RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

06.11.2006

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА
  

«Альтернативы» российскому газу для Европы на текущем этапе представляют собой PR-утопии

Image

RPMonitor продолжает публикацию материалов, посвященных наиболее острым вопросам современной энергетической геополитики. Сегодня на вопросы редакции сайта отвечает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

- Сергей Александрович, сегодня много говорят о проекте газопровода Nabucco, который может стать маршрутом для поставок в Европу газа из Азербайджана, Туркменистана и Ирана. Какие перспективы, на ваш взгляд, имеет этот проект?

- Я сильно сомневаюсь, что этот проект будет реализован. Изначально предполагалось, что газ для его наполнения даст Иран. Но пока никаких соглашений по этому поводу не заключено. Более того, теперь представители Австрии, Венгрии, Румынии Болгарии и Турции заявляют, что газ будет поступать из Азербайджана. Но в Азербайджане есть только одно более-менее крупное месторождение газа - «Шах-Дениз» (запасы около 0,8 трлн куб. м). В настоящее время добыча здесь не ведется. Однако идет строительство газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум предполагаемой мощностью 30 млрд куб. м. Но Турция заявила, что у нее пока нет инфраструктуры для приема топлива по этому маршруту. Она предпочитает получать газ из России.

Характерно, что Азербайджан пока сам закупает газ в России (4,5 млрд куб. м ежегодно). После начала добычи на «Шах-Денизе» «Газпром» предполагает прекратить поставки в эту страну. В результате часть топлива азербайджанцам придется тратить на собственные нужды. На 1-1,5 млрд куб. м претендует Грузия, которая не хочет зависеть от России. Следовательно, говорить о том, что Европа получит значительные объемы газа в случае постройки газопровода Nabucco не приходится. Хотя его пропускная способность планируется в 30 млрд куб. м, но в Азербайджане нет достаточных ресурсов, чтобы заполнять его в долгосрочной перспективе.

США настаивают, что к этому проекту должны подключиться Туркменистан и Казахстан. Для этого необходимо построить газопровод по дну Каспийского моря. Однако данный проект обсуждается уже более десяти лет, но пока не нашлось ни одного инвестора для его реализации. Более того, глава Туркменистана Сапармурат Ниязов заявил, что он не считает этот проект перспективным и не намерен в нем участвовать. Поэтому он подписал долгосрочный контракт с «Газпромом» о поставках туркменского газа. То же самое сделал и Казахстан.

Обсуждался вариант строительства газопровода из Ирана через Армению в Турцию и далее в Европу. Однако «Газпром», которому принадлежит 45% акций компании «АрмРосГазпром» (владеет газопроводами на территории Армении), договорился об увеличении своей доли до контрольного пакета в результате дополнительных эмиссий акций. Деньги, вложенные российской корпорацией, пойдут на модернизацию газовой системы Армении. И если Иран захочет реализовать этот проект, то ему придется договариваться с «Газпромом». Так что пока Nabucco больше напоминает мыльный пузырь, чем реальный проект.

- Теперь давайте поговорим о перспективах сжиженного природного газа (СПГ). Некоторые эксперты предлагают России вообще отказаться от строительства газопроводов и переключить все внимание на СПГ. В качестве аргументов выдвигаются следующие тезисы: сжиженный газ на танкере можно транспортировать в любую точку мира, а сетевой только туда, куда проложен трубопровод. Кроме того, обращается внимание на тот факт, что технологии сжижения газа совершенствуются, и он дешевеет (хотя пока еще и остается дороже сетевого). Получается, что «Газпром», решивший направить большую часть газа Штокмановского месторождения в газопровод Nord Stream, а проект по сжижению сделать вспомогательным, идет против мировой тенденции?

- СПГ только теоретически можно направить куда угодно, а на практике только туда, где есть терминал по его регазификации, то есть инфраструктурные ограничения, так или иначе, остаются. На сегодняшний день настоящего рынка СПГ в мире практически не существует. Все действующие заводы по сжижению газа реализуют свою продукцию на основе долгосрочных контрактов, которые были подписаны еще до начала их работы. Затем под эти контракты были привлечены финансовые ресурсы на добычу газа, строительство мощностей по его сжижению и танкеров для перевозки. То есть здесь действует такая же схема, как и с трубопроводным газом. Поэтому для покупающих газ компаний нет большой разницы, как он к ним будет доставлен по трубе или на танкере, долгосрочные контракты позволяют им рассчитывать на определенный объем газа в течение многих лет.

