RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

07.09.2006

Максим Калашников

ВЕНЕСУЭЛА ВЫБИРАЕТ РУССКОЕ ОРУЖИЕ
  
  
Image Сможет ли российский ВПК грамотно использовать новые возможности?

С недавних пор горячо обсуждается тема контрактов между Москвой и Каракасом на поставку в Венесуэлу вертолетов, истребителей Су-30 и стотысячной партии автоматов АК-103. Каким образом США умудрились пропустить нас в свою вотчину? Ведь они, кажется, не на шутку рассвирепели, введя санкции против российской государственной компании «Рособоронэкспорт» и АХК «Сухой».

Мы можем только порадоваться за успех отечественных оружейников и «внешторговцев в погонах». Как-никак сумма контрактов переваливает за 3 миллиарда долларов. Однако нельзя не отметить с горечью: Венесуэла становится одним из последних резервов для российского военно-технического сотрудничества.

Если в ближайшее время государство не вложит в военно-промышленные программы значительные средства, мы начнем терять рынки сбыта из-за устаревания предлагаемого РФ военного товара.

ВНЕШНИЙ УСПЕХ

Итак, есть чему радоваться: с 2005 года Москва подписала с Караксом соглашения на поставку ста тысяч автоматов АК-103 (на 54 млн долл.) и пятнадцати вертолетов. (В рамках первого контракта стоимостью 120 млн долл. будут поставлены 10 вертолетов: один тяжелый транспортный Ми-26Т, шесть Ми-17-МТВ-5 и три - Ми-35М. По условиям второго контракта (в 81 млн долл.) Венесуэла получит еще пять вертолетов Ми-35М. В перспективе суммарное количество заказанных Венесуэлой российских вертолетов может достигнуть 33 единиц. Наконец, в ответ на отказ США поставлять запчасти для венесуэльских истребителей Ф-16 Каракас намерен закупить в РФ 24 самолета Су-35 (апгрейд машины Су-27). Причем поставки оных, как заверяет «Рособоронэкспорт», начнутся с начала 2007 года.

Для обслуживания самолетов и вертолетов будут созданы сервисные центры. Не исключено, что Росфедерация предложит Венесуэле и зенитно-ракетные комплексы.

У русского военно-промышленного комплекса нет иного выхода. Он не может рассчитывать на сравнимые с венесуэльскими заказы со стороны отечественного государства. Ему нужно искать новые рынки сбыта. Но, к сожалению, и этот резерв исчерпывается.

Наше оружие стареет. Деградирует и промышленная база, унаследованная от СССР.

АВТОМАТНО-ЛЕГКОСТРЕЛКОВЫЙ «ОСЕЛОК»

Характерен пример с поставкой автоматов АК-103 производства знаменитого «Ижмаша». Когда нужно было выполнить обязательства перед Венесуэлой, оказалось, что завод может сделать это с большим трудом. С советских времен такого крупного заказа не было: и кадры успели порастерять, и опыт. Венесуэльцам каждый АК-103 обошелся в 380 долларов, тогда как совместное болгарско-американское СП «Арсенал» в Неваде предлагает АК-47 по 65 долларов за штуку. Хорошо, что в этом случае президент Венесуэлы Уго Чавес принял решение под влиянием политических факторов. Но можно ли рассчитывать на подобное стечение обстоятельств дальше? Никак нельзя.

Нужно твердо уяснить: на рынке автоматов Калашникова РФ потеряла конкурентоспособность. Чтобы сохранить за собой сей рынок, нужно выходить на него уже с новыми образцами автоматов, превосходящими старые «Калаши». Мы расплачиваемся за то, что так и не приняли на вооружение своей армии более совершенный автомат Никонова, на полвека оставшись с конструкцией конца сороковых годов ХХ века. Никакая модель - даже самая хорошая - не может так долго сохранять конкурентоспособность. К тому же «Калашниковы» сегодня на законных основаниях производят десятки предприятий по всему миру.

Но если бы все кончалось на автоматах! РФ сегодня теряет рынок легкого стрелкового вооружения (к коему относятся и гранатометы) и боеприпасов к нему. Скажем, «Рособоронэкспорт» пока не может взяться за контракт по снабжению правительства Афганистана легким оружием советского образца. Зато турецкий капитал вовсю изучает возможности вложений в оружейную промышленность Украины, которая вполне может заменить РФ в поставках стрелкового вооружения и боеприпасов. К тому же многим покупателям удобнее брать такой товар не у РФ, а у Киева, известного лояльностью Америке.

Остается только надеяться, что Россия сможет использовать экспортные доходы для подъема «легкострелковой» отрасли.

«НАСЛЕДСТВО СССР» ПОКА ВОСТРЕБОВАНО. ЧТО ДАЛЬШЕ?

