арсеналы оружия массового поражения, ядерные реакторы и научно-промышленные центры». А также (это останется за скобками) - чтобы взять под контроль важнейшие месторождения нефти и газа, магистральные трубопроводы. После этого правительство в Москве сменяется международной антикризисной администрацией. РФ нарезается на удобные для внешнего управления «ломти»...

Дальнейший ход событий в детализации не нуждается. Главное понятно - нам нужно любой ценой избежать худших сценариев.

* * *

Подведем итоги. В 2008-2012 годах РФ предстоит пережить труднейший и опаснейший период истории. В это время произойдет окончательный развал советского промышленного и инфраструктурного наследства. Чтобы не потонуть в катастрофах и не распасться, стране придется отказаться от либералистских опытов в экономике и начать Новый курс в духе экономических реформ президента Ф.Д. Рузвельта.

Сегодня Россия первой в мире терпит крушение индустриального уклада. Для спасения ей придется прибегать к технологиям следующей эры, новой централизации, передовой организации управления. И если это у нее получится, то она вполне может обогнать на новом витке развития страны Большой семерки, которым еще только предстоит пройти стадию крушения постиндустриализма. О том, какие шаги нужно предпринять для достижения этой цели, подробно говорится в фундаментальном программном труде «Русская Доктрина», одним из создателей которой был и автор этих строк. При реализации заложенного в ней оптимистического сценария будущего на русских просторах может возникнуть государство нового типа с экономикой уже не «свободного рынка», а национальной безопасности. Если же сбудутся прогнозы пессимистов, то нас ожидает исторический крах, распад страны и национальная катастрофа.


Количество показов: 3614
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2019
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100