RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

31.12.2006 

Максим Калашников

НАЦПРОЕКТ «ГОЭЛРО-2»

Только срочные меры спасут нас от тяжелейших системных аварий

Похоже, Россия подошла к опасному энергетическому рубежу. Ослабленная и истощенная электроэнергетика, не модернизировавшаяся со времен распада СССР, уже не в силах обеспечить страну киловатт-часами и гигакалориями. За этим порогом – жизнь на грани срыва в тяжелые системные аварии. И потому нам как можно скорее нужно выходить из этой «опасной зоны». Между тем, о новом энергетическом нацпроекте «наверху» пока даже не говорят. А пора бы…

 

АМЕРИКАНСКИЙ ОПЫТ

До сих пор самые впечатляющие по своему масштабу системные аварии случались в Соединенных Штатах. 9 ноября 1965 года сбой релейной станции в Канаде привел к каскадному отключению электричества на большей части северо-востока Америки. Почти тридцать миллионов человек на двенадцать часов погрузились в кромешный мрак. Обесточивания распространились на штаты Нью-Йорк, Коннектикут, Массачусетс, Вермонт и Мэн. Последствия аварии были ужасны – в замерзших лифтах оказались заточенными тысячи людей, из-за вырубившихся светофоров парализовало дорожное движение, погасло освещение, замолкли телефоны.

Однако все, к счастью, обошлось без социальной катастрофы – большинство все еще принадлежало поколению с «непотребительской психологией». В Нью-Йорке толпы людей высыпали на улицы, ища утешения и поддержки друг у друга, а уличная преступность в эти дни была ниже, чем когда-либо.

Совсем иначе протекала системная авария 13 июля 1977 года, когда после удара молнии вышли из строя две магистральные линии электропередач, и без электроэнергии остались Нью-Йорк и пригороды. В общей сложности – 9 миллионов человек. «Блэкаут» длился пятнадцать часов.

На сей раз на сцену вышло новое поколение – поколение потребителей. В бедных районах на улицы высыпали возбужденные, взвинченные толпы, уличные банды принялись грабить магазины. В итоге полиции пришлось арестовать четыре тысячи смутьянов.

Эти примеры приводит американский футуролог Джереми Рифкин в книге «Водородная революция». Хотя в приведенных случаях системные аварии происходили не из-за нехватки мощностей, а по другим причинам, при нарушении баланса «выработка-потребление» случится примерно то же самое.

С одной лишь разницей – света и тепла в этих случаях не будет много дней, а не часов.

 

НОВОГОДНЕЕ ПРЕДУПРЖДЕНИЕ. ШТАБНАЯ ИГРА-2000 ОТ «ПЕРЕСЛЕГИНА И Кº»

В 2000 году футуролог Сергей Переслегин провел интересную «штабную игру», по итогам которой прогнозировал: в 2010-х годах в РФ произойдет опасное превышение потребления электричества над его производством. (Как выяснилось сейчас, ошибся Переслегин всего на два-три года: по официальному признанию главы РАО «Единая энергосистема» А. Чубайса, это случится уже в 2008 году.)

«Штабную игру» Переслегин и его товарищи проводили на базе Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ, в ней приняли участие писатели С. Лукьяненко, Ю. Латынина, Э. Геворкян и К. Еськов, а также сотрудники МЧС. (С. Переслегин. «Мифы Чернобыля» – Москва, «Яуза»-ЭКСМО, 2006 г.)

Исходная позиция игры была такова: в конце декабря в России наступает острый дефицит энергии. В европейской части РФ ударяют двадцатиградусные морозы, и 29 декабря происходит аварийная остановка двух энергоблоков Смоленской АЭС. Это, к сожалению, совпадает с остановкой ряда тепловых станций из-за нехватки мазута и природного газа.

Дальше ситуация развивается следующим образом: 30 декабря в 16 часов 40 минут частота в сети «ЕЭС» опасно падает, грозя тяжелой системной аварией. Чтобы ее избежать, энергетики пытаются отключить часть потребителей. Но после грозных звонков из Кремля снова включают питание. Незадолго по пяти вечера глава «ЕЭС» пытается связаться с президентом страны, но увы – уже поздно.

