RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

 

10.01.2007

Ярослав Бутаков

ПРЕМЬЕР, ГОВОРЯЩИЙ ПО-КИТАЙСКИ

Назначение нового главы правительства Казахстана – это сигнал в сторону Пекина

Событие, на протяжении последних полутора лет постоянно предсказывавшееся аналитиками, свершилось. Кабинет министров Казахстана во главе с Даниалом Ахметовым ушел в отставку в понедельник, 8 января.

Кажущаяся спонтанность решения премьер-министра РК не должна вводить в заблуждение. Во-первых, все правительства Казахстана имеют, так сказать, «технический характер», а их руководители – не более, чем первые чиновники при действующем президенте, но никак не самостоятельные фигуры. Так что решение об уходе Ахметова было принято «в верхах». Во-вторых, понятно, что оно, скорее всего, не могло быть вынесено в праздничные дни. О судьбе правительства «круг посвященных» знал, очевидно, до Нового года.

Даниалу Ахметову всерьез предрекали отставку еще перед выборами президента Казахстана в декабре 2005 года. Затем ожидали, что после переизбрания Нурсултана Назарбаева глава государства предложит кандидатуру нового премьер-министра. Об уходе Ахметова как уже о почти свершившемся факте говорили и летом, и осенью прошлого года. Однако – не случилось. И вдруг…

На чем, все-таки, основывались столь часто возникавшие предположения о грядущей отставке прежнего казахстанского премьера? И почему они реализовались тогда, когда сторонние наблюдатели менее всего этого ожидали?

Попробуем ответить сначала на первый вопрос. Экономические успехи Казахстана в премьерство Ахметова были очевидны. Страна демонстрировала уверенный рост производства и жизненного уровня. По ряду показателей Казахстан вышел на первое место в СНГ, в том числе по такому важному социальному критерию, как средняя заработная плата рабочих и служащих. Банковская система Казахстана оценивается специалистами как самая совершенная в СНГ. Достижения республики позволили президенту Н. Назарбаеву весной прошлого года сформулировать в послании народу Казахстана амбициозную, но в то же время реалистичную задачу – добиться вхождения в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира.

В Казахстане приняты и реализуются программы национального развития, явно отличающиеся от российских аналогов большим стратегическим масштабом . Это, в первую очередь, программа «Казахстан-2030», предусматривающая комплексное развитие экономики, социальной сферы и инфраструктуры страны на длительный период.

С этой и другими прорывными инициативами теперь будет неразрывно связано в истории не только имя президента Нурсултана Назарбаева, но и имя премьер-министра Даниала Ахметова.

Однако эксперты отмечают и просчеты экономической политики прежнего кабинета. Инфляция и рост потребительских цен постоянно оказывались выше расчетных. Правительство не всегда могло найти баланс между экспортом нефти и потребностями внутреннего топливного рынка. Из-за этого две осени подряд, как раз во время уборочных кампаний, возникали кризисы топливного снабжения и резко подскакивали цены на ГСМ. Наконец, невыполненным оказалось популистское решение прежнего правительства, принятое под влиянием событий в алма-атинском микрорайоне Шанырак – о бесплатном выделении каждому гражданину Казахстана участка в 10 соток под индивидуальную застройку.

Наиболее существенной стратегической пробуксовкой курса прежнего кабинета следует считать слишком медленный разворот Казахстана от экспортно-сырьевой ориентации экономики к более сбалансированному ее развитию, и даже наблюдающиеся сегодня незначительное снижение мировых цен на нефть отчетливо обнажило перед Казахстаном эту стратегическую проблему.

Тем не менее, отставку кабинета Ахметова вряд ли можно объяснить только исходя из указанных фактов. Истинная подоплека кадровых решений всегда находится, более или менее, в тени публичной политики. Еще тщательнее это правило соблюдается на Востоке. Уход Ахметова предсказывали давно, ибо ожидали расчистки политического поля для другой фигуры, а Ахметов «зажился» на посту премьера. Шутка ли – три с половиной года. Прежний глава правительства стал поистине политическим долгожителем Казахстана, поставив рекорд пребывания в данной должности. Как говорится, «пора и другим дать порулить». Поэтому к отставке правительства Казахстана более уместен вопрос не «чем провинились?», а «под кого убрали?».

Назарбаев давно прилагает усилия к формированию новой управленческой элиты Казахстана – высочайше образованной, с широким кругозором и стратегическим мышлением. Ну и, конечно, относительно молодой. Эту страту высшего чиновничества эксперты уже прозвали термином «младоказахи». С этой точки зрения фигура нового казахстанского премьера, утвержденного Парламентом РК в среду, 10 января, представляет особый интерес.

Новому премьеру Кариму Масимову всего 41 год. Правда, он уже успел побывать министром транспорта и коммуникаций, министром экономики и бