RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

04.12.2006

Константин Черемных

КОНФРОНТАЦИЯ ОТКЛАДЫВАЕТСЯ

На рижском саммите НАТО старались не делать слишком резких движений

СОЮЗНИК ТРЕТЬЕГО СОРТА

На прошлой неделе в городе Таллине случился конфуз, натолкнувший общественность на иронические обобщения. Аэростат, только что приобретенный Спасательным департаментом республики, при первом же испытании отделился от троса и улетел в восточном направлении. «Не иначе как эмигрировал в Россию», – хихикали на форуме газеты «Постимеэс». История с шаром тут же обросла скандальными подробностями: хотя его стоимость не превышала полутора тысяч эстонских крон, фирма-изготовитель, получившая заказ без конкурса, оценивала потери в полмиллиона.

Конфуз с деньгами, буквально улетевшими в воздух, живо напомнил жителям Балтии о другом только что завершившемся мероприятии целевого назначения. Саммит НАТО в Риге обошелся бюджету Латвии, по официальным данным, в 35 миллионов латов (16 миллионов долларов). Однако сюда не входит ущерб, нанесенный Верманскому парку, буквально вытоптанному дислоцированным здесь международным отрядом стрелков, привлеченных для охраны мероприятия не только из местной армии и полиции, но также из Чехии и соседней Эстонии.

Жителям Таллина, где по пути на саммит остановился на полдня Джордж Буш, тоже пришлось приспосабливаться к перекрытию центральных улиц и отсутствию мест в гостиницах: два отеля были заняты под завязку бесчисленной американской «секьюрити», не считая агентуры, распределенной по частным квартирам.

Военные лимузины на улицах и снайперы на крышах вызывали у самолюбивых прибалтов чувства, весьма далекие от счастья свободы. Как и суетливая угодливость тележурналистов и официальных лиц во главе со свежеизбранным президентом Ильвесом. Сообщение о том, что господин Буш не желает встречаться с его конкурентом-предшественником Арнольдом Рюйтелем, как с «выходцем из коммунистической номенклатуры», наводило на мысли о том, что исход прошедших выборов был предрешен в Вашингтоне.

Ощущение новой оккупации настолько передалось эстонским анархистам, что их предводитель, эксцентричный Калев Ребане, накануне требовавший убрать памятник советскому Бронзовому солдату, за несколько часов до визита Буша явился к зданию посольства США и принялся взрывать хлопушки, нацепив при этом – к ужасу для организаторов – мусульманский тюрбан.

«Маленькая красивая Эстония недавно была передней калиткой в Европу, а теперь стала задней», – грустно заключил один из читателей эстонской «Постимеэс» в связи с визитом Буша. В самом деле, почести, оказанные прибалтийским государствам в связи с проведением саммита, только подчеркивали третьесортность этих стран в рамках Евросоюза и НАТО.

«Торговыми марками» Латвии в составе Советского Союза были ее автобусы и вагоны, фотоаппараты и парфюмерия, ювелирные изделия и мясомолочная продукция. Не меньшей славой пользовались музыка, кино и театр Риги. Нынешние попечители Латвии увидели ее уникальность исключительно в искусстве местного народного вязания. Варежки и носки с национальными узорами, специально изготовленные к саммиту, были единственным латвийским ноу-хау, явленном миру на сайте мероприятия. Если не считать выставки детских рисунков и компьютерной игры, при помощи которой рижане должны были выучить все 26 стран – членов Альянса.

Специальный сайт форума добросовестно возрождал стилистику стенгазеты, подготовленной ко дню открытых дверей. Жизнерадостные «юные лидеры», обучаемые игре в политику, соседствовали с фотогеничными «волонтерами» и особенно «волонтершами» НАТО, больше напоминавшими участниц конкурса «А ну-ка, девушки» в кулинарном техникуме.

О том, что руководство НАТО предпринимает специальные усилия для повышения привлекательности организации, было хорошо известно в журналистских кругах всех бывших советских стран, включая Украину и Россию. Именно об этом шла речь в начале этого года на мероприятии, устроенном функционерами НАТО на факультете международных отношений Петербургского университета. Впрочем, успехами пиара Альянс похвастаться не может. Агиткампания на Украине, к примеру, за целый год не сдвинула число сторонников вступления в НАТО выше 21% населения.

