RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

ТБИЛИССКАЯ СУБИМПЕРИЯ: ЛОГИКА АБСУРДА   
Автор Роман Багдасаров   
17.11.2006 г.
ImageСаакашвили в поисках исконно грузинских земель 

 

Еще до того как итоги референдума 12 ноября о независимости в Южной Осетии были подведены, все вовлеченные в конфликт стороны и стороны, претендующие на статус арбитров, определились со своей позицией. За исключением России. Она, практически единственная, предпочла дождаться волеизъявления югоосетинского народа и только после этого предельно тактично изложила свой взгляд на проблему.

Ни госдепартамент США, ни Совет Европы не утруждали себя подобной дипломатичностью. Первый еще 8 ноября однозначно высказался в поддержку «суверенитета и территориальной целостности Грузии». Второй расценил референдум как «бесполезный, несвоевременный и нечестный». Когда наступит «лето Господне благоприятное» для того, чтобы Европа могла наконец прислушаться к голосу населения Республики Южная Осетия, генсекретарь Терри Дэвис уточнять не счел нужным.

Удивляться нечему. Для тех, кто игнорирует мнение 99% граждан, это действительно неуместно. Единожды избрав Грузию на роль образцовой кавказской демократии, Запад не собирается признавать ошибку. Странно было бы делать это сегодня, если в 1992 году западные миротворцы и блюстители прав человека спокойно взирали на ковровые бомбардировки Цхинвала и зачистку 117 осетинских сел вооруженными силами Госсовета Грузии. После чего приняли Грузию в ООН в обход Генеральной Ассамблеи, опираясь на волеизъявление одного-единственного Дж. Буша-старшего...

В то время как западные политики апеллируют к территориальной целостности Грузии как к чему-то само собой разумеющемуся, непредвзятым историкам до сих пор трудно понять, что же все-таки сия «целостность» из себя представляет и откуда ей вести отсчет? Если понимать под исторической Грузией державу Багратидов, то совершенно ясно, что с 1462 года она больше уже никогда не существовала в неразделенном виде. Те государственные образования, которые претендовали на ее наследие, достигали минимального успеха лишь благодаря вассальному отношению к какой-либо внешней силе: Турции, Ирану или России.

После распада Российской Империи грузинские социал-демократы провозгласили Грузинскую Демократическую Республику, пытавшуюся максимально раздвинуть свои границы. Внутренних ресурсов для этого, естественно, не хватало, и правительство Ноя Жордания прибегло к покровительству сначала германской, а затем британской армий, расквартированных в Закавказье. Благодаря поддержке германцев, в состав Грузии тогда была включена Абхазия, а в Южной Осетии, пользуясь их же и англичан поддержкой, грузины с 1918 по 1920 гг. трижды подавляли восстания.

Ситуацию, при которой Грузия, не располагая возможностями для управления «своими» территориями, существует в силу совокупности внешних влияний, можно определить через понятие субимперии. Номинально-демократическое правление в ней является необходимым предлогом для поддержки этого образования теми странами-лидерами, которые используют грузинскую правящую верхушку в своих интересах. В 1918-1920-е гг. такими странами были Германия и Британия, в 1921-1991 гг. - Советская Россия. Сейчас настает черед новых сюзеренов: Евросоюза и США.

Сегодняшним покровителям субимперии следует выработать собственный взгляд на «целостность» Грузии, соразмерный своим реальным возможностям в Закавказье. Не следует также один к одному перенимать риторику грузинской политической элиты, поскольку она, зачастую, страдает непродуманностью и отсутствием логики. Управляющим структурам Запада это не к лицу.

Ярким примером подобной непоследовательности является мотивация грузинского правительства, согласно которой те или иные территории обязаны находиться в составе их страны. Сейчас правительство Саакашвили претендует на две республики, уже давно борющиеся за выход из «свободной Грузии», - Абхазию и Южную Осетию.

Когда в 1921 году ушла в небытие Грузинская Демократическая Республика, три года подавлявшая восстания в Южной Осетии, последняя была провозглашена автономной областью (1922). Накануне распада Союза осетины составляли 67% ее населения, и в случае референдума Южная Осетия могла бы легко получить независимость. ...Разумеется, если бы привилегия демократических процедур распространялась субимперией на свои мини-колонии.

Однако, понимая гибельность плебисцита, Грузия зимой 1990-1991 гг. разворачивает против Южной Осетии настоящую террористическую войну, остановленную лишь благодаря российскому миротворческому контингенту.

Как же мотивирует грузинская сторона свои действия, попирающие все нравственные и правовые нормы? Согласно мнению грузинских историков, предки осетин пришли в ареал нынешнего обитания только в XVIII веке. Осетины расположились, якобы, на исконных землях грузинского царства Картли, Шида (Внутреннего) Картли, а посему не могут иметь здесь собственного государства и обязаны сегодня подчиняться тбилисскому правительству.

На самом же деле осетины являются прямыми потомками сарматского народа аланов, известных с I века, а в IX-X вв. создавших на Кавказе государство Алания. В XIII столетии как Алания, так и Грузия входили в состав Золотой Орды. В 1260-х гг. осетины получили разрешение от Хулагу-хана поселиться в Картли, которое ему принадлежало. Этому переселению пытались воспрепятствовать грузины, обладавшие в составе земель Золотой Орды относительной самостоятельностью. Несмотря на это к концу XIII века осетины овладели уже большей частью Картли.

Как видим, раньше на четыре века, чем гласит умеренно-официальная версия Тбилиси. Что происходило в нынешней Южной Осетии в промежутке XIV-XVII вв., практически не поддается реконструкции. Осетины летописей не вели, а грузинские источники об этом умалчивают. Историкам Грузии остается лишь развести руками: в XVIII столетии Шида Картли оказывается вполне освоенной осетинами.

Если следовать схеме, которую применяет Тбилиси к Абхазии, то Южная Осетия - вполне легитимное владение потомков алан. Ведь притязают же грузины на Абхазию, хотя появились там никак не ранее XIX века (до этого на территории бывшей Абхазской АССР жили мингрелы - особый этнос, грузинизация («картвелизация») которого также в советский период достойна отдельного комментария). Решающего же численного перевеса над абхазами грузины добились лишь во времена Сталина.

Стратеги великогрузинской субимперии, сами того не замечая, попадают в логический тупик. Ведь исходя из абхазского прецедента (грузинское большинство на явно «чужой» территории), Саакашвили следует навсегда забыть о «Шида Картли» - Южной Осетии, а исходя из южно-осетинского (грузинское меньшинство - но земля «исконно грузинская» ), соответственно, об Абхазии. Однако стратеги субимперий никогда не отличались простой логикой. Иначе строили бы настоящие, а не буферные государства, где демократия доступна всем народам, а не одной только титульной нации.


Количество показов: 3097
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100