RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

29.12.2006

Алексей Балиев

ВЫХОД ИЗ ИЗОЛЯЦИИ

В Ашхабаде думают, кого выбрать союзником

Уже через сутки после кончины Ниязова известная американская инвестиционно-финансовая и аналитическая корпорация Goldman Sachs разослала своим корпоративным клиентам аналитическую записку, в которой предупредила, что «смерть президента Туркмении ставит под сомнение политическую стабильность в стране и контроль за ее значительным экспортом газа». Goldman Sachs не исключает, что США и, возможно, ЕС вступят в соперничество с Россией, и подтолкнут Туркмению к рассмотрению новых экспортных путей для ослабления позиций «Газпрома».

По данным из дипломатических источников, еще до конца 2006 года в Туркмению прибудут американские эксперты для уточнения трассы газопровода Туркменистан–Афганистан–Пакистан–Индия, который намечено построить в основном с американской помощью. При этом США в срочном порядке добиваются от Индии ценовых уступок по закупкам газа, чтобы стимулировать переориентацию экспорта туркменских углеводородов в обход России и Китая.

В свою очередь, официальный представитель госдепартамента США Шон Маккормак заявил 24 декабря в Вашингтоне, что администрация Буша «готова работать с временным руководством Туркмении». «Сейчас, когда туркменский народ будет раздумывать о своем будущем, США тоже будут с ними, чтобы совместно оказать содействие туркменскому народу», – отметил американский чиновник. Согласно большинству экспертных прогнозов, суть «американского предложения» заключается в возможном разгосударствлении энергетических и других ресурсов Туркмении на условиях, выгодных для Вашингтона и новых властей в Ашхабаде. Впрочем, сегодня в отношении предложений из Вашингтона наследники Ниязова пока не торопятся принимать решения.

Если США после смерти Туркменбаши демонстрируют усиление активности, то Иран, напротив, занимает выжидательную позицию и явно «сбавляет обороты» в осуществлении туркменских проектов. Любопытно, что еще 19 декабря министры иностранных дел Армении и Ирана заявили в Тегеране о том, что новый газопровод, соединяющий эти страны, будет сдан в эксплуатацию не в конце текущего года, как это предполагалось до тех пор, а весной 2007 года.

Сегодня эксперты утверждают, что реалистичным сроком введения в строй этой газовой магистрали может стать уже не март, а сентябрь 2007 года, а основной причиной задержки может оказаться проблема наполнения газотранспортной артерии. Ведь, как известно, примерно половина объемов газа, который собирались качать по новому газопроводу, должна была иметь туркменское происхождение. При этом как раз 26-го или 27-го декабря Ниязов должен был еще раз лично подтвердить участие Туркмении в этом проекте, но, как видим, сделать этого не успел.

Что касается отношений с Россией, то новое руководство Туркмении (и.о. президента Гурбангулы Бердымухаммедов, за которым стоит «туркменский Коржаков», глава службы охраны Сапармурада Ниязова генерал Акмурат Реджепов), вроде бы заявило о готовности выполнять все контракты, подписанные при Туркменбаши. Есть и другие сигналы из Ашхабада, свидетельствующие о том, что наследники Турменбаши, опасаясь вмешательства извне, хотели были улучшить отношения с Москвой, известной своей приверженностью «вестфальским принципам» в дипломатии и готовностью защищать всех, кто опасается срежиссированных всевозможными международными неправительственными организациями «цветных революций». Одним из таких сигналов стала информация о том, что уже весной будущего года может быть восстановлено прямое железнодорожное сообщение между Ашхабадом и Москвой.

Напомним, что скорый поезд из Москвы в Ашхабад еще в 1995 году перестал ходить по указанию Ниязова, и это стало одним из самым серьезных шагов Туркменбаши по изоляции страны от всего остального мира. Отмена прямого железнодорожного сообщения ударила по двусторонним экономическим связям и привела почти к 100-процентному "вымыванию" туркменских товаров из Москвы, а российских – из Ашхабада. В 2001 году Туркмения полностью прервала железнодорожное сообщение с Россией, которое было возобновлено лишь осенью 2006-го, когда скорый поезд Москва–Душанбе–Москва стал проходить через туркменские города Мары, Ташауз, Чарджоу и Байрам-Али. Теперь же речь пойдет о полном восстановлении железнодорожного сообщения между двумя столицами, что, возможно, будет иметь не только экономическое, но и гуманитарное значение. По мнению экспертов, транспортный мост между Москвой и Ашхабадом со временем может превратиться в мост информационный и даже политический. Насколько оправданы эти прогнозы, покажет будущее.


Количество показов: 6611
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100