RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

26.12.2006

Виталий Аверьянов

РОССИЯ ПОМОГЛА ИРАНУ

Борьба за смягчение санкций ООН укрепила связку Москва–Тегеран–Пекин

 

СУДЬБА КОНТРАКТОВ

На заседании правительства РФ, состоявшемся 25 декабря 2006 г., среди прочих вопросов обсуждалась проблема иранского «ядерного досье» и международных санкций, принятых к Ирану двумя днями раньше. Обращаясь к главе МИДа С. Лаврову, президент Путин задал ему вопрос, который прозвучал как ключевой: «Какова судьба контрактов?»

Лавров поспешил заверить, что российские экономические связи с Ираном надежно защищены и санкции никак не отразятся на них. «В резолюции есть специальный пункт, который однозначно гласит, что все контракты, которые были заключены на момент принятия резолюции, сохраняют силу и могут, и будут реализовываться», – подчеркнул министр.

Напомним, Россию и Исламскую республику Иран связывают несколько совместных проектов, важнейший из которых – строительство атомной электростанции в Бушере, для первого энергоблока которой компания «Атомстройэкспорт» поставляет реактор ВВЭР-1000 и ядерное топливо. Кроме того, российская сторона занимается подготовкой иранских специалистов для работы на АЭС. Стоимость производственного цикла этих работ превышает миллиард долларов. Отметим также, что для защиты Бушера от нападений с воздуха Иран совершенствует свои ПВО, причем опять же с помощью РФ. В частности, планируется модернизация систем ПВО в пяти районах Ирана на базе С-300. При этом Иран уже закупил у России 29 оборонительных ракетных комплексов «ТОР-М1» на 700 млн долларов.

Все эти проекты не подпадают под санкции ООН, более того, российские дипломаты настояли на том, что в резолюции Совбеза вообще не упоминается Бушерская АЭС, а также устранен пункт о запрете загранпоездок иранских чиновников и менеджеров, занимающихся внешнеэкономической деятельностью. Речь шла о нескольких руководителях Организации по атомной энергии Ирана, директорах ядерных объектов в Араке и Натанзе, ректоре Университета оборонных технологий, командующем ВВС Ирана, главах иранских компаний, занимающихся мирной атомной программой. Россия смогла добиться того, что все эти лица остаются «выездными», хотя государства – члены ООН обязаны уведомлять друг друга об их пребывании на своей территории.

Удалось России сократить и списки компаний, на которые распространяются санкции. Излишне говорить, что все эти поправки в резолюцию 1737 не только обеспечивают интересы нашей страны при выполнении контрактов, но и создают предпосылки для дальнейшего развития военно-технического сотрудничества с Ираном.

 

ПАРТИЯ ЛАВРОВА

Однако акцент на экономических интересах России в деле об иранском «ядерном досье» ни от кого не скрывает внешнеполитическую подоплеку проблемы. Россия воспользовалась моментом – администрация США находится сейчас в тактически уязвимом положении. Иракский кризис, который является отягощающим все инициативы Белого дома фоном, накладывается на поражение республиканцев в ходе промежуточных выборов в конгресс. На этом фоне республиканцы были вынуждены спешно продвигать санкции против Ирана и соответственно идти на уступки российскому МИДу.

Лавров и команда российских дипломатов, работающая в ООН, разыграли сложную партию, заставив США и «евротройку» в течение нескольких месяцев уточнять и шлифовать проект документа, отвоевывая позицию за позицией. Апогеем этой партии стали двусторонние контакты Лаврова с К. Райс, а затем Путина с Бушем, в результате которых удалось снять последние пункты, не устраивавшие Россию.

В итоге в сухом остатке резолюция была сведена к нескольким положениям декларативного характера: очередному требованию прекратить обогащение урана и запрету на поставку в Иран оборудования и материалов военного назначения (в ядерной сфере и для баллистической программы). Россия и Китай не допустили блокирования зарубежных поездок иранских управленцев, но самое главное – упоминания в резолюции возможности применения в отношении Ирана военных средств воздействия.

Из преамбулы документа также удалена формулировка, согласно которой иранская ядерная программа «представляет угрозу международному миру и безопасности». Единственным серьезным ущемлением Ирана стал пункт о замораживании активов, принадлежащих конкретным иранским лицам и организациям, обвиненным в причастности к нарушению норм о нераспространении ядерного оружия. С этим пунктом нет полной ясности – само нарушение норм о нераспространении необходимо еще доказать в международном суде. Во всяком случае, Россия подчеркнула, что данный вопрос нуждается в дальнейшей детализации и дополнительной проработке аппаратом ООН.

