RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

15.11.2006

Алексей Чичкин

НЕОКОЛОНИАЛЬНЫЕ «КОМПРОМИССЫ»
  
Завершение переговоров о вступлении России в ВТО: пропуск в «светлое будущее» или путь к экономической деградации? 

 

Российские СМИ радостно сообщили о том, что завершены переговоры с США по вопросам вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию. По информации чиновников Министерства экономического развития и торговли РФ, договоренности имеют компромиссный характер и устраивают обе стороны. Неоднократные же попытки многих предприятий и региональных администраций выяснить, на чем, собственно, «сошлась» РФ не только с США, но и с другими странами-«переговорщиками», успехом пока не увенчались: российская переговорная делегация традиционно и весьма лаконично заверяет «истцов», что условия эти вполне приемлемые и что вскоре все всё узнают, когда окончательный переговорный документ будет представлен в Госдуму и Совет Федерации РФ.

Правда, в неофициальных блиц-беседах с некоторыми журналистами руководство переговорной делегации РФ, возглавляемой Максимом Медведковым (директором департамента торговых переговоров этого ведомства), высказывается так: если «отраслевики» будут знать точные условия компромиссов, ситуация может выйти из-под контроля...

 

УЧИТЬСЯ У КИТАЯ УЖЕ ПОЗДНО

Вообще весь переговорный процесс, связанный с присоединением нашей страны к ВТО, был, мягко говоря, неординарен и странен.

КНР, например, вела переговоры о своем вступлении в ВТО почти 15 лет, но китайская переговорная делегация ежемесячно отчитывалась перед своей страной - обсуждала ход переговоров с представителями экономической науки, различных отраслей, региональных администраций и политическими аналитиками КНР. Да и едва ли не все переговорные делегации поступали таким же образом...

Кстати, КНР вступила в ВТО в статусе страны «с переходной развивающейся экономикой», что позволило ей, в частности, сохранить минимум на 10 лет высокий уровень пошлин и квот на продукцию и услуги, производимые в КНР в рамках национальных программ индустриализации и/или импортзамещения. Вдобавок, «переходная» страна, по Уставу ВТО, является приоритетной для направления ей долгосрочных производственных капиталовложений из-за рубежа. Получил Китай, как развивающаяся страна, и фактически бессрочные льготы - по ценам, объемам, ассортименту - на сбыт своих товаров/услуг в государствах - членах ВТО, экономика которых имеет «рыночный» статус. Возможности и льготы, аналогичные китайским, в ВТО имеют и вступившие туда в 2000-2003 гг. Молдавия, Киргизия, Грузия, Армения (тоже как «переходные» страны). Поэтому экономические санкции РФ против Грузии и Молдавии ныне подпадают под разбирательство по линии ВТО, чем и обусловлено отсутствие у России протоколов согласия с Молдавией и Грузией на вступление РФ в ВТО. По имеющейся информации, РФ дала понять США, что такие санкции вскоре будут отменены во имя ускоренного вступления России в ВТО. Если это так, то получается, что алкогольная и безалкогольная продукция Грузии и Молдавии - вполне приемлемая по качеству...

Россия, будучи участницей G-8, решила вступать в ВТО как «рыночная» страна, но предъявленные ей условия, с подавляющим большинством которых пришлось соглашаться, гарантируют фактически беспрепятственный экспорт в РФ не только всевозможного ширпотреба, но и широкого ассортимента промышленных изделий производственного назначения и промежуточных полуфабрикатов. Причем встречные гарантии российскому промышленному или хотя бы полуфабрикатному экспорту не предоставлены. Оно и понятно: согласно последним данным ЮНКТАД и ЮНИДО (2006 г.), по темпам роста импорта почти трети совокупного ассортимента товаров общемировой торговли Россия с 1990-х годов входит в 10 стран - мировых лидеров. Характерно в этой связи и то, что, если от промышленных и промежуточных («полуфабрикатных») российских товаров страны-переговорщики, в том числе в согласительных протоколах, требуют жесткого соответствия нынешним международным стандартам (эксплуатационным, техническим, экологическим и т.п.), то сырьевая российская продукция фактически освобождена от обязательности аналогичного соответствия международным стандартам.

Проще говоря, РФ гарантирован сбыт ее разнообразных сырьевых товаров, что, естественно, усилит и без того чрезмерный сырьевой «крен» в экономике и экспорте нынешней РФ. Зато обрабатывающая промышленность, особенно, машиностроение, будет вынуждены либо - в худшем случае - закрываться из-за нашествия промышленно-полуфабрикатного импорта, либо - в лучшем случае - станет «давальческим перерабатывающим филиалом» промышленности индустриальных государств и транснациональных корпораций, работая, как в большинстве развивающихся и бывших соцстран, по заказам, технологиям и на поставках от упомянутых государств и корпораций. Естественно, что едва ли не в бессрочную стагнацию при таком сценарии ввергаются российские отрасли - производители оборудования. Заметим в этой связи, что из ныне действующих антидемпинговых и тому подобных ограничений на российскую продукцию почти в 40 странах около 85% распространяется именно на промышленные полуфабрикаты и готовые изделия из РФ...

 

ПЛОДЫ ТОРГОВОЙ ДИПЛОМАТИИ

На переговоры с Россией по линии ВТО было «делегировано» около 60 стран, представлявших не только собственные, но и коллективные интересы (требования) почти 200 государств. Например, по вопросам внутренней аграрной политики и агроэкспорта России переговоры с ней вели 20 стран, «олицетворявших» позицию 70 государств. Как сообщил автору этих строк еще в 2002 году один из руководителей переговорной делегации РФ Александр Кушниренко, от России, например, Уругвай с Новой Зеландией, да и не только они, требовали резкого сокращения или даже прекращения субсидирования тарифов на внутрироссийские и экспортные перевозки зерна и продуктов его переработки, требовали они и резкого повышения внутрироссийских цен на мясо и мясопродукты; большинство восточноевропейских государств, страны Северной Африки, Ближнего Востока и Турция настаивали на обязательности переработки в РФ концентратов соков, напитков и сиропов именно из упомянутых стран (регионов). И естественно, на такое сырье должны быть минимальные пошлины, а лучше, чтобы их вообще не было. С большинством такого рода условий РФ, как посетовал А. Кушниренко, пришлось согласиться.

Переговоры же с США, можно сказать, обобщали переговорный процесс с другими странами. Требования к РФ со стороны других стран и США были синхронными почти по 70% всех переговорных вопросов. Как считают эксперты многих российских министерств, именно США де-факто дирижировали переговорами о вступлении России в ВТО, продавливая условия, отвечающие американским интересам.

Так, Коста-Рика, представляя «сахарооэкспортные» интересы США и еще примерно 20 стран - крупных продуцентов/экспортеров сахара, требовала от РФ сокращения посевов сахарной свеклы, увеличения переработки тростникового сырца, отмены жестких ограничений на импорт такого сырья и т.п. Как стало известно буквально на днях переговоры России с Коста-Рикой завершились «успешно»: договоренности предусматривают сохранение до 2008 года на прежнем уровне, а после 2008-го - постепенное снижение пошлин и квот на импорт тростникового сырца для обеспечения равной конкуренции тростникового и свекловичного сахара в России. Правда, аналогичные преференции для российского свеклосахара в Коста-Рике даже не обсуждались.

Такие «компромиссы» (а на деле - односторонние уступки) стали типичными и полностью укладываются в «логику» российской торговой дипломатии периода реформ.

Кстати, первый и по своим последствиям весьма весомый шаг по «потворствованию» транснациональным компаниям, заинтересованным в росте поставок на российский рынок всевозможного демпинга и из слаборазвитых стран, был сделан в 1996 году, когда РФ предоставила (с 1997 г.) бессрочные льготы по квотам и пошлинам для товаров и услуг из почти 90 развивающихся государств...

Усугубляющим фактором является и то, что у России, как страны-переговорщика, не было и нет союзников, в отличие от США и других «переговорных» стран. К сожалению, в рамках не только СНГ, но даже ЕврАзЭСа и российско-белорусского Союза, которые официально преподносятся в качестве дееспособных интеграционных блоков, не удалось выработать единой межгосударственной позиции для переговоров в рамках ВТО. А такая ситуация тоже усиливает «транснациональный» прессинг на российскую экономику и внешнюю торговлю.

 

СПРАВЕДЛИВЫ ЛИ «СПРАВЕДЛИВЫЕ УСЛОВИЯ»?

По весьма уклончивой формулировке Германа Грефа, «соглашение с США о вступлении России в ВТО предусматривает формирование справедливых и предсказуемых условий торговли товарами и услугами, которые имеют наиболее важное значение для обоих государств». Схожие «словосочетания» применяют и его подчиненные - Максим Медведков «со товарищи». Но что в реалиях?..

США, да и не только они (а также «рыночные» Канада, Австралия, Новая Зеландия, Аргентина, Бразилия, Уругвай, некоторые страны - члены ЕС, «нерыночные» Парагвай, Монголия, Эфиопия, Эритрея...) выдвинули, к примеру, жесткое условие, чтобы сертификаты на поставку охлажденного мяса и продуктов его переработки выдавались без аудита национальных систем ветеринарного контроля. До сих пор действовала процедура, когда разрешение на экспорт мяса в Россию выдается только после проверки нашими специалистами соответствия предприятий и их продукции российским ветеринарным стандартам. В результате переговоров Россия пошла на уступки в этом вопросе.

Согласились мы и с требованием США на допуск прямых и иных филиалов страховых компаний на территорию РФ.