Кроме того, если мы посмотрим на карту мира, то увидим, что основные производители и потребители СПГ - это страны, окруженные теплыми морями. В минувшем году лидерами по поставкам сжиженного газа были: Индонезия (31,5 млрд куб. м), Малайзия (28,5 млрд куб. м), Катар (27,1), Алжир (25,7), Австралия (14,9), а также Тринидад и Тобаго (14 млрд куб. м). Основными импортерами СПГ являются: Япония (76 млрд куб. м), Южная Корея (30,5 млрд куб. м), Испания (21,9 млрд куб. м), США (17,9 млрд куб. м) и Франция (12,9 млрд куб. м).

Таким образом, технологии сжижения развивали те страны, которые не могли получить газ по трубопроводам. И хотя эти поставки и были дороги, но к ним обращались из-за отсутствия приемлемой альтернативы. Например, в США первые танкеры с СПГ пришли в 1972 году. Однако дальше строительства четырех терминалов по регазификации дело не пошло. Объем поставок сохранялся на низком уровне на протяжении 1980-1990-х годов. Только в 2000 году он вернулся к уровню 1979 года. Объем закупок СПГ стал расти после сокращения добычи газа собственно в Северной Америке. То есть, когда своего газа нет, и построить газопровод невозможно, его начинают искать за морями. Что же касается решения направить большую часть газа Штокмановского месторождения в газопровод Nord Stream, а проект по сжижению сделать лишь вспомогательным, то оно обусловлено прежде всего экономическими факторами. Если бы «Газпром» принял решение о сжижении всего газа гигантского Штокмановского месторождения (запасы 3,7 трлн куб. м), то российской компании пришлось бы специально искать далекие рынки, чтобы пристроить около 100 млрд куб. м голубого топлива (такой объем СПГ совокупно поставляют на мировой рынок четыре страны-лидера - Индонезия, Малайзия, Катар и Алжир). Ведь СПГ может конкурировать с трубопроводным газом, только если расстояние транспортировки превышает 4 тыс. км. Логика подсказывает, что приоритетными должны быть близлежащие страны - это экономически выгоднее. А СПГ со «Штокмана» можно использовать как дополнительный инструмент для диверсификации поставок.

- Что мешает нашей стране стать активным игроком на этом рынке?

- Как известно, значительная часть территории России омывается морями. Но в основном это касается Севера страны, и эти водоемы почти круглый год покрыты ледяным панцирем. На юге мы имеем выход к Черному морю, но пропускная способность этого маршрута на мировой рынок ограничена узкими проливами Босфор и Дарданеллы. Нефтяники прекрасно знакомы с данной проблемой, поэтому и появляются обходные маршруты. Речь идет об уже построенном нефтепроводе «Баку-Тбилиси-Джейхан» и проектируемом «Бургас-Александруполис».

Следовательно, в качестве баз для экспорта СПГ в России можно рассматривать только два направления - северо-западное и дальневосточное. И именно в этих регионах уже реализуется или планируется строительство заводов по сжижению природного газа. Речь идет о проектах: «Балтийский СПГ» (Ленинградская область), «Штокман» (Мурманская область) и «Сахалин-2» (Сахалин). Инициатором первых двух проектов является «Газпром», в третий российская газовая корпорация планирует войти в самое ближайшее время.

В качестве основной причины неразвитости в России производства СПГ называют отсутствие у нашей страны передовых технологий в этой сфере. Действительно, Россия нередко отставала от западных стран в отдельных технологических вопросах. Чего стоит история с трубами большого диаметра, которые на протяжении многих лет закупались за рубежом. Изготавливать их в России стали только несколько лет назад. Однако технология сжижения газа появилась в нашей стране без всякого отставания от остального мира.

Первый мини-завод по производству СПГ появился в СССР в далеком 1953 году. Сегодня имеются небольшие установки по сжижению газа в трех «дочках» «Газпрома» - «Лентрансгазе», «Уралтрансгазе» и «Самаратрансгазе». Эта технология не получила развития из-за отсутствия широкого рынка сбыта. В Европе терминалы по приему СПГ практически не строили, а отношения с Японией были не столь хороши, чтобы начать реализацию масштабного проекта. Поэтому СССР и руководители крупнейших европейских стран договорились о строительстве мощной сети газопроводов из Западной Сибири в Европу.