Демонстрация неизбывной юности военного блока, возраст которого составляет без малого шестьдесят лет, не очень вязалась с неделикатным высказыванием президента Латвии о том, что блок должен прежде всего доказать, что он еще жив.

 

ПУТЕВКА В АФГАНИСТАН

Практичных эстонцев натовский пиар вдохновил вряд ли больше, чем романтичных украинцев. Как сообщала таллинская пресса в канун визита Буша, единственное, чего ожидала публика от американского президента, так это давно обещанного безвизового въезда в Штаты. Вместо этого, как саркастически сообщило агентство «Дельфи», эстонцам была предложена льготная путевка в Афганистан.

Еще задолго до саммита информированные международные СМИ предсказывали, что афганский вопрос окажется центральной темой рижского мероприятия. Приветственные слова Буша в Таллине полностью подтвердили это предположение. Похвалы эстонскому контингенту в Афганистане стали лейтмотивом как самого визита Буша, так и его комплиментов Ильвесу – в противовес его «неполиткорректно» пацифистским соперникам.

За похвалами скрывалось явное беспокойство: если «новобранцы» Евросоюза охотно шли на войну, то «старую Европу» было никак не уговорить не только потратиться на боевую технику американского производства. но и принять более активное участие в реальных боевых действиях. Так, Германия и Италия дипломатично, но твердо отказывались развертывать свой контингент в южные провинции Афганистана, где разгоралась гражданская война и где одновременно ожидались массовые социальные волнения в итоге неурожая этого года.

Афганская кампания, а точнее, неравноценное участие в ней стран – членов Североатлантического альянса, оказалась главной темой его 57-го саммита, который некоторые обозреватели по его завершению оценивают как «самый неудачный».

Не в последнюю очередь по этой причине представители России на мероприятии были нежеланными гостями. Когда же прошел слух о том, что Владимир Путин все же появится в Риге, чтобы поздравить президента Франции с днем рождения, в официозной прессе поднялась форменная истерика. Рижская Diena, отличающаяся особой лояльностью американской «генеральной линии», изобличила Москву и Париж в заговоре против Риги, а собственное руководство – в малодушно соглашательской готовности принять незваного гостя. Который, дескать, рассматривает Латвию как собственный проходной двор...

Впрочем, уже на следующий день тревога миновала: российский президент предпочел отправиться с саммита СНГ в Минске не в Ригу, а в Петербург. Впрочем, это не означает, что «угроза визитом» осталась без последствий. Внезапное пожелание Жака Ширака поужинать с Путиным (в российской прессе, наоборот, выданное за российскую инициативу), явно послужило весомым дипломатическим аргументом «старой Европы» против условий, навязываемых Вашингтоном. Компромисс по Афганистану, о котором торжественно сообщила канцлер Германии Ангела Меркель, не противоречит, как выяснилось, неизменности позиций Германии. Иначе говоря, «старая Европа» готова платить за операцию в Афганистане, но только не «учиться стрельбе на поражение», как от нее требовалось.

В дипломатических жестах «старой Европы» не бывает ничего случайного. Российский лидер был приглашен на трапезу в армянский ресторан – на фоне явных усилий руководства альянса переориентировать Грузию с Ирана на Турцию. Вежливый отказ Москвы, в свою очередь, можно рассматривать как дипломатический уход от вопроса о выборе стороны в тлеющем закавказском конфликте.

 

ПОМПЕЗНАЯ ОСТОРОЖНОСТЬ

Мероприятие в Риге, приумножив ряды противников расширения НАТО своей неуместной затратностью и помпезностью, еще больше разочаровало энтузиастов экспансии своей «беззубостью». Итоги встречи выразились в декларации, на редкость расплывчатой по форме и благостной по содержанию, исполненной уже не в брежневском, а в поздне-горбачевском стиле.

Во-первых, как и было объявлено верховным руководством НАТО, никакого скороспелого принятия новых членов не произошло. Во-вторых, военные способы разрешения территориальных конфликтов в Грузии и Молдове были однозначно отвергнуты. В-третьих, руководство альянса согласилось принять Сербию и Боснию в состав программы «Партнерство во имя мира» вопреки мнению Гаагского трибунала, упрекающего эти страны в нежелании выдавать военных преступников. В абзаце итоговой декларации, посвященном положению в Косово, не говорится о независимости этой провинции, а напротив, подчеркивается признание прав этнического (сербского) меньшинства.

