08.01.2007
Роман Багдасаров
РОЖДЕСТВО В НОВОМ ИЕРУСАЛИМЕ
Владимир Путин прокладывает паломнический маршрут для будущих лидеров России
Рождество Христово президент России Владимир Путин встретил в Ново-Иерусалимском монастыре (Московская область). Это не только один из красивейших памятников архитектуры XVII века, но также воплощение мистических откровений эпохи царя Алексея Михайловича и, конечно, строителя монастыря – патриарха Никона. Повторяя во многом палестинские православные храмы своего времени, Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь до сих пор остается во много загадочным ансамблем. Местное предание связывает с ним легенду о перевозе туда мраморной плиты Гроба Господня.
Сейчас монастырь находится в решающей стадии реставрации. Многолетние усилия по его возрождению должны, наконец, явить эту жемчужину православного зодчества в изначальном великолепии. Вместе с прихожанами Владимир Путин участвовал в богослужении в храме Рождества Христова, а затем настоятель, архимандрит Никита, провел президента по разным частям Ново-Иерусалимского монастыря, представляющего священный город в миниатюре.
Как руководитель страны, Путин принадлежит к совсем иной формации, чем его предшественник на высшем государственном посту, и обращение нынешнего президента к религиозным традициям кардинально отличается от ельцинского стиля.
Бориса Ельцина привлекала в православии возможность дополнительной легитимации своего балансирующего на грани законности правления, однако стремлением вникнуть в суть христианства бывший коммунистический босс явно не отличался. Он мог без тени смущения произнести на Рождество «Христос Воскресе», по привычке полагая, что верующие будут благодарны за сам факт президентского внимания к их конфессии.
В отличие от ельцинских парадных выходов в «сакральное пространство», Путин старается соотносить себя с церковной жизнью как православный мирянин, а не как глава государства. Его визиты в храмы и монастыри носят подчеркнуто приватный характер. «Мои посещения подобных мест только сейчас привлекают внимание, поскольку вообще любые мои передвижения… такое внимание привлекают, но это не значит, что я раньше не бывал в таких местах», – как-то заметил президент.
Напомним, что, только вступив в должность исполняющего обязанности Президента Российской Федерации в 2000 году, Путин отстоял рождественскую заутреню в Троицком храме на Воробьевых горах. На следующий год он появился в Храме Христа Спасителя, но и тогда это посещение главного православного храма России носило скорее семейный характер, т.к. совпало с визитом канцлера Германии Шредера и происходило в составе двух супружеских пар. Затем Владимир Путин встречал Рождество в отдалении от столицы: в поселке Агаповка Челябинской области, в селе Городня – Тверской, два раза на Золотом Кольце – под Суздалем и в соборе Владимира, а также в морозном Якутске.
В рабочем графике президента были и паломнические поездки. Таков был, к примеру, визит на Афон в сентябре 2005 года. Когда стало понятно, что он все-таки состоится, большинство индифферентно относящихся к христианству СМИ потеряло интерес к данному событию. Между тем, сам факт посещения сердца православного аскетизма главой России трудно переоценить. Ведь Путин оказался здесь первым не только среди президентов, но и среди русских царей и императоров…
Знаковыми стали прибытие Путина на остров Валаам (2001), в колыбель православного монашества на Русском Севере, связываемую преданием с апостолом Андреем, и присутствие на торжествах, посвященных 100-летию прославления преподобного Серафима Саровского (2003).
Будучи президентом, Путин скорее склонен приглушать, чем афишировать свою религиозную принадлежность, ибо как глава поликонфессиональной державы, обязан проявлять заботу не только о православии, но и о других вероисповеданиях граждан РФ.
Безупречная акцентировка и систематичность паломничеств Путина, безусловно проистекают из личной воцерковленности нынешнего лидера России и используется отнюдь не только для персонального пиара. Нельзя не заметить, что Путин целенаправленно прокладывает паломнический маршрут для института российского президентства как такового – не только для себя, но и для своих преемников.
Количество показов: 6327