RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

10.01.2007

Александр Собко

БРЮССЕЛЬ ТОРГУЕТСЯ С АНКАРОЙ

Евросоюз не знает, что ему делать с Турцией

Во вторник 9 января председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу высказался за продолжение переговоров с Турцией о ее вхождении в ЕС в качестве полноправного члена. Заявление Баррозу прервало более чем месячное затишье в этом вопросе, после того как в конце ноября прошел очередной этап переговоров о вступлении Турции в Евросоюз. Переговоры тогда завершились ничем. И это при том, что даже в идеальном случае вступление Турции в ЕС может случиться не ранее, чем через 10-15 лет. Что же так сдерживает договаривающиеся стороны?

Сначала очертим вкратце канву событий. Хотя еще в 1963 году Турция подписала с предшественником ЕС – Европейским экономическим сообществом – договор, в котором признавалось право Турции вступить в Союз, официально кандидатом на вступление в ЕС Турция стала в 1999 году, а собственно переговоры о вступлении Турции в ЕС идут чуть больше года. Камнем преткновения остаются нежелание Турции признать республику Кипр и геноцид армян – вопрос особенно принципиальный для Франции, в которой недавно даже рассматривался законопроект об уголовном преследовании лиц, отрицающих геноцид.

Также ЕС требует от Турции осуществления демократических преобразований (хотя аналитики и предупреждают, что в будущем такие меры могут сыграть с Евросоюзом злую шутку – ведь до сих пор большинство примеров «демократизации» мусульманских стран заканчивалось приходом к власти радикальных сил фундаменталистского толка).

В конце ноября Еврокомиссия предложила частично заморозить переговоры с Турцией о вступлении в Европейский Союз из-за ее отказа открыть морские и воздушные порты Республике Кипр. В начале декабря поддержку этой идеи высказали лидеры Франции и Германии – Жак Ширак и Ангела Меркель, которая в отличие от бывшего канцлера Герхарда Шредера настроена в вопросе вступления Турции в ЕС менее оптимистично. И вот прошел месяц – и ЕС, судя по всему, пошел на попятную.

Похоже, слова председателя Еврокомиссии о продолжении переговоров – это приглашение к примирению после неудавшегося «шантажа». В пользу этого говорит и появившаяся в прессе информация о том, что в январе ЕС планирует обсуждение снятия изоляции с Северного Кипра, о чем Турция просила еще в начале декабря, предложив временно открыть два своих порта для кипрских судов, а также один из своих аэропортов, если ЕС снимет блокаду аэропорта Эркан в северной части Кипра.

Действия ЕС в отношении Турции явно напоминают движение маятника. В вопросе о приглашении Анкары в Евросоюз Европа колеблется между множеством «за» и «против».

Основной аргумент Европы «за» понятен: при вступлении Турции в ЕС она в меньшей степени будет связана с исламским миром; при этом сама Европа приобретает рычаг влияния на Востоке. По этой же причине, но еще в большей степени во вступлении Турции в ЕС заинтересованы США. Хотя Турция и является членом НАТО, это усилило бы позиции США и на Ближнем Востоке, и в самом Евросоюзе.

Не случайно именно Тони Блэр, наиболее проамерикански настроенный европейский лидер, вскоре после решения о замораживании переговоров призвал к продолжению переговорного процесса и заявил, что «было бы большой стратегической ошибкой для Европы поворачиваться спиной к Турции». Да и помощник госсекретаря США Дэниел Фрид в середине декабря выразил уверенность, что Турция будет отвечать критериям ЕС, и отметил, что США всегда поддерживали стремление Турции вступить в Евросоюз.

Однако то, что является «плюсом» для Блэра, надеющегося усилить «группу поддержки» англо-американских инициатив в ЕС, выглядит скорее «минусом» для крупных континентальных государств «Старой Европы» (прежде всего – Франции и Германии), которые после этого рискуют оказаться чужими в построенном ими же «европейском доме».

Другим поводом для беспокойства Европы – поводом, не часто озвучиваемым официальными лицами, но от этого не перестающим быть менее важным, является миграция быстрорастущего турецкого населения на территорию ЕС.

Хотя существует и альтернативное мнение, что Евросоюз со стареющим коренным населением нуждается в квалифицированной рабочей силе, жители Европы вряд ли будет в восторге от столь стремительного роста мигрантов с цивилизационной идентичностью, которая явно отличается от европейской.

Между тем, турецкое правительство, хотя и декларирует желание войти в ЕС, но отказывается пока идти на какие-либо существенные уступки в принципиальных для него вопросах. А на фоне очевидных колебаний ЕС в «турецком вопросе» интерес к вступлению в Евросоюз среди самих жителей Турции стремительно падает. Согласно недавним опросам общественного мнения, опубликованным в турецкой газете Milliyet, если в 2005 году за вступление страны в ЕС высказывались 57% , то в конце 2006-го – лишь 32%.

При этом, 25% местных жителей говорят, что страна ни в коем случае не должна входить в ЕС, а 78% среди опрошенных турок не доверяют Евросоюзу. Интересно, что из стран мира турки больше всего не доверяют США – 78% опрошенных.

Следует отметить, что опрос был проведен до принятия Национальным собранием Франции законопроекта, предусматривающего уголовное преследование за непризнание геноцида армян, проживавших на территории Османской империи в 1915 г.

Эта законодательная инициатива еще более усилила отрицательное отношение Турции к Франции и Евросоюзу в целом. Сразу после принятия законопроекта командующий сухопутными силами Турции генерал Илкер Басбуг заявил, что Турция приостановила все военные связи с Францией (а ведь обе страны являются членами НАТО). А официальные турецкие лица делали заявления, в которых не исключали возможность бойкота французской продукции.

Показательно, что 9 января, в тот же день, когда Баррозу предложил продолжить переговоры, а президент Италии на встрече с турецким коллегой заявил о том, что Европа стратегически заинтересована во вступлении Турции в ЕС, премьер-министр Турции Эрдоган отметил, что ситуация в Ираке для Турции значительно важнее переговоров по вступлению в Евросоюз.

Тем самым турецкий премьер дал понять, что его стране надоело находиться в положении «просителя». Если ЕС хочет видеть Турцию в своих рядах, то пусть сам делает «шаги навстречу» и смягчает свои требования, а если нет – Турция сменит приоритеты и сделает ставку на реализацию своих геополитических амбиций в Азии (например, в рамках Тюркского содружества, о котором недавно писал РПМонитор).

Впрочем, отказываться от переговоров по вступлению в ЕС Турция тоже, судя по всему, не собирается, а своим неспешным поведением лишь выторговывает себе у Европы очередные уступки. И в этом нет противоречия. Ведь при вступлении в ЕС и сохранении существующих демографических и экономических тенденций ничто не помешает Турции продолжать расширять свое влияние в восточном направлении.


Количество показов: 6042
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100