RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

29.12.2006

Ярослав Бутаков

ШАНХАЙСКИЙ ПРОЕКТ. ЧАСТЬ 2. (Начало см.: http://rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=1799)

Pax chinensis и интересы России

МИНСК УЧИТ КИТАЙСКИЙ

В контексте перспектив возможного расширения ШОС неожиданное место обретает Белоруссия. Ни для кого не новость, что она активно развивает сотрудничество с Ираном, в первую очередь – в энергетической сфере. Белоруссия готова инвестировать в нефтяную промышленность Ирана. Экономическая заинтересованность дополняется тем, что обе страны записаны Западом в число «изгоев». Есть сведения и о том, что во время визита Александра Лукашенко в Тегеран в ноябре 2006 года шли переговоры о закупке Ираном вооружения у Беларуси.

Одновременно с этим президент Белоруссии активно строит двусторонние отношения с Китаем. Пока они наиболее ярко развиваются в сфере культуры, выражаясь, например, во введении в трех школах Минска обязательного изучения китайского языка и введения его во всей республике в качестве второго иностранного языка, преподаваемого во всех школах. Но расширяется и военное сотрудничество двух стран.

Если встанет вопрос о вступлении Белоруссии в ШОС, то Россия, по понятным соображениям, вряд ли будет этому препятствовать. Возможно, она и станет инициатором этого процесса. По вопросу принятия Белоруссии, похоже, может иметь место консенсус России, Китая и Ирана, причем каждая из этих держав будет обоснованно считать Белоруссию своей креатурой в ШОС. И будущая ШОС, со включением туда Ирана и Беларуссии, обретает интересные геополитические контуры.

Одновременно, вхождение в Шанхайскую организацию двух «государств-изгоев», наряду с наличием в ней Китая и стран Центральной Азии, считающихся на Западе авторитарными, определит облик ШОС в глазах западных стран как новой, уже не «оси», а «империи зла», или аналога ОВД.

Участие России в такой организации, несомненно, ухудшит отношения с Западом. Но это, может быть, и к лучшему, поскольку пока от сближения с Западом Россия получает явно больше неудобств, чем выгод, теряя одну позицию за другой. А для Китая все это, возможно, станет хорошим морально-политическим обеспечением для присоединения силой Тайваня. Но главным здесь, конечно, является выход Китая на новые горизонты мировой политики.

 

ОСЬ ПЕКИН–ТЕГЕРАН

На открытии конференции «ШОС: перспективные возможности», состоявшейся в конце октября 2006 года в Тегеране, министр иностранных дел ИРИ Манучер Моттаки заявил: «Если Иран будет принят в постоянные члены ШОС, то он привнесет в организацию свой высокий потенциал и конструктивные планы». Очевидно, что вступление Ирана в полноправные члены Шанхайской организации обеспечит ему надежное международное прикрытие в осуществлении ядерной программы.

Между тем, такие ключевые фигуры ШОС как Китай и Россия, в отличие от западных стран, не сильно тревожатся перспективой обретения Ираном атомного оружия. Россия помогает Ирану в реализации атомного проекта, уповая на его мирный характер. Китай также не видит угрозы своей безопасности в ядерных амбициях ИРИ.

Интересы Китая и Ирана нигде не сталкиваются. В то же время Иран является мощной в военном отношении страной, а наличие у него даже «мирного атома» увеличит оборонный потенциал ИРИ. Для ШОС как военного блока, и для Китая в частности, Иран – весьма ценный союзник.

Если Россия строит свои отношения с Ираном, то и дело оглядываясь на Запад – что там скажут? – то Китай последовательно поддерживает усилия Ирана в достижении им статуса региональной державы. Заинтересованность Китая в этом прямая. В 2004 году Иран стал главным поставщиком нефти в КНР. В списке импортеров иранской нефти Китай занимает пока почетное третье место. В октябре 2004 года было заключено соглашение об инвестировании Китаем разработки месторождения Ядаваран. КНР вкладывает в разработку от 70 до 100 млрд долларов, взамен чего получит из Ирана в течение 25 лет около 250 млн тонн сжиженного газа и почти 1,4 млрд баррелей сырой нефти.