И уже в 16 часов 55 минут разражается авария на узловой подстанции, обеспечивающей энергообмен между Европейской частью РФ, Уралом и Сибирью. Энергетическое кольцо приходится разомкнуть – сначала думают, что всего на несколько минут. Но в 16 часов 56 минут частота в сетях падает на пять герц. Начинается массовое автоматическое отключение трансформаторов. Экипаж орбитальной станции с изумлением кричит в эфир о том, что на предуральской части РФ, только что переливавшейся огнями, гаснет свет – это отключаются генераторные подстанции. В четверть шестого вечера энергетическое кольцо полностью разомкнуто.

Происходит системная авария, и теперь на восстановление подачи энергии придется затратить как минимум сутки. В стране вспыхивает паника, резервных дизель-генераторов не хватает, а на тех, что есть, нет запаса горючего.

Между тем, на носу – Новый год, и часть ответственных работников уже ушла домой. В 17 часов 15 минут на большинстве подстанций выбиты предохранители, на части – сгорели трансформаторы. Аварийно остановлены турбины генераторов на многих электростанциях.

Обесточивание касается больниц, родильных домов, где умирают пациенты – кто-то на операционных столах, кто-то из-за остановки медицинской аппаратуры вроде систем искусственной вентиляции легких или «механических почек». Замирают троллейбусы, застывает метро – и уже десятки тысяч человек оказываются в кромешном мраке под землей. Паника, давка... Еще тысячи застревают в лифтах, и их некому вызволить из плена.

Давка начинается и в больших торговых центрах, где гаснет освещение, выходят из строя уличное освещение и светофоры. Вырубаются кассовые аппараты: останавливается торговля. Начинаются массовые беспорядки и грабежи.

Власть парализована. В президентской администрации не понимают, что происходит. Ясно одно – это расплата за годы «демократическо-рыночных реформ»...

Президент распоряжается восстановить энергоснабжение любой ценой. Но быстро это сделать уже невозможно. Дело не только в нехватке мощностей, но и в физическом разрушении части оборудования. Телефонная связь с частью электростанций и местных подстанций утрачена. Министр обороны опасается городских беспорядков и предлагает ввести военное положение. Центральная власть распоряжается развернуть в больничных дворах машины «Скорой помощи» в роли мобильных перевязочных и операционных.

В центре Москвы отмечены случаи мародерства. Президент распоряжается подготовить обращение к народу, но как его донести до масс, если телевидение не работает? Тем временем в аэропорту Шереметьево-2 происходит авиакатастрофа. Министр внутренних дел доказывает: если промедлить с введением осадного положения, то к утру столица будет гореть. В Петербурге чрезвычайное положение уже объявлено. В Москве – все еще нет. Власти боятся того, что войска начнут открывать огонь не только по мародерам. Но делать нечего, президент вводит чрезвычайное положение. Прежняя жизнь закончилась…

Любопытная ролевая игра, не правда ли? Бывший заместитель главы Минтопэнерго РФ и экс-председатель совета директоров «Единой энергосистемы» Виктор Кудрявый добавляет штрихи к возможной картине: выход из строя систем центрального отопления.

Тепло газовых, мазутных и угольных станций, как известно, утилизируется для обогрева окрестных жилищных массивов. А что такое отключение отопления в разгар суровых холодов? Виктор Кудрявый вспоминает катастрофическое похолодание зимы 1978-1979 годов, когда в Москве начали лопаться трубы парового отопления и от «Мосэнерго» (при сорокаградусных морозах) потребовались неимоверные усилия по нормализации положения. Однако даже после этого из-за падения температуры в больничных палатах до 4-6 градусов погибло около трех тысяч послеоперационных больных.

 

КОШМАР СТАЛ РЕАЛЬНОСТЬЮ

Не прошло и пяти лет после той игры, как фантазии стали воплощаться. 25 мая 2005 года произошла тяжелая системная авария в «Мосэнерго», обесточившая треть Москвы и породившая суточные перебои в энергоснабжении всего Центрального промышленного района РФ. В зоне отключений оказались штаб Ракетный войск стратегического назначения и крупнейшие Интернет-серверы. Нарушилась работа водопровода, метрополитена, электронной почты.

Тем не менее, и эта авария произошла не из-за нехватки мощностей, а из-за пожара на старой подстанции в Чагино, где стояло оборудование конца 1950-х годов производства. Оттого и удалось за сутки восстановить функционирование единой энергосистемы.