США всячески противились этому проекту, так как понимали, что взаимозависимость СССР и Европы приведет к сближению их позиций по международным проблемам. С тех пор поставки российского газа в европейские страны неуклонно росли и не возникало никаких проблем с их надежностью. Слабым местом оказались страны Ближнего Зарубежья, появившиеся в результате распада СССР. Пользуясь своим транзитным положением, они стремятся получить преференции от России в газовом вопросе, поэтому «Газпром» начал строить газопроводы, минуя территорию этих государств («Голубой поток» и Nord Stream).

Выходить с большими объемами СПГ на рынок Европы «Газпрому» вряд ли целесообразно. В этом случае российский сжиженный газ будет конкурировать с российским же сетевым. Тем более что поставки газа в сжиженном виде наиболее рентабельны при транспортировке на дальние расстояния. Поэтому в качестве основного рынка для своего СПГ «Газпром» рассматривает США и Канаду. Поставки в Европу могут играть роль дополнения к уже существующим. Например, в случае нехватки голубого топлива и резкого роста цен на него, российская компания сможет удовлетворить потребности клиентов за счет СПГ. Кроме того, с СПГ «Газпром» может выйти на рынок Испании, где пока не присутствует.

- Как вы относитесь к заявлениям, что зарубежные страны, в том числе в Европе, могут сделать основной упор на СПГ и Россия останется не у дел?

- Говорить о том, что Европа сможет решить проблемы нехватки газа за счет СПГ, могут только непрофессионалы. Транспортировка голубого топлива из России по трубопроводам дешевле, чем поставки сжиженного газа из других стран мира. Кроме того, технологии его сжижения и регазификации все еще недостаточно отработаны. Регулярно появляются сообщения о значительном превышении первоначальных бюджетов и сдвигах по срокам в проектах СПГ. Сегодня уже очевидно, что многие из них не смогут показать ту рентабельность, на которую рассчитывают акционеры этих проектов.

Кроме того, необходимо обратить внимание и на тот факт, что страны-поставщики СПГ не отличаются стабильностью и предсказуемостью. Примеры Индонезии и Нигерии, где не прекращаются столкновения на межнациональной и межрелигиозной почве, говорят сами за себя. Между тем сейчас о планах по строительству заводов СПГ уже объявили такие страны, как Боливия, Перу, Ангола, Экваториальная Гвинея и Йемен. Вряд ли найдутся потребители газа, которые согласятся с тем, что эти государства могут стать более надежными поставщиками голубого топлива, чем Россия.

Для оценки перспектив крупнейшего производителя СПГ необходимо взглянуть на объем ресурсов, сконцентрированный в этой стране. В конце минувшего года доказанные запасы природного газа составляли в Индонезии всего лишь, 2,76 трлн куб. м. У занимающей второе место Малайзии еще меньше - 2,48 трлн куб. м. Что уж говорить о странах, «подающих надежды»: Боливии (0,74 трлн куб. м), Перу (0,33 трлн куб. м), Йемен (0,48 трлн куб. м). Очевидно, что сравнивать их с ресурсной базой России (47,8 трлн куб. м) не имеет никакого смысла. Одного взгляда на эти показатели достаточно, чтобы понять, кто сможет обеспечить надежность поставок в долгосрочной перспективе, а кто нет.

- А что вы думаете о поставках СПГ из России на рынок АТР?

- В последнее время невиданные темпы экономического развития демонстрирует Китай. Для обеспечения потребностей промышленности эта страна стремительно наращивает импорт энергоносителей. Россия имеет сухопутную границу с КНР, поэтому «Газпром» и CNPC подписали соглашение о поставках российского голубого топлива. Для этого в ближайшее время планируется построить два газопровода. Аналогичные планы имеются у «Газпрома» и в отношении Южной Кореи. Поставки СПГ с Сахалина в страны АТР в данном случае можно будет рассматривать опять же как дополнительную возможность влияния на рынок.

Необходимо обратить внимание и на тот фактор, что в последнее время в мире наблюдается рост нестабильности. И все прекрасно понимают, что восстановить газопровод после взрыва гораздо легче, чем порт или завод по сжижению газа. Ставку на СПГ делают исключительно те страны, у которых нет другой альтернативы. Поэтому Россия с ее огромной территорией и ледовой обстановкой на Севере просто не может себе позволить отказаться от надежных трубопроводов в пользу более дорогого и рискованного СПГ.


Количество показов: 3056
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100