RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

14.12.2006

Алексей Чичкин

ПОКА ЛЕД НЕ РАСТАЯЛ

Россия должна отстоять права на свои арктические владения и Северный морской путь

 

В последнее время сообщения о сокращении ледового покрова Северного Ледовитого океана с завидной регулярностью появляются в иностранных СМИ. Споря между собой в деталях, ученые едины в главном – к концу XXI века мы увидим новую Арктику – с более мягким, чем сейчас, климатом, со значительно возросшими по сравнению с сегодняшним днем возможностями для судоходства и добычи полезных ископаемых.

 

КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ПОЛЮС?

Борьба за контроль над будущими транспортными артериями и природными ресурсами ведется уже давно. В 1925 г. советское правительство провело на карте Арктики две линии от Мурманска и Чукотки к Северному полюсу, обозначив таким образом границу полярных владений СССР. В 1982 г. СССР подписал Конвенцию ООН по морскому праву, в ст.76 которой говорится, что зона исключительных интересов прибрежного государства ограничена 200 морскими милями, а права на морское дно – 150 милями, которые отсчитываются с учетом протяженности континентального шельфа.

По этой причине вопрос о том, где заканчивается шельф от российских (а также норвежских, канадских и датских) берегов представляет собой серьезнейшую геополитическую проблему.

Позиция России известна – ее шельф продолжается до самого Северного полюса, что подтверждено многочисленными исследованиями.

Однако отторжение от СССР в 1990 году почти 70% Беринговой акватории по подписанному тогдашним министром иностранных дел союза Шеварнадзе Соглашению о разграничении Берингова пролива и Берингова моря в пользу США подтолкнуло другие северные страны – члены НАТО к политике оспаривания российских интересов в Арктике, изобилующей запасами энергетического (особенно нефтегазового), промышленного сырья, деликатесного рыбосырья и являющейся кратчайшим естественным транзитным коридором между Европой, Азией и Америкой.

Сегодня Норвегия, Дания и Канада также утверждают, что их шельфы в буквальном смысле слова «восходят» к Полюсу, и не признают наши арктические границы. Наши европейские арктические соседи – Дания и Норвегия претендуют не меньше чем на 70% всей территории Северного Ледовитого океана. Норвегия стремится сдвинуть свои арктические границы в Баренцевом море на восток, в сторону российских архипелага Франца-Иосифа и Карского моря, а Дания – в том же направлении, приближая их к Северном полюсу и примыкающей к нему акватории. Это означает, что датчанами и норвежцами российской признается только центральная часть азиатской акватории Северного Ледовитого океана.

 

БОРЬБА ЗА СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ

По оценкам экспертов, в случае продолжения сокращения ледового покрова Северного Ледовитого океана знаменитый Северный морской путь протяженностью более чем пять с половиной тысяч километров, проложенный советскими полярниками вдоль арктического побережья СССР станет круглогодично судоходным и превратится в одну из самых важных транспортных артерий Северного полушария. Имея в виду этот факт, страны Северной Европы начинают ставить вопрос об изменении статуса Северного морского пути. В частности, Норвегия продвигает инициативу преобразования Севморпути в международный коммерческий транзитный маршрут. Дания также предлагает нам пересмотреть российское законодательство по Арктике и привести его в соответствие с требованиями Евросоюза, а также рассматривать споры между Россией и Норвегией по разграничению морских территорий с посредническим участием других стран. Ряд государств, в частности США, уже сегодня фактически отказываются признавать обязательную проводку судов российскими лоцманами и российскими ледоколами на Севморпути, а также оспаривают право России регулировать судоходство на отдельных участках Севморпути. Аналогичная, но менее жесткая позиция у Канады и Дании с автономной от Копенгагена Гренландией. Иными словами, «Арктическая Антанта» против российских интересов на Крайнем Севере набирает обороты. Впрочем, стремясь застолбить за собой как можно большую часть акваторию Ледовитого океана, наши соседи ведут отчаянную конкуренцию и между собой.

 

В ЛАБИРИНТЕ ВЗАИМНЫХ ПРЕТЕНЗИЙ

Сегодня Дания выдвигает претензии на акваторию вблизи прилегающей к полюсу части Хребта Ломоносова, где, по экспертным оценкам, сосредоточены запасы нефти, оцениваемые в 110 млрд тонн, а также крупные запасы газа. Предстоящие изменения климата могут сделать их добычу вполне реалистичным проектом. Активность Дании распространяется и на канадскую Арктику: осенью 2006 г. Дания смогла-таки доказать в Международном Суде (в Гааге) датскую принадлежность миниатюрного ледяного острова Хансен (между Северной Гренландией и канадским побережьем). Он расположен в узком фарватере, ведущем к Северному Полюсу, и вдобавок в примыкающих недрах есть запасы нефти и газа.

