RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

21.11.2006 г.

Ярослав Бутаков   

КЛУБ ОБИЖЕННЫХ

ГУАМ в поисках энергетического донора 

 

ЗНАКОВОЕ СОВПАДЕНИЕ

ГУАМ был учрежден 10 октября 1997 года в Страсбурге во время саммита Совета Европы. Почему для содружества четырех бывших советских республик (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия) была выбрана именно такая форма аббревиатуры, а не, скажем, АМУГ или УГМА, можно только догадываться. Может быть, дело в созвучии с известным островом в Тихом океане, на котором расположена стратегически важная база ВВС США. Совпадение, согласимся, знаковое.

В мае текущего года в Киеве состоялся расширенный саммит этой организации, в котором в качестве гостей приняли участие также президенты Литвы и Польши, вице-президент Болгарии, высокопоставленные представители США, Румынии и Казахстана, ОБСЕ, а также главы многих дипмиссий. Состав форума был призван придать особенный блеск (а также подчеркнутую антироссийскую направленность) переучреждению ГУАМ, получившего новое название: «Организация за демократию и экономическое развитие - ГУАМ».

Главный парадокс существования ГУАМ заключается в том, что входящие в него государства более всех других стран СНГ завязаны именно на российскую экономику. Денежные поступления на родину от работающих в России украинцев, молдаван, грузин и азербайджанцев составляют львиную долю ВВП соответствующих государств. Экономика стран ГУАМ не в состоянии дать работу миллионам граждан этих стран, и избыток рабочей силы поглощает Россия. Фактически страны ГУАМ живут за счет России. Однако в политическом плане эти страны объединены наиболее острой, чем у других, неприязнью к России.

 

СОЮЗ БОРЬБЫ ЗА ЭНЕРГОНЗЕВАСИМОСТЬ

C другой стороны, в образовании ГУАМ важную роль сыграли не только идейные антироссийские мотивы его участников, но и экономические интересы, производные от навязчивого стремления Запада добиться максимальной «энергонезависимости» от России. Поэтому с геоэкономической точки зрения дугу Закавказье-Украина нужно характеризовать, в первую очередь, как внероссийский коридор для транспортировки на Запад нефти и газа Каспийского бассейна.

Предназначение ГУАМ как «инструмента энергонезависимости» от России находит отражение и в его программных документах. В Ялтинской хартии одной из целей сотрудничества указано «развитие и эффективное использование в интересах» входящих в организацию стран «транспортно-коммуникационных магистралей и соответствующей инфраструктуры». На разных уровнях постоянно подчеркивается особое внимание обеспечению эффективного функционирования транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия. В последнее время в рамках этой политики постоянно делаются попытки придать реальное значение действующему Соглашению о создании Зоны свободной торговли и работе Делового Совета ГУАМ.

С особенной силой роль ГУАМ как транзитной системы выступает в Рамочной программе ГУАМ-США. Одним из важнейших направлений реализации этой программы служит Проект по содействию торговле и транспортировке. Его главной целью продекларировано создание транспортного коридора ГУАМ.

В нынешнем году на киевском саммите ГУАМ В. Ющенко говорил о том, что страны, входящие в организацию, намерены создать энергетическую альтернативу России. Почему бы, считает президент Украины, не объединить усилия нефтедобывающего Азербайджана и Украины, имеющей уникальные возможности транзита. На этом же саммите много говорилось о том, что страны ГУАМ составляют естественный природный коридор между Азией и Европой, Каспийским бассейном и Европой. Это, при условии создания действенной транспортной инфраструктуры, может обеспечить им процветание на долгие годы вперед.

Однако функции в ГУАМ распределены очень неравномерно. Производителем сырья выступает один лишь Азербайджан, а другие страны выполняют роль транзитных. Украина может еще вносить вклад в экономику ГУАМ своей развитой промышленностью, но Грузия и Молдова в этой системе - просто прилипалы на трубе. Крупными потребителями они не являются, производителями - тем более. При этом ресурсов Азербайджана все равно не хватает, чтобы эту трубу, ведущую на Запад, наполнить в достаточной мере. Так что и Азербайджан - тоже не столько производящая страна, сколько транзитная. Если перекрыть каналы денежных поступлений из России, направляемых азербайджанской диаспорой, то единственным источником выживания Азербайджана сможет быть только перекачка дальше на Запад нефти и газа из Средней Азии, а также Ирана.