Но завтра мощностей не хватит. И тогда может случиться то, что моделировали участники игры 2000 года, и то, что мы уже видели в США. Скажем больше: нехватка мощностей электростанций делает страну чрезвычайно уязвимой для террористических атак. Боевикам достаточно взорвать один-два энергоблока, вывести из строя пару магистральных линий электропередач или важных подстанций-распределителей – и энергодефицитная РФ погрузится в хаос.

Такой момент близится. По подсчетам РАО «ЕЭС», уже в 2008 году превышение потребления электричества над его выработкой в РФ составит 1,55 гВт (выработка – 203,8 гВт, потребление – 205,2 гВт), а в 2009-м нехватка возрастет до 4,7 гВт (при выработке в 205,5 гВт, а потреблении – в 210,2 гигаватта).

Какое-то время РФ будет спасать старая советская энергосистема. Уже сегодня часть электроэнергии уже приходится импортировать с Украины, где станции еще недогружены. Однако очень скоро резервов украинских станций перестанет хватать. Таким образом, РФ вступает в полосу высокого риска влететь в энергетическую катастрофу, с последующим социально-экономическим коллапсом.

Нужно сделать все возможное, чтобы как можно быстрее выйти из этого опаснейшего положения. Действовать нужно немедленно, иначе будет поздно.

Конечно, кризис индустриальной централизованной энергетики, постигший РФ, ожидает и другие страны. Так, в него уже явно входят Соединенные Штаты, где намечается дефицит мощностей. Попытки проведения либерально-рыночных реформ в электроэнергетике Америки уже привели к системным авариям в Калифорнии (2001 г.) и в Нью-Йорке (2003 г.) Анализ показывает: крупные корпорации предпочитают не строить новые мощности, а спекулировать на рынке электричества. (См., например, дело корпорации «Энрон»). Да и в Европе система энергоснабжения перенапряжена, в нее тоже слишком долго не вкладывали нужных инвестиций.

Однако сваливать все на «общие проблемы» не стоит. По части сползания к энергокатастрофе РФ идет впереди всех, и именно у нас кризис глубже, чем где-либо еще.

 

КТО ОСУЩЕСТВИТ ПРОРЫВ?

От примитивного вкачивания огромных средств в существующую систему РАО «ЕЭС» (как, впрочем, и у руководящих ей некомпетентными в вопросах современных технологий менеджеров «ельцинского разлива») какого-то «прорыва» могут ждать сегодня только совсем уж наивные дилетанты. И очевидно, что для спасения от энергетической катастрофы России придется создавать еще один национальный проект. По сути дела, формировать новый план ГОЭЛРО (первый выдвинули еще в 1920 г. при Ленине – «Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны»).

Очевидно, что ГОЭЛРО-2 (назовем его так) должен строиться на основе двух важнейших принципов – энергосбережения и создания новых мощностей.

Во-вторых, ГОЭЛРО-2 должен стать сочетанием и рыночных, и планово-социалистических механизмов. Вслед за Дэн Сяопином повторим: неважно, какого цвета кошка – лишь бы она ловила мышей.

В-третьих же, план спасения отечественной электроэнергетики надо тесно увязать с аналогичными планами-проектами в транспорте, строительстве, газовой, нефтяной и угольной промышленности, в атомной отрасли, а также с важнейшими социальными программами. По сути дела, речь пойдет о возрождении советских плановых начал, и иначе сегодня действовать просто невозможно: без согласования и увязки планы разных отраслей станут рушить друг друга.

Энергосбережение – вот первый шаг. Необходимо уже сейчас принять отклоненный Госдумой в 2003 году новый законопроект «Об энергосбережении», в котором предусматриваются финансовое стимулирование энергосбережения и ответственность за энергорасточительность. По мнению Виктор Грицыны, одного из крупнейших специалистов РФ по энергосбережению, законопроект был провален чиновниками, убоявшимися новой сферы ответственности. Между тем, с точки зрения общенациональных интересов, сегодня выгоднее не строить новые мощности по цене минимум 500 долларов за киловатт, а заменять старые лампы освещения на энергосберегающие, что потребляют вдвое меньше. Тогда можно будет высвободить киловатты мощности по цене всего в 100 долларов.

Кроме того, важно как можно скорее запустить рынок энергосбережений, то есть зафиксировать, скажем, с 2008 года существующие мощности и объемы энергоресурсов, получаемые потребителями от энергомонополий, – и разрешить выставить на рынок часть этих квот, которые должны высвободиться за счет экономии электричества. В этом проекте выгодно будет участвовать не только электроэнергетикам, но и «Газпрому», у которого освобождаются значительные объемы газа для экспорта за границу.