Тем не менее, нам не стоит обольщаться по поводу успеха с поставками истребителей Су-35 венесуэльцам. По сути дела, они представляют из себя усовершенствованные Су-27, разработанные в семидесятые годы. И что же? Они поставлялись и Китаю, и Индии. При условии, что в этих странах начнется лицензионное производство тех же машин. А это значит, что китайцы и индийцы скоро не станут покупать у РФ истребителей. Более того, начнут конкурировать с нами на мировых рынках. И никакие венесуэльские закупки положения уже не исправят. Обратите внимание: сегодня индийцы работают с российским НПО машиностроения над созданием противокорабельной крылатой сверхзвуковой ракеты «БраМос». Но когда работы завершатся, эти ракеты будут производиться в Индии.

Бывший глава аппарата комитета по промышленности Государственной Думы РФ и помощник вице-премьера Ю.Маслюкова (кабинет Примакова, 1999 г.) Антон Суриков считает, что бесконтрольный вывоз технологий из страны в начале 90-х годов уже позволил многим развивающимся странам весьма дешево воспользоваться советскими наработками и приступить к созданию своих эффективных систем оружия. Не секрет ведь, что новейшая иранская сверхскоростная торпеда есть не что иное, как скопированный советский «Шквал».

Нужно признать: крупнейшими рынками сбыта нашего оружия после расчленения СССР выступали Китай (КНР) и Индия. Сегодня мы эти рынки начинаем терять. Все, что было в РФ современного, Китай купил и скопировал. Теперь и он, и Индия начинают диверсифицировать военно-технические закупки, обращаясь и к Евросоюзу, и к США. Особенно Индия, уже уставшая от неповоротливости и неэффективности российских партнеров. Тем более, что наше оружие, будучи все еще советским, начинает устаревать морально.

Скажем, покупатели все чаще требуют устанавливать на поставляемой технике нерусскую электронику. Начинку для нашего «железа» делают теперь израильтяне. И надо заметить, что сегодня электроника составляет львиную долю стоимости военных изделий. Значит, производителям начинки и достается главная часть выручки. А дальше - будет только больше.

Без своей электроники Россия рискует потерять рынок уже через пять, от силы - десять лет. Если страна не сможет вложить выручку от экспорта в спасение своей электронной отрасли и вывод ее на передовые рубежи.

Необходимо выходить на рынок с оружием новых войн: истребителями пятого поколения, с боевыми беспилотными системами, способными не только вести разведку, но и наносить удары по врагу. Необходимы боевые разведывательно-ударные комплексы, связующие воедино беспилотные разведчики, боевые самолеты, вертолеты, танки, артиллерию и пусковые установки ракет. А это у РФ есть только в зародыше. Нужны масштабные инвестиции в создание оружия новой эры. Но сможет ли обеспечить их Российская Федерация? Сумеет ли обратить на это делу экспортную выручку?

Между тем, дело не в одних лишь деньгах. В июне 2006 года автору этих строк довелось принять участие в заседании «Евразийского экономического клуба», посвященном проблемам военно-промышленного комплекса РФ. Особенно запомнилось выступление президента Лиги содействия оборонным предприятиям Анатолия Долголаптева. Тот без обиняков заявил: средний возраст инженеров, конструкторов и высококвалифицированных специалистов в отечественном ВПК - 65 лет. Еще немного, и советские кадры уйдут на пенсию. Заменить их некем. И тогда «оборонка» начнет стремительно сдавать одну позицию за другой.

Вот еще одна задача для РФ: на экспортные деньги необходимо разворачивать программу срочной подготовки кадров для ВПК, программу передачи опыта от старых специалистов молодым. Иначе нас не спасут никакие венесуэльские заказы.

Но и тут встает одна огромная проблема.

СКОЛЬКО ДОСТАЕТСЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ?

Знаете, сколько денег доходит промышленности от экспортных поставок российского оружия? Не более трети. Все остальное, по кулуарным признаниям экспертов и деятелей ВПК, рассасывается на разных уровнях управленческой «пирамиды». Вплоть до директоров оборонных предприятий.

Так «теряются» огромные средства, которые могли бы пойти и на новые программы вооружений, и на модернизацию производства, и на подготовку новых кадров. Увы, пока государство не смогло побороть эту опасную болезнь «усыхания финансовых потоков».

Вот сегодня РФ простила Алжиру 7-миллиардный советский долг при условии, что алжирцы закупят на эту сумму оружие у России. Но сколько процентов от этой суммы попадет собственно в индустрию?

Можно подвести итоги. Да, США обеспокоены продажей русского оружия Венесуэле. Но они прекрасно знают: ВПК РФ в его нынешнем виде доживает последние годы. Обширных новых рынков он завоевать уже не сможет. А затем вообще может утратить даже сегодняшние позиции.

Задача русских - изменить участь своей «оборонки». С толком использовав нынешние валютно-экспортные доходы. Начиная с венесуэльских...


Количество показов: 6735
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100