Страны Центральной Азии служат подходящим коридором для транспортировки значительной части этих ресурсов. Китаю и Ирану жизненно важно совместно утвердиться на этих путях. То, что трубопроводные маршруты будут проходить через Туркмению, которая не является членом ШОС, ничего не значит. Зажатость Туркмении между крупными государствами, входящими в Шанхайскую организацию, лишит эту страну возможности геополитического маневра. Кроме того, Китай также активно действует и на этом направлении. В апреле 2006 года во время визита Туркменбаши в Пекин было подписано соглашение о поставках в КНР, начиная с 2009 года, 30 млрд кубометров газа в год.

Сейчас, после смерти Туркменбаши, следует ожидать активизации агентов влияния Пекина и Тегерана в борьбе за власть в Ашхабаде. Ниязов фактически изолировал свою страну от окружающего мира, держась в одиночестве, которое только запуганному туркменскому обывателю могло казаться блестящим. Теперь, видимо, Туркмения будет плотнее вовлечена в происходящие в регионе процессы. И вовсе не исключено, что в ближайшее время Туркмения пополнит ряды членов ШОС.

Китай с его неимоверным населением и растущей экономикой – слишком выгодный покупатель ресурсов и при этом довольно сильный покровитель. Поэтому следует ожидать, что не только Иран и Туркмения, но и Азербайджан в скором времени окажутся в значительной степени сориентированными на энергополитическое сотрудничество с Китаем. Таким образом, в орбиту влияния Китая вовлекаются страны, которые лежат довольно далеко от его границ. А это уже – выход на позиции мировой державы.

 

КИТАЙ БУДЕТ «РАСШИРЯТЬСЯ»?

Немного пофантазируем.

Китай становится второй сверхдержавой, успешно соперничающей с США в разделе сфер влияния в мире. Привлекательность китайской внешнеполитической ориентации для многих стран обусловлена моделью межгосударственных отношений, прообразом которых сейчас является ШОС. Китай, в отличие от США, уважает суверенитет других государств и всячески его оберегает. Китай подчеркнуто не вмешивается в их внутренние дела. Насаждение каких-нибудь «ценностей конфуцианской демократии» ему чуждо. Китай не говорит о своих «национальных интересах», распространяющихся на весь мир. Напротив, им движут мотивы региональной безопасности и экономического процветания. Благодаря этому, Pax chinensis завоевывает симпатии во всем мире. Китай получает поддержку множества стран, разбросанных в шести частях света и стремящихся отстоять право на свой собственный выбор политической и общественной модели от нивелирующего глобализма западной демократии.

Но Венесуэла или Бразилия находятся далеко от Китая. Страны Южной и Передней Азии – Индия, Пакистан, Иран – сами обладают потенциалом (демографическим и военно-экономическим), который позволит им успешно противодействовать китайскому проникновению. Россия, Казахстан и страны Средней Азии – совсем иное дело. Они рядом и представляют для Китая более конкретный приземленный интерес, чем «всего лишь» поддержка на мировой арене. Грубо говоря, Китай этой поддержкой сначала воспользуется, а потом проглотит своих близлежащих сателлитов. Причем без всякого ущемления суверенных прав. Просто в один прекрасный момент обнаружится, что китайцы составляют большинство населения того или иного государства или какой-то части его территории. Да, Китай не навязывает никому своей модели общественно-политического устройства. Он всего лишь тихо, мирно распространяется на окружающее его пространство.

Две с половиной тысячи лет назад Китай занимал площадь от Великой Китайской стены до долины Янцзы. Уже в 7 веке н.э. он простерся до Тянь-Шаня и Амура. Где будут проходить границы «Поднебесной», когда задачи «периода активной внешней политики» Ху Цзиньтао будут выполнены, не может предсказать никто.

 

ШОС: СРЕДСТВО, НО НЕ ЦЕЛЬ

Россия не может односторонне ориентироваться на ШОС, игнорируя другие направления сотрудничества в области безопасности. Она не заинтересована в безраздельном доминировании на просторах Центральной Азии ни США, ни Китая. Поэтому ШОС, где главным полюсом силы является Китай, может служить для России одновременно средством как противостояния американскому влиянию, так и сдерживания Китая в рамках одной организации.

Участие России в ШОС следует рассматривать как средство противодействия глобальной гегемонии США. Но оно не должно превращаться в средство содействия установлению глобальной гегемонии другой сверхдержавы. Ибо «мир по-китайски» вряд ли будет для России лучше, чем «мир по-американски».


Количество показов: 2317
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100