 

ГУАМ И ТУРКМЕНИЯ

Очевидно, что полноценное функционирование ГУАМ как сообщества стран, связанного с энерготранспортным коридором, альтернативным российскому, невозможно без подключения к нему некоторых стран Средней Азии - таких, как Казахстан, Туркмения и Узбекистан. Хотя бы какой-то одной из них. Этим соображением, в частности, и было продиктовано в свое время принятие Узбекистана в ГУАМ. Однако теперь, когда Узбекистан покинул организацию, перед «сообществом четырех» вновь встала актуальная задача привлечь к эксклюзивному сотрудничеству еще кого-нибудь из сырьевых гигантов Средней Азии.

В этой связи большое значение для ГУАМ могло бы иметь использование ресурсов Туркмении, президент которой регулярно выступает с заявлениями о фантастических запасах туркменского газа, приглашая иностранных инвесторов к их разработке. Совсем недавно он в очередной раз ошарашил весь мир, на этот раз известием о том, что запасы Иолотанского месторождения составляют 7 триллионов кубометров.

Однако, например, тот же «Газпром» не спешит вкладываться в освоение новых туркменских «клондайков», предпочитая довольствоваться старыми. И для этого есть все основания. В экспертных кругах давно высказываются сомнения в реальности газовых закромов «туркменбаши». Заявления о несметных сокровищах недр Каракум не находят независимого подтверждения. Имеющиеся сведения говорят, скорее, об обратном. Согласно данным министерства энергетики США, Туркмения не входит даже в десятку мировых лидеров по подтвержденным запасам газа (по официальным же туркменским данным, страна находится на 3-м месте в мире после России и Ирана). Результаты аудита, проведенного в 2004 году некоторыми иностранными компаниями на месторождении Довлетабад, считавшемся крупнейшим, показали, что запасы газа там менее 1 трлн кубометров, а не 1,7 трлн, как было объявлено раньше. Показательным можно считать также снижение объемов добычи «голубого топлива» в пустынной республике. Вместо запланированных 74 млрд кубометров в 2004 году Туркмения добыла лишь 58,5 млрд (в 2003-м - 59,1 млрд куб. м).

 

ВИРТУАЛЬНЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ

Еще одним альтернативным экспортером газа для ГУАМ мог бы стать Казахстан. Однако мы видим, что в реальности и Туркмения, и Казахстан по-прежнему продолжают развивать преимущественное партнерство в этой сфере с Россией, несмотря на отдельные, время от времени возникающие, разногласия.

Итак, похоже, создание в рамках ГУАМ энергетической альтернативы России, находится пока только в стадии пожеланий. Надежным фундаментом экономического партнерства внутри организации «энергокоридор» тоже быть не может. Гипотетический туркменский газ смог бы, возможно, стать ресурсом для Украины. Но при нынешнем положении дел имеющегося азербайджанского газа хватит разве что для снабжения Грузии. При этом Украина и Молдова выглядят в такой системе лишними транзитными странами. Географическое положение позволяет направить потоки каспийских углеводородов из Закавказья прямо в Турцию и уже оттуда в Европу и куда угодно. Эту роль выполняет нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), торжественно открытый в этом году. И если территорию Грузии миновать просто не удается, то Украина с Молдовой лежат в стороне.

Скорее всего, в ближайшее время ГУАМ будет выступать не более чем в качестве дискуссионной альтернативы российским проектам на постсоветском пространстве, в первую очередь - Единому экономическому пространству. На эту направленность указывает достижение договоренности о создании Зоны свободной торговли, явно призванной создать альтернативу ЕЭП и планам создания Таможенного союза.

Поскольку экономический фундамент ГУАМ рыхлый, то, говоря о перспективах этой организации, нельзя обойти вопрос о политической составляющей данного проекта. Характерным признаком, объединяющим большинство стран - участниц ГУАМ, является наличие почти в каждой из них проблем с «непризнанными государствами». Исключение составляет Украина, однако ее восточные и южные области, особенно Крым, потенциально являются источниками движения за автономию. Недаром в официальных документах ГУАМ одной из целей объединения постоянно выставляется необходимость противостоять «агрессивному сепаратизму».

