21.12.2006
Александр Рублев
НАСЛЕДСТВО ТУРКМЕНБАШИ
Угрожает ли Туркмении американское вторжение?
Смерть пожизненного президента Туркмении Сапармурата Ниязова стала неожиданностью для всех, кто следил за ситуацией в Средней Азии. В современном мире всегда есть достаточное число политиков и глав государств, состояние здоровья которых служит информационным поводом, темой, мгновенно тиражируемой СМИ. Колоритный туркменский правитель, создавший в своей стране политический режим, копирующий многие черты северокорейского чучхе, явно не входил в их число. Ниязов, естественно, болел и даже переносил операции, но вопрос о том «что будет с Туркменией после Туркменбаши?» до сих пор, как будто, не стоял на повестке дня. Многим казалось, что изоляционистская диктатура Ниязова просуществует еще достаточно долго – и теперь выясняется, что это мнение было ошибочным.
Как бы ни развивались дальнейшие событие в Туркмении, ясно одно: статус-кво больше сохранять не удастся – слишком велико сегодня значение Туркмении в глобальных геополитических раскладах. С точки зрения оставшейся в Туркмении «постниязовской» элиты, самый выигрышный вариант для Ашхабада – это коллективное руководство с опорой на сохранение культа Туркменбаши (по модели СССР после смерти Сталина в период с 1953 по 1955 годы). В ситуации, когда официальный преемник и наследник Ниязова отсутствует (или, по крайней мере, неизвестен населению), а активность внешних сил уже сейчас достаточно высока, это единственный шанс окружения Туркменбаши удержаться на плаву; и уже ближайшие недели покажут, способны ли эти люди держать ситуацию под контролем.
С другой стороны, отсутствие в этой группе популярной в массах консолидирующей фигуры наводит на мысль о том, что «наследники Ниязова» не смогут вести собственную игру в качестве единого политического субъекта. Едва ли стоит ожидать проявления политической воли и от туркменских силовых структур, ослабленных бесконечными «чистками», которые Ниязов в них проводил под предлогом борьбы с наркомафией.
В этой ситуации в игру включаются внешние факторы, прежде всего – американский.
Заинтересованность США в Туркмении очевидна – и можно смело утверждать, что никакая другая азиатская страна не важна сегодня для американцев настолько, как родина Туркменбаши. Вашингтону нужен контроль за туркменским газом (это мощное средство давления на Россию и Украину) и военными аэродромами (их можно использовать в качестве плацдарма для нанесения ударов не только по небольшим группам талибов в Афганистане, но и по главному противнику США на Ближнем Востоке – Ирану). Если же принимать в расчет максимально возможные ставки в начинающейся «туркменской игре», то Вашингтону, в принципе, нужна вся территория этой страны – а значит, ее оккупация.
В случае, если американцам удастся ввести туда свои войска, США сразу же решают множество стратегических проблем, получая возможность давить на Иран с севера, на Узбекистан – с Юга, на Россию и Азербайджан – со стороны Каспийского моря. Соблазн, таким образом, слишком велик, и мы вправе ожидать, что уже в самое ближайшее время США задействуют все имеющиеся в их распоряжении рычаги дестабилизации внутриполитической ситуации в Туркмении.
Тот факт, что «среднеазиатский Ким Ир Сен» ушел, не оставив после себя легитимного наследника, «Ким Чен Ира», чреват угрозой раскола постниязовской элиты. Сыграв на этом, США могут спровоцировать в Ашхабаде политические столкновения (которые, с учетом традиций среднеазиатской политической культуры, априори не могут быть бескровными), а затем по просьбе какого-нибудь «переходного правительства в изгнании», составленного из лояльных американцам оппозиционеров, и при поддержке части силовых структур (вербовочная работа в их рядах началась сразу же после того, как США в 2001 году закрепились в Афганистане) начать военное вторжение в Туркмению.
Уповать на то, что США остановят соображения международного права, явно нет смысла – Туркмения сегодня слишком «лакомый кусок» для американской сверхдержавы. В крайнем случае Вашингтон заявит, что американское вторжение – это единственная возможность предотвратить захват Туркмении, к примеру, боевиками «Аль-Каиды» (в том, что последняя, как обычно, «подыграет» американским спарринг-партнерам, сомневаться не приходится).
В рамах этого сценария Россия должна изначально быть готова к варианту «дестабилизации и хаоса», чтобы в случае начала беспорядков в Ашхабаде хотя бы попытаться опередить американцев и начать процесс «умиротворения» под эгидой СНГ. Тот факт, что Туркмения все-таки не успела формально выйти из Содружества, к чему, в общем, стремился Турменбаши, является для России важным дипломатическим козырем, обосновывающим необходимость участия в урегулировании ситуации. Не исключено, впрочем, что первый ход в «игре от СНГ» сделает Узбекистан, для которого любая дестабилизация в Туркмении (а тем более – ее оккупация США и их союзниками) чревата катастрофическими последствиями.
Впрочем, для жесткого и волевого Ислама Каримова возможный кризис в Ашхабаде – это не только угроза, но и прекрасный шанс проявить себя в качестве сильного регионального лидера в духе почитаемого им «Амира Тимура». Если Каримов начнет действовать на опережение, Россия должна проявить решимость и поддержать нового союзника по ЕВРАЗЭС и ОДКБ всеми возможными способами, исключая, может быть, лишь прямое военное вмешательство. Риск того, что в случае нашего бездействия американский флот появится на Каспии, перевешивает при принятии решения о совместных действиях Москвы и Ташкента все возможные внешнеполитические издержки.
Количество показов: 2733