Фактически России и Китаю удалось предельно ослабить воздействие резолюции на Иран, освободив ее от конкретных санкций, после чего дипломатичные фразы российских руководителей о вразумлении Тегерана выглядят не иначе как соблюдением внешних приличий.

Ощущение этого передано в заголовке одного из последних материалов The Washington Post – «Иран: Россия сказала 'Nyet'». По словам Лаврова, резолюция 1737 предусматривает «перекрытие каналов», которые могут подпитывать военную ядерную программу Ирана, что вызывает озабоченность МАГАТЭ. Однако фактически Совбез ООН не может гарантировать такое перекрытие. Иными словами, Россия помогла Ирану отразить болезненные санкции, сведя их к «призыву» в адрес Ирана уступить требованиям, на протяжении многих лет систематически повторяемым США, Великобританией и Израилем.

 

КТО КОМУ ПОСЫЛАЕТ СИГНАЛ?

Несомненно, сведение «санкций» к «призыву», к «серьезному сигналу», но не более того – внешнеполитический успех России, сумевшей нейтрализовать агрессивные инициативы США в отношении своего традиционного геополитического союзника. Американцы вынуждены делать хорошую мину при плохой игре. Так, например, заместитель госсекретаря США по политическим вопросам Николас Бернс прибегает к достаточно жалобным интонациям: «У США подход более жесткий, чем, скажем, у России, и мы надеемся, что российское правительство, если оно хочет присоединиться к нам в общих усилиях, чтобы не дать Ирану обрести ядерный оружейный потенциал, будет работать с нами очень активно, чтобы послать Ирану сигнал о нашем единстве».

Однако пока, если говорить не о формальных заверениях, а о реальной политической поддержке, именно Россия и Иран (при последовательном одобрении их действий со стороны Китая) посылают США и Израилю сигнал о единстве ведущих евразийских держав. Этим можно объяснить и уверенное поведение лидеров Ирана, которые не только чувствуют скупую на словах, но достаточно весомую на деле поддержку со стороны своих геополитических партнеров, но также используют ослабление США в новой складывающейся в мире политической конфигурации.

Фраза президента Ахмадинеджада, разнесенная по всему свету информационными агентствами, в контексте этой темы звучала как серьезная озабоченность не внешнеполитическими осложнениями, которые, как он подчеркнул, не воспринимаются в Иране всерьез, а тем, что Запад стремится создать в персидском обществе «пятую колонну». Как процитировало его слова агентство печати Fars, на Западе мечтают «мобилизовать группу своих агентов под предлогом этого клочка бумаги, чтобы сеять семена раздора среди иранской нации. Независимо от того, захотят они принять это или нет, Иран – состоявшаяся ядерная держава».

По некоторым из российских телеканалов прошло ложное сообщение, будто бы Тегеран в отместку США за введение санкций переводит свои активы в евро и прекращает торговать нефтью за доллары. На самом деле правительство Ирана уже какое-то время назад объявило о переходе с доллара на евро в зарубежных операциях, а также о переводе на другие валюты своих авуаров. За пять дней до резолюции 1737 официальный представитель иранского правительства Г. Эльхам заявил: «Денежные поступления из-за границы и нефтяные доходы будут рассчитываться в евро, мы будем получать их в евро, чтобы покончить с зависимостью от американского доллара». Так что наши комментаторы все перепутали: это скорее резолюция, вводящая санкции против Ирана, является актом «мести» за отвязку страны от доллара.

Вопреки расхожим стереотипам, на сегодняшний день именно США, а не Иран, демонстрируют агрессивные намерения в регионе. Свидетельством тому стала и недавняя утечка информации о поручении американского конгресса подготовить выкладки о возможных последствиях военного удара по Ирану. Очевидно, речь идет не о сухопутных операциях, которые в последние годы стали бичом США, а об ударах с воздуха, усиленно лоббируемых израильскими генералами. В этом свете судьба российских контрактов, с которых начинался наш комментарий, оказывается не столь уж вторичной и не чисто экономической. Во всяком случае, контракты по модернизации ПВО малой и средней дальности, закупки российских зенитно-ракетных комплексов – это не только решение проблем безопасности Бушерской АЭС, но и своего рода обеспечение силового «сдерживания» в Персидском заливе.

Борьба вокруг резолюции 1737 может оказаться тем переломным моментом, когда в истории новейшей геополитики сложится наконец-то прочный евроазиатский треугольник: Москва–Тегеран–Пекин. Отступление США из передней Азии должно сделать актуальным выстраивание новой системы коллективной безопасности, которая расширит свою зону действия и шагнет в регион Персидского залива.


Количество показов: 3458
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100