При этом нельзя недооценивать потенциал отечественной, русско-советской техноцивилизации в области энергосбережения. Например, небольшой творческий коллектив из Института прикладной физики и химии смог построить установку для гидродинамической обработки топлива. Ее испытания успешно прошли на «Уралбурмаше», где расход мазута в заводской котельной упал на целых 40%! Рынок энергосбережений поможет подобным технологиям круто изменить ситуацию в стране.

Все это, однако, лишь одна, чисто рыночная часть «ГОЭЛРО-2». Другая – уже смешанная, рыночно-плановая. В ее рамках необходимо создать мощный отраслевой штаб – мозговой центр, призванный разрабатывать стратегическую программу строительства новых мощностей. Очевидно, что для снабжения крупных потребителей нужно строить большие электростанции (атомные, водные, парогазовые). Но при этом важно развивать и местную энергетику, используя ветровые станции, малые газотурбинные агрегаты, паротурбины низкого давления, малые ГЭС на небольших реках, солнечные батареи нового поколения.

Есть, к примеру, оригинальное предложение сообщества разработчиков, сплотившихся вокруг архитектора-новатора Владимира Попова, сторонника «ноосферной урбанизации». Его суть заключается в том, что к каждому дому можно приставить специальную трубу, в которой за счет естественной тяги воздуха вращаются горизонтальные колеса-турбины. Станция, не потребляя ни грамма топлива, позволяет дать мощность электропитания в 15 кВт.

Наконец, нужно проанализировать перспективы развития энергетики будущего – водородной. Отметим, что сегодня в РФ есть свои собственные оригинальные наработки по использованию водорода, намного более близкие к реальности, чем западные. Например, процесс получения синтез-газа (смеси водорода и оксида углерода) с помощью оригинального процесса горения в многокамерных печах, разработанный Сергеем Дигонским. По его словам, уже сегодня можно получать достаточно дешевое топливо из самых бросовых «исходников» – графита, зольных углей, сланцев, торфа, нефтебитума, древесины, старой резины, бытового мусора. (Одна Москва производит в год около 10 миллионов тонн бытовых отходов).

А быть может, будущее – за станциями на топливных элементах, стоящих у каждого потребителя, объединенных в одну гигантскую сеть – энергетический аналог Интернета. А сложные системы учета потребления и организации торгов позволят владельцам таких станций продавать излишки электричества тем, кто в них нуждается. (Таков сценарий, предлагаемый футурологом Д. Рифкиным).

Интеллектуальный штаб – мозговой центр ГОЭЛРО-2, собственно, и нужен для того, чтобы обобщать и анализировать подобные предложения на основе компетентной, открытой дискуссии с участием лучших специалистов –профессионалов своего дела. И если первоочередные меры по энергосбережению позволят нам выиграть время для новых революционных решений, то затем придет время воплощать стратегические предложения в жизнь.

Следующий шаг на этом пути – отделение управления новым нацпроектом «ГОЭЛРО-2» от нынешнего менеджмента «Единой энергосистемы». Опыт показывает, что эксплуатанты энергетических мощностей – плохие их строители. Необходимо создание особого министерства (или генеральной дирекции с такими же правами) по осуществлению энергетической программы, в ведении которой должно находиться и строительство новых крупных мощностей за счет мобилизованных государством средств, и меры по энергосбережению, и отбор новых энергетических технологий, которые могут также развиваться за счет местных властей и частных бизнес-вложений.

Разумеется, деятельность такой структуры должна осуществляться при жесточайшем контроле за расходом выделенных средств, с поощрением экономных потребителей и наказанием расточительных. При этом никто не возбраняет частному бизнесу строить свои собственные энергостанции с использованием любых перспективных технологий. Напротив, государство должно создать для таких строителей «режим наибольшего благоприятствования», обеспечив им как многолетние налоговые каникулы, так и доступ к сетям торговли излишками электричества. Реализовав эти меры, мы сможем не только выйти из «зоны повышенного риска» энергетического коллапса, но и опередить весь мир, став лидером в сфере внедрения передовых энергетических технологий. Ведь пока США и Европа начнут входить в стадию болезненной энергетической перестройки, мы ее будем уже завершать.


Количество показов: 4045
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100