RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

21.12.2006

Александр Рублев

НАСЛЕДСТВО ТУРКМЕНБАШИ

Угрожает ли Туркмении американское вторжение?

Смерть пожизненного президента Туркмении Сапармурата Ниязова стала неожиданностью для всех, кто следил за ситуацией в Средней Азии. В современном мире всегда есть достаточное число политиков и глав государств, состояние здоровья которых служит информационным поводом, темой, мгновенно тиражируемой СМИ. Колоритный туркменский правитель, создавший в своей стране политический режим, копирующий многие черты северокорейского чучхе, явно не входил в их число. Ниязов, естественно, болел и даже переносил операции, но вопрос о том «что будет с Туркменией после Туркменбаши?» до сих пор, как будто, не стоял на повестке дня. Многим казалось, что изоляционистская диктатура Ниязова просуществует еще достаточно долго – и теперь выясняется, что это мнение было ошибочным.

Как бы ни развивались дальнейшие событие в Туркмении, ясно одно: статус-кво больше сохранять не удастся – слишком велико сегодня значение Туркмении в глобальных геополитических раскладах. С точки зрения оставшейся в Туркмении «постниязовской» элиты, самый выигрышный вариант для Ашхабада – это коллективное руководство с опорой на сохранение культа Туркменбаши (по модели СССР после смерти Сталина в период с 1953 по 1955 годы). В ситуации, когда официальный преемник и наследник Ниязова отсутствует (или, по крайней мере, неизвестен населению), а активность внешних сил уже сейчас достаточно высока, это единственный шанс окружения Туркменбаши удержаться на плаву; и уже ближайшие недели покажут, способны ли эти люди держать ситуацию под контролем.

С другой стороны, отсутствие в этой группе популярной в массах консолидирующей фигуры наводит на мысль о том, что «наследники Ниязова» не смогут вести собственную игру в качестве единого политического субъекта. Едва ли стоит ожидать проявления политической воли и от туркменских силовых структур, ослабленных бесконечными «чистками», которые Ниязов в них проводил под предлогом борьбы с наркомафией.

В этой ситуации в игру включаются внешние факторы, прежде всего – американский.

Заинтересованность США в Туркмении очевидна – и можно смело утверждать, что никакая другая азиатская страна не важна сегодня для американцев настолько, как родина Туркменбаши. Вашингтону нужен контроль за туркменским газом (это мощное средство давления на Россию и Украину) и военными аэродромами (их можно использовать в качестве плацдарма для нанесения ударов не только по небольшим группам талибов в Афганистане, но и по главному противнику США на Ближнем Востоке – Ирану). Если же принимать в расчет максимально возможные ставки в начинающейся «туркменской игре», то Вашингтону, в принципе, нужна вся территория этой страны – а значит, ее оккупация.

В случае, если американцам удастся ввести туда свои войска, США сразу же решают множество стратегических проблем, получая возможность давить на Иран с севера, на Узбекистан – с Юга, на Россию и Азербайджан – со стороны Каспийского моря. Соблазн, таким образом, слишком велик, и мы вправе ожидать, что уже в самое ближайшее время США задействуют все имеющиеся в их распоряжении рычаги дестабилизации внутриполитической ситуации в Туркмении.

Тот факт, что «среднеазиатский Ким Ир Сен» ушел, не оставив после себя легитимного наследника, «Ким Чен Ира», чреват угрозой раскола постниязовской элиты. Сыграв на этом, США могут спровоцировать в Ашхабаде политические столкновения (которые, с учетом традиций среднеазиатской политической культуры, априори не могут быть бескровными), а затем по просьбе какого-нибудь «переходного правительства в изгнании», составленного из лояльных американцам оппозиционеров, и при поддержке части силовых структур (вербовочная работа в их рядах началась сразу же после того, как США в 2001 году закрепились в Афганистане) начать военное вторжение в Туркмению.

Уповать на то, что США остановят соображения международного права, явно нет смысла – Туркмения сегодня слишком «лакомый кусок» для американской сверхдержавы. В крайнем случае Вашингтон заявит, что американское вторжение – это единственная возможность предотвратить захват Туркмении, к примеру, боевиками «Аль-Каиды» (в том, что последняя, как обычно, «подыграет» американским спарринг-партнерам, сомневаться не приходится).

В рамах этого сценария Россия должна изначально быть готова к варианту «дестабилизации и хаоса», чтобы в случае начала беспорядков в Ашхабаде хотя бы попытаться опередить американцев и начать процесс «умиротворения» под эгидой СНГ. Тот факт, что Туркмения все-таки не успела формально выйти из Содружества, к чему, в общем, стремился Турменбаши, является для России важным дипломатическим козырем, обосновывающим необходимость участия в урегулировании ситуации. Не исключено, впрочем, что первый ход в «игре от СНГ» сделает Узбекистан, для которого любая дестабилизация в Туркмении (а тем более – ее оккупация США и их союзниками) чревата катастрофическими последствиями.

Впрочем, для жесткого и волевого Ислама Каримова возможный кризис в Ашхабаде – это не только угроза, но и прекрасный шанс проявить себя в качестве сильного регионального лидера в духе почитаемого им «Амира Тимура». Если Каримов начнет действовать на опережение, Россия должна проявить решимость и поддержать нового союзника по ЕВРАЗЭС и ОДКБ всеми возможными способами, исключая, может быть, лишь прямое военное вмешательство. Риск того, что в случае нашего бездействия американский флот появится на Каспии, перевешивает при принятии решения о совместных действиях Москвы и Ташкента все возможные внешнеполитические издержки.


Количество показов: 2733
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100