Со своей стороны, Норвегия претендует также на более чем 80% акватории Баренцева моря, предполагаемые суммарные запасы нефти и газа которой вместе с примыкающей к нему акваторией Северного Ледовитого океана сопоставима с запасами Персидского залива. Норвежские же компании осваивают многие из этих месторождений даже в спорных районах, которые, к примеру, Россия считает своими.

Поведение Норвегии, сделавшей борьбу за статус арктической державы своей национальной идей, в последнее время становится все более жестким. Особый вопрос норвежской арктической политики, затрагивающей интересы России, – это вопрос об архипелаге Шпицберген и примыкающей к нему акватории.

 

ТЯЖБА О ШПИЦБЕРГЕНЕ

Согласно Парижскому международный договору (1920 г.), подписанному почти 40 странами, в том числе и СССР (1935), для всех государств, подписавших этот документ, гарантируются равные условия доступа к ресурсам этих территорий. Однако на практике Норвегия использует все юридические возможности, чтобы не выполнять это соглашение. По данным агентства «Ledokolov.net.» и Радио Осло, 6 декабря Верховный суд Норвегии подтвердил право только этого государства устанавливать границы 200−мильной рыбоохранной зоны вокруг архипелага Шпицберген. Причиной разбирательства стали арест двух испанских судов («Olaberri» и «Olazar»), за промысел рыбы у Шпицбергена в июне 2004 г. и последующие схожие эксцессы с исландским и фарерским промысловыми судами. Норвежские первичные судебные инстанции приговорили, например, испанского владельца обоих судов к штрафу в 175 тысяч евро. Испания, и не только она, считает, что Норвегия не имела права «сепаратно» учреждать рыбоохранную зону вокруг Шпицбергена в 1977 г., расширять ее после 1999 г. и что нынешний статус акватории Шпицбергена расходится с положениями Парижского международного договора 1920 г. по Шпицбергену и примыкающей акватории. Но прокурор северонорвежских губерний Трумс и Финнмарк Ларс Фаусе заявил в интервью национальной телерадиокомпании NRK, что считал исход процесса весьма важным для страны, и теперь, по его мнению, Норвегия может «продолжать свою правовую практику и устанавливать правила рыболовства в зоне Шпицбергена».

Правда, недавно норвежский МИД подтвердил, что безвизовый режим для поездок иностранцев на Шпицберген и их временного трудоустройства на архипелаге сохраняется. По мнению аналитиков, это попытка смягчить давнюю конфликтную ситуацию не только с Россией, но и с Евросоюзом, Исландией и автономной от Дании Гренландией, которые не одобряют действия Осло по объявлению норвежскими владениями обширных арктических территорий с крупными запасами нефти и газа. Ведь, как заявил представитель Еврокомиссии Мирелле Том, «Евросоюз отвергает право Норвегии устанавливать 200-мильную национальную зону вокруг Шпицбергена. Водное пространство вокруг архипелага рассматривалось и продолжает рассматриваться как находящееся под международной, а не норвежской юрисдикцией». По словам Мирелле Тома, руководство ЕС негативно оценивает имевшие место факты арестов Норвегией вблизи Шпицбергена рыбопромысловых и геологоразведочных судов зарубежных государств: «В Брюсселе считают, что Осло превысило свои полномочия». Схожую позицию занимают Россия, Исландия и другие приарктические страны. Но министр иностранных дел Норвегии Юнас Гаре Сторе недавно заявил журналистам в Осло, что «если в районе Шпицбергена найдут нефть, то только Норвегия будет иметь право определять, когда, кто и на каких условиях станет ее добывать». Не случайно в конце прошлого года в Норвегии учреждено министерство полярных областей, главная задача которого – содействие большему экономико-политическому присутствию Норвегии в Баренцево-Арктическом регионе.

Сегодня Осло торопит Москву, Копенгаген и Рейкьявик с оформлением договоренностей не по урегулированию территориальных споров, а именно по разграничению и совместному освоению нефтегазоносных участков в спорных акваториях. Так как эти участки по сути остаются норвежскими, в том числе под вывеской «норвежская природоохранная зона» или «биосферная территория Норвегии», совместное их освоение обозначит, что страны-«претенденты» юридически и фактически согласны на норвежскую принадлежность таких участков, и в том числе их ресурсов.

Нужно ли это России? Чиновники, исходящие из минималистского «лучше получить хоть что-то», утверждают, что да. Однако в стратегической перспективе путь односторонних уступок и компромиссов может завести нас в тупик, из которого не будет выхода. Вместо этого нам необходимо уже сейчас начинать последовательно и жестко отстаивать свои интересы в Арктике, не стесняясь обвинений в «неустоупчивости» и «неконструктивности». От того, сумеем ли мы выбрать правильный «арктический курс», соответствующий нашим национально-государственным интересам, во многом зависит благосостояние и безопасность будущих поколений жителей России.


Количество показов: 4184
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100