Более того, сотрудничеству НАТО с Россией посвящено столько же места, сколько партнерству альянса с Грузией и Украиной вместе взятыми. «В преддверии пятой годовщины Совета Россия – НАТО мы приветствуем интенсификацию политического диалога и практического сотрудничества», – сообщают авторы, тут же призывая Россию к расширению партнерства, «в том числе в борьбе с терроризмом». Следующий абзац, характеризующий отношения НАТО с Евросоюзом, звучит отстраненнее и формальнее, и вместо «расширения партнерства» обозначает «уважение к автономности» Евросоюза от НАТО при сохранении общих целей.

Таким образом, оказались правы те российские эксперты (включая директора Института США и Канады Сергея Рогова), которые предсказывали, что при нежелании Берлина, Парижа и Рима более активно партнерствовать с Вашингтоном и Лондоном в Афганистане на их место будет приглашена Москва. Из этого не следует, что Россия тут же отправит собственный контингент в Афганистан. Однако долю влияния на этой ключевой территории она получит.

 

ПРОПУСК ХОДА

Отказ российского лидера от поездки в Ригу рассматривался некоторыми российским авторами как продуманный и сильный ход. Смысл этого хода притом объяснялся нежеланием Москвы участвовать в «игре на чужом поле». Фактически такая игра как раз была весьма выигрышной. Пророссийская общественность стран Балтии ожидала, что Владимир Путин прибудет в Ригу и окончательно спутает не сложившиеся карты североатлантического пасьянса.

Очевидно, он именно так бы и поступил, если бы от рижского саммита ожидались конфронтационные решения. Однако еще за месяц до мероприятия в Риге руководство НАТО начало делать подчеркнуто мирные жесты в адрес Москвы. Выступление Ричарда Лугара, предложившего рассматривать «отключение» стран-участников от энергоносителей как военную агрессию, осталось выражением особого мнения.

Встреча глав государств – участников СНГ в Минске, соответственно, не стала – как можно было полагать, и как определенно предусматривалось в качестве варианта – демонстрацией силы. Российско-белорусское соглашение по объединению сил ПВО было отложено. Вместо этого конфронтационного жеста последовало предложение российского министра обороны о разделе зон ответственности между ОДКБ и НАТО.

Минский саммит, подчеркнуто скромный по стилистике, обозначил итог экономических споров Москвы с Минском и Кишиневом. Со странами Балтии, сделавшими ставку на конфронтацию с Россией, компромиссы не предусматриваются. Накануне саммита НАТО российская сторона объявила об ограничениях на ввоз эстонских рыбопродуктов. Этот жест, явно демонстративный, не мог быть приравнен к действиям военного характера даже усилиями фантазии Ричарда Лугара.

Отказавшись от резких ходов и в то же время не следуя ни у кого на поводу, Москва сохранила баланс отношений с расходящимися «половинами» Запада, вместе с тем сохранив за собой самые широкие возможности выбора. Прибалтийские «меньшие братья», напротив, сузили свой выбор до однозначно унизительного положения третьестепенного прислуги двух господ. Население этих государств, отнюдь не только русскоязычное, уже делает из этого неизбежные выводы.

 

ПОБЕЖДАЕТ ТЕРПЕНИЕ

Спустя три дня после саммита НАТО рухнул до исторического минимума американский доллар, афганские талибы сбили очередной вертолет и провозгласили создание «радио джихада», Уго Чавес вновь избрался в президенты Венесуэлы, а в гаагской тюрьме умирающий от голода Воислав Шешель завещал Белграду идею Великой Сербии. На этом фоне декларации натовского саммита оказываются пустыми бумажками, легко подхватываемыми ветром неподконтрольных Вашингтону процессов.

Вашингтон разделился сам в себе: республиканцы не сдались, демократы не победили. Североатлантический альянс еще не мертв, но уже не жив. Россия не стала подталкивать его к стремительному распаду. Такой распад слишком серьезно нарушил бы все мировые балансы. Москва предпочла увеличить степень своей политической свободы в сеансе одновременной игры по не ею придуманным законам геополитики. В этой игре побеждает терпение.


Количество показов: 2753
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100