Но нет и пока не предвидится четких гарантий, что США отменят откровенно антироссийские резолюцию Конгресса США «О порабощенных народах» (1959 г.), поправку Джэксона-Вэника 1973 г. к Закону США «О торговле» (1972 г.), резолюцию о Калининградской области (1995 г.), позволяющие вводить против РФ, ее регионов, отраслей и предприятий любые санкции и в любое время. В том числе в рамках международных проектов/организаций. Российская же сторона не увязывала переговоры с США по вступлению РФ в ВТО с отменой упомянутых документов, ибо политический эффект договоренностей с США по ВТО, по-видимому, более важен для нынешнего российского руководства, чем реальные экономические условия членства России в ВТО.

Зависимость РФ от сырьевого экспорта страны-переговорщики использовали, что называется, по полной. Если точнее - ценой беспрепятственного допуска российской сырьевой олигархии на мировой рынок стала обреченность подавляющего большинства российских отраслей на банкротство.

В частности, России навязан минимальный, если не символический уровень государственной поддержки собственных сельского хозяйства и пищевой промышленности. Это, подчеркнем, вовсе не «рыночные» и, тем более, не «переходные» условия - это, фактически, уровень слаборазвитых стран, лишенных дееспособной государственности, типа Гаити, Сомали, Сьерра-Леоне, Кабо-Верде, Чада, Бурунди, Руанды, Западной Сахары...

Согласно большинству согласительных протоколов, Россия обязуется снижать упомянутую поддержку после 2008 года, в том числе снизить на 2,6% уровень пошлин на импорт всего сельскохозяйственного ассортимента, в том числе на импорт многих видов текстильного, кожевенного, рыбного сырья и его полуфабрикатов. А также прекращать после 2007 года дотирование транспортных тарифов на внутрироссийские и экспортно-импортные перевозки упомянутого ассортимента, хотя такие обязательства не навязаны даже слаборазвитым странам-«иждивенцам»!

По оценкам Минсельхоза, уже сегодня почти 80% объектов сельского хозяйства и пищевой промышленности России фактически убыточны из-за растущего уж который год давления со стороны демпингового агроимпорта. А через 10-12 лет после вступления страны в ВТО этот показатель достигнет 95, а то и 100%. И уподобится Россия очень многим африканским или латиноамериканским странам - крупным по территории и богатым по ассортименту и запасам разнообразных ресурсов, но не первое десятилетие импортирующим продукты переработки своего собственного сырья...

Россия обязалась также, выражаясь словам Г. Грефа, «не устанавливать внутренние цены на газ ниже его себестоимости». Но таких обязательств нет у подавляющего большинства стран - членов ВТО!..

Это означает, что неизбежный рост внутрироссийских цен на газ, быстро потянет за собой удорожание практически всех компонентов производства в любой российской отрасли. Такая тенденция ускорит банкротство прежде всего перерабатывающих отраслей, стимулируя тем самым рост всевозможного импорта, который будет и без того «поощряться» снижением импортных пошлин. В то же самое время, газовая промышленность будет окончательно сориентирована только на экспорт для поддержания собственной рентабельности, так как постоянно дорожающий газ наверняка будет находить стабильный (платежеспособный) сбыт только в экспортном секторе.

Что касается собственно внешнеторговых протекционистских инструментов, то, по словам недавно выступавшего перед СМИ директора отдела ВТО в департаменте торговых переговоров МЭРТа РФ Дмитрия Лякишева, переходный период, позволяющий сохранять современный (и без того невысокий) уровень тарифной защиты, для России установлен в 5 лет, после чего эта защита должна снижаться. Но ведь очевидно, что за 5 лет едва ли возможно комплексно и особенно технологически преобразовать экономику и помочь ей эффективно защититься от растущего импорта. Тем более в условиях сперва ограничения, а затем - резкого снижения уровня (и даже прекращения) прямого или косвенного субсидирования практически всех отраслей.

Сегодня доля импортных товаров на российском рынке составляет, по разным оценкам, 40-60%. Исходя из численности населения и размеров нашей территории, а также с учетом наличия высокодиверсифицированного многоотраслевого хозяйственного комплекса, созданного в России к моменту начала рыночных реформ, это как минимум двое превышает оптимальный уровень импортного «товарного присутствия». Но каким он будет завтра?

По прогнозным оценкам нескольких министерств и исследовательских институтов России (2005/2006 гг.), в первые 10 лет после вступления в ВТО уровень только тарифной защиты национальной экономики РФ понизится, самое меньшее, вдвое против нынешнего, с очевидными социально-экономическими последствиями. По тем же прогнозам, уровень поддержки конкурентоспособности подавляющего большинства российских отраслей будет к тому времени вчетверо-впятеро ниже, чем тот, что существует в других странах - членах ВТО, подчеркнем, с «рыночным» статусом. А возможности целенаправленного государственного влияния на экономику и торговлю страны за 5-7 лет будут практически исчерпаны, да и юридически невозможны (опять-таки, вследствие условий участия в ВТО).

Условия вступления РФ в ВТО схожи с теми, которыми оговаривались кредиты и внешние займы для «ельцинской» России. А это означает, что транснациональная стратегия небезызвестной «шоковой терапии» в отношении России будет впредь осуществляться в рамках Всемирной торговой организации. Причем бессрочно.


Количество показов: 3416
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100