25 сентября 2006 года во время очередного заседания Совета министров иностранных дел ГУАМ, проходившей (что показательно) в Нью-Йорке в рамках встречи ГУАМ-США, главы внешнеполитических ведомств государств организации выступили с совместным заявлением «в связи с "референдумом" в приднестровском регионе Республики Молдова» (именно так озаглавлен этот документ). С аналогичным заявлением, уже по поводу референдума в Южной Осетии, государства ГУАМ выступили 8 ноября в Страсбурге во время заседания Комитета министров Совета Европы. Таким образом, коллективная апелляция к Западу о невозможности признания права на самоопределение народов, желающих отделиться от некоторых государств ГУАМ, стала одной из основных функций, сплачивающих эту организацию. Фактически это является одним из приоритетных направлений активности ГУАМ как «антироссийского клуба».

Наличие у Азербайджана проблем с Нагорным Карабахом является важнейшим фактором, удерживающим эту закавказскую республику в ГУАМ, во многом вопреки ее экономическим интересам. Как отмечает руководитель неправительственного фонда «Свободная Европа» С. Степенков, «нужда найти общие с Молдавией и Грузией подходы к непризнанным государствам заставляет Ильхама Алиева сидеть за одним столом с теми, кто унижает этнических азербайджанцев в Грузии, скрывает азербайджанских оппозиционеров на Украине, вытаптывает права тюркоязычных гагаузов в Молдавии». Алиев никогда бы не сделал этого, «если бы имел хоть какую-то гарантию того, что главный автор и инициатор ГУАМ - а именно США - не встанут на сторону Карабаха в случае растущей самостоятельности Азербайджана и не сделают его таким же тараном против суверенитета Азербайджана, каким стали Косово и Черногория против Сербии». Не доверяющий Штатам азербайджанский президент «вынужден делать хорошую мину в то время, пока его менее состоятельные партнеры по ГУАМ, не стесняясь, делят его нефть».

Вполне вероятно, что небольшого изменения позиции России в армяно-азербайджанском противостоянии оказалось бы достаточно, чтобы выбить из ГУАМ его краеугольный сырьевой камень - Азербайджан - и сделать всю организацию абсолютно нежизнеспособной.

 

ГУАМ И БЕЛОРУССИЯ

Возможно, что именно сознание непрочности объединения заставляет энтузиастов «санитарного кордона» на южных рубежах России стремиться к расширению организации. Характерно, что поиски новых членов обращены именно внутрь постсоветского пространства, а не вовне. Так, заявление о намерении Румынии вступить в ГУАМ не получило развития и осталось чуть ли не дипломатическим курьезом. Но зондаж почвы относительно более тесного сотрудничества Белоруссии с ГУАМ выглядит более серьезным.

В таком сотрудничестве наиболее заинтересована Украина. Как считает политолог Юрий Шевцов, «суть белорусско-украинского интеграционного проекта, если до этого дойдет, - транзитный союз против РФ с западным тылом и быстрое политическое продвижение в регион Каспия. Этого требуют интересы восточно-украинской промышленности... Белорусско-украинская связка - это окончание Великого шелкового пути из Китая в Европу в обход России. А значит, это был бы проект стратегического сотрудничества Украины-Беларуси не только с Европой и США, но и с КНР... Белорусско-украинский союз - это также союз, ориентированный на Иран». По его мнению, Белоруссия уже сделала встречные шаги в этом направлении, одновременно поворачиваясь лицом и к ЕС, чувствуя оттуда ответную поддержку:«Беларусь переориентировала экспорт на Европу, развернулась к региональной интеграции, прежде всего с Украиной. Заключен и ратифицирован договор, позволяющий координировать транзитные тарифы - фактически создан транзитный союз РБ и Украины. ЕС сохранил льготный режим доступа белорусских товаров к своему рынку... Прибалтийские порты где-то на треть теперь загружены белорусским транзитом».

В мнениях такого рода превалирующую роль играет опасение возможного отказа Белоруссии от проектов тесной интеграции с Россией, причем основная вина за это возлагается, как правило, на российские энергосырьевые монополии. Однако, на наш взгляд, это опасение мало оправданно. Во-первых, потому что неудача изначально неясного проекта «Союзного государства» вовсе не означает неудачи интеграционных инициатив вообще. Пока Россия и Белоруссия явно предпочли более простой и осуществимый план создания Таможенного союза с участием Казахстана, что является весомым шагом на пути реинтеграции. Во-вторых, не стоит преувеличивать значение попыток А. Лукашенко по диверсификации импорта энергоносителей. Мы видим, что азербайджанских нефти и газа не хватает для обслуживания ГУАМ даже в нынешнем составе. Подключение Белоруссии к этой трубе не будет иметь сколько-нибудь значимых геоэкономических последствий.

