RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

10.01.2007

Сергей Правосудов, директор Института национальной энергетики

НОВОЕ «КОЛЬЦО АНАКОНДЫ»

США сделали еще один шаг в энергетическом противостоянии с Россией

В начале января девять известных сенаторов внесли в сенат США законопроект под названием «Акт об энергетической дипломатии и безопасности», одним из положений которого является поддержка стремления молодых демократий, в частности Украины и Грузии, к энергетической независимости.

Соавторами законопроекта выступили новый председатель сенатского комитета по иностранным делам демократ Джозеф Байден, бывший глава этого комитета, ставший заместителем Байдена, сенатор-республиканец Ричард Лугар, а также республиканцы Чак Хэгел, Норм Коулман, Олимпия Сноу, Лэрри Крэйг, сенаторы-демократы Мэри Лэндрю, Кен Салазар, а также независимый сенатор Джозеф Либерман.

 

ЭНЕРГИЯ КАК ПОВОД ДЛЯ НАПАДЕНИЯ

В законопроекте отмечается, что «энергетическая безопасность является приоритетом для правительств многих зарубежных государств и играет все более ключевую роль во взаимоотношениях правительства США с иностранными правительствами». В документе также говорится, что запасы нефти и газа сконцентрированы в небольшом числе стран. «Доступ к поставкам нефти и газа зависит от политической воли стран-производителей», и «соперничество между правительствами за доступ к запасам нефти и газа может привести к политическому, экономическому и вооруженному конфликту», отмечается в законопроекте.

Документ выводит вопросы энергетической безопасности США в разряд основных приоритетов американской дипломатии на международной арене, вводит в структуре госдепартамента должность координатора по вопросам международной энергетики с прямым подчинением госсекретарю. Законопроект предусматривает реализацию ряда глобальных инициатив, включая выработку международного механизма быстрого реагирования на энергетические кризисы, договоренности с правительствами Китая и Индии по вопросу о создании стратегических запасов нефти, а также создание форума по энергетическому сотрудничеству с участием государств западного полушария – США, Канады и заинтересованных стран Латинской Америки.

Таким образом, США выдвигают еще один тезис, благодаря которому они могут оправдывать свое вмешательство в дела любой страны. Ранее американцы боролись исключительно с «международным терроризмом» за «построение царства демократии по всему миру». Теперь войска США могут не уходить из Ирака, не смотря на то, что, по словам Джорджа Буша, там уже построена демократия. Вывод американских солдат может поставить под угрозу добычу нефти в этой стране, а следовательно, и международную энергетическую безопасность. С похожими идеями ранее выступили власти Польши, которые предложили создать «энергетическое НАТО», чтобы бороться против богатых ресурсами стран (в первую очередь России).

 

«ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ НАТО» – ВСЕРЬЕЗ И НАДОЛГО

Получается, что аналитики, которые посчитали прошлогоднее выступление сенатора Ричарда Лугара о планах по превращению НАТО в альянс потребителей энергоресурсов, противостоящий России, исключительно его личным мнением, – просчитались. Оказалось, что эту точку зрения разделяют не только сенаторы-республиканцы, но и победившие на последних выборах в Конгресс демократы. «В ближайшие десятилетия наиболее вероятным источником вооруженных конфликтов в Европе и окружающих регионах станет нехватка энергии и манипулирование ею»,– спрогнозировал господин Лугар. «Перекрыв поставки энергоресурсов на Украину, Россия продемонстрировала, насколько заманчиво использование энергии для достижения политических целей. НАТО должно определить, какие шаги предпринять, если Польша, Германия, Венгрия, Латвия или другие страны-члены окажутся под угрозой, как это случилось с Украиной»,– заявил господин Лугар, обозначив, кто будет вероятным противником НАТО в будущей войне.

По замыслу Ричарда Лугара энергетическую войну нужно приравнять к обычной: «Нападение с использованием энергетики в качестве оружия может сокрушить экономику страны и привести к сотням и даже тысячам жертв». Следовательно, действие пятой главы устава НАТО, приравнивающей нападение на одного из членов альянса к нападению на весь блок, нужно перенести и на энергетические отношения, считает господин Лугар.

 

СТОИТ ЛИ ИГРА СВЕЧ?

Указывая на страны победивших «цветных революций» – Украину и Грузию, американцы четко дают понять, что главный энергетический фронт проходит вокруг России. Получается, что они реализуют все тот же старый план «кольца анаконды», провозглашенный еще Уинстоном Черчиллем, который предложил создать вокруг советской России кольцо из небольших буферных государств. Эти страны должны были находиться в фарватере британской политики и не допускать сближения России со странами Западной Европы. В настоящее время Великобритания сама превратилась в сателлита США, которые стали правопреемниками ее политики в отношении нашей страны.

Сегодня многие патриотически настроенные политики и эксперты критикуют Владимира Путина за то, что он провозгласил курс на переход к рыночным отношениям в сфере поставок энергоносителей (в первую очередь природного газа) в отношении стран, ранее входивших в состав СССР. Утверждается, что таким образом Россия полностью лишается рычагов воздействия на эти государства. На самом деле это не так. Достаточно вспомнить, что, когда Россия поставляла по низким ценам газ в Грузию и Украину, власти этих государств продолжали проводить прозападную политику. Хотя иногда и говорили о своей большой привязанности к России. Однако эти слова не подтверждались делами.