Здесь, однако, на поверхность всплывает фактор Ирана. В последнее время Иран и Белоруссия резко интенсифицировали контакты. Одним из мотивов крепнущего сотрудничества «государств-изгоев» может послужить энергетическое партнерство. Ирану сейчас крайне важно заинтересовать как можно больше стран в поставках его энергоносителей. Одним из векторов иранского экспорта мог бы стать коридор ГУАМ-Европа через Белоруссию. Однако планы такого рода обсуждались еще раньше, в бытность Ю. Тимошенко премьером Украины. Она тогда выдвигала проект строительства совместно с компанией «Газ де Франс» трубопровода из Ирана. Он был отвергнут из-за его высокой стоимости. С того времени Иран, Украина, Белоруссия и Западная Европа не поменяли своего местоположения, поэтому можно быть уверенными, что иранский газ не сможет стать полноценной альтернативой российскому в деле снабжения как Западной, так и Восточной Европы.

Белоруссия также важна для ГУАМ как промышленная страна, а также с точки зрения ее геополитического положения. Но если ГУАМ нужна Белоруссия, то Белоруссия может прекрасно прожить без всякого ГУАМ. Наличие разногласий между российским и белорусским руководством по многим вопросам не дает оснований рассматривать их как признак однозначного отказа Белоруссии от ориентации на Россию во внешней политике и экономических связях. К тому же у Белоруссии нет таких проблем с целостностью государства, как у членов ГУАМ, а участие в этой организации не даст гарантии, что Запад завтра автоматически поменяет отношение к режиму Лукашенко на более лояльное. Именно политический характер ГУАМ позволяет считать вступление туда Белоруссии при ее нынешнем руководстве почти невероятным.

 

СИЛЬНЫЙ В ГУАМ НЕ ПОЙДЕТ

Примерно также следует оценивать и перспективы вовлечения Казахстана в «антироссийский клуб». Казахстан никуда не уходит из проектов Каспийского трубопроводного консорциума, и его участие в наполнении БТД - просто нормальный выход при увеличении объемов нефтедобычи и нефтеэкспорта. В любом случае, российский маршрут транспортировки казахстанских углеводородов на Запад всегда останется более экономичным. Чтобы представить возможность полного ухода Казахстана от использования транзитных возможностей России, нужно предполагать наличие у заинтересованных российских акторов какой-то согласованной злой воли, направленной исключительно на отталкивание Казахстана от сотрудничества.

Теоретически есть один фактор общности Казахстана с большинством членов ГУАМ. Это - наличие потенциального сепаратизма в виде нескольких преимущественно русскоязычных областей Северного Казахстана. Однако, во-первых, в этих областях реально нет даже заметного движения к автономии, не говоря уже о серьезных предпосылках для создания там анклава, подобного Приднестровью. Во-вторых, если даже такое движение там проявится, участие в ГУАМ не решит для Казахстана данной проблемы, как оно не решает ее для Грузии, Молдовы и Азербайджана.

ГУАМ - это, скорее, «клуб обиженных». Он изначально создавался как союз слабых против сильного - не столько в пользу себе, сколько во вред ему, по принципу «дружим не за, а против кого-то». Таким успешным государствам, как Казахстан, а равно и Белоруссия, там, со всей очевидностью, нечего делать. Хотя именно участие какой-то из названных двух стран смогло бы придать этой организации качественно иное политическое измерение. Поэтому всегда следует быть готовыми к тому, что Казахстан и Белоруссию будут пытаться завлечь, в той или иной форме, в широкую антироссийскую дугу. Но такие попытки могут возыметь временный успех лишь в том случае, если Россия абсолютно ничего им не противопоставит.

Участие Туркмении в ГУАМ не усилит эту организацию экономически, а политически подорвет ее, так как поддерживать особый демократический имидж ГУАМ станет значительно сложнее. Повторного вхождения туда Узбекистана не следует ожидать. Таким образом, усиления политической составляющей ГУАМ явно не предвидится. ГУАМ при всем желании не обретет значения политической единицы.

Не исключено, что складывающийся газовый альянс основных производителей и потребителей (России, Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Украины и Белоруссии) ликвидирует экономическую заинтересованность Украины в ГУАМ. На шатком основании держится, как мы видели, и участие Азербайджана в этой организации.

Таким образом, выпадение из ГУАМ какого-либо одного звена будет достаточным основанием для распада всей геополитической конструкции в целом. При этом влияние факторов, способных окончательно «потопить» ГУАМ, значительно сильнее тех причин, в силу которых этот альянс пока еще держится на плаву.


Количество показов: 4262
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100