Теперь в отношении стран ближнего зарубежья провозглашен простой принцип – хотите получать газ по относительно низким ценам, делитесь своими газотранспортными активами. Армения, вставшая на этот путь, в нынешнем году будет платить за газ в два раза дешевле, чем Грузия ($110 за тыс. куб. м против $230).

Также и Белоруссия будет покупать газ по самой низкой цене из всех стран ближнего зарубежья ($100 за тыс. куб. м), но за это в течение четырех лет она передаст «Газпрому» 50% акций компании «Белтрансгаз». Если учесть, что белорусский участок газопровода «Ямал–Европа» уже на 100% принадлежит «Газпрому», получается, что российско-белорусские отношения в газовой сфере будут партнерскими вне зависимости от личности белорусского руководителя.

В нефтяной сфере Белоруссии также рано или поздно придется пойти на приватизацию своих нефтеперерабатывающих заводов. Ранее нефть, поступавшая на белорусские НПЗ, не облагалась экспортной пошлиной, поэтому белорусские власти получали огромную выгоду от экспорта полученных из нее нефтепродуктов. С нынешнего года пошлина введена – и Александр Лукашенко стал искать способы восполнения доходов. Однако рано или поздно ему придется пойти на уступки и согласиться на приватизацию НПЗ – другого варианта просто нет.

 

СТРАТЕГИЯ КОНТРОЛЯ ПРОТИВ СТРАТЕГИИ ПАРТНЕРСТВА

Тот, кто контролирует крупные активы на территории той или иной страны, становится одним из ключевых игроков в местной политике. Эту непреложную истину прекрасно понимают американцы. Поэтому они предоставили грузинским властям специальный кредит в 250 млн долларов, чтобы они смогли модернизировать свою газотранспортную систему и не продавать ее «Газпрому». Руководители США всеми силами убеждают украинцев не приватизировать свою систему магистральных газопроводов и ни в коем случае не передавать ее «Газпрому».

Однако надежность украинских магистралей находится под большим вопросом, что вызывает серьезную озабоченность не только в России, но и в Европе. Ведь большая часть российских газовых поставок идет в европейские страны транзитом через Украину. Поэтому Германия и Россия предложили Украине во времена президентства Леонида Кучмы создать трехсторонний консорциум для управления и модернизации украинской газотранспортной системы. Консорциум был создан, но остался только на бумаге, так как магистральный газопроводы до сих пор находятся в собственности государственного «Нафтогаза Украины». Сегодня украинские власти категорически отказываются обсуждать вопрос его приватизации.

В результате Россия при поддержке европейских стран (и при противодействии США) строит новые газопроводы в обход стран, ранее входивших в СССР. По дну Черного моря протянулся «Голубой поток», который на паритетных началах принадлежит «Газпрому» и итальянской компании ENI. В ближайшее время начнется строительство трансбалтийской магистрали «Северный поток», собственниками которой станут: «Газпром» (51%), германские E.ON и Wintershall и, возможно, нидерландская компания Gasunie.

В настоящее время получается, что страны «старой Европы» (Германия, Италия, Франция) находятся в лучших отношениях с Россией, чем новые члены ЕС, которые ранее входили в советский блок (Польша, страны Балтии). Хотя Европа любит говорить о необходимости диверсификации импорта газа. В качестве возможного источника поставок голубого топлива европейцы называют Азербайджан, Иран, Туркменистан и Казахстан. В Азербайджане есть одно крупное месторождение «Шах Дениз» с запасами около 1 трлн куб. м газа. Добыча здесь должна была начаться в конце минувшего года, но пока этого не произошло. Вряд ли Азербайджан сможет поставить значительный объем голубого топлива в Европу, так как газ «Шах Дениза» необходим внутри страны (от покупки 4,5 млрд куб. м газа в год у «Газпрома» азербайджанцы отказались), а также в Грузии.

Иран пока поставляет газ только в Турцию, но соединяющий эти страны газопровод проходит по землям, населенными курдами, которые турецкое правительство почти не контролирует. Когда в 2005 году на этой магистрали случилась авария, турки более месяца не могли починить газопровод. В результате России пришлось увеличить поставки по «Голубому потоку». Кроме того, США всеми силами препятствуют европейцам в заключении соглашений с Ираном в газовой сфере (поэтому никаких контрактов до сих пор не подписано). Казахстан и Туркменистан подписали долгосрочные соглашения с «Газпромом» о поставках газа и не проявляют интереса к проекту строительства газопровода по дну Каспийского моря в Азербайджан.

Для того чтобы Туркменистан, Казахстан и Узбекистан были заинтересованы в сотрудничестве с Россией, «Газпром» позволяет им хорошо зарабатывать. В частности, у Туркменистана газ закупается по $100 за тыс. куб. м. В ближайшее время планируется согласовать формулу цены на среднеазиатский газ, которая учитывала бы колебания мировых котировок нефти и европейских цен на голубое топливо. Кроме того, «Газпром» уже начал добывать газ в Узбекистане и планирует заняться этим на туркменском участке шельфа Каспия. С Казахстаном создано несколько совместных предприятий по закупке, переработке и сбыту газа. Таким образом, энергетическая политика России в странах ближнего зарубежья в долгосрочном плане приведет к усилению позиций нашей страны. Против чего, естественно, будут бороться американцы.


Количество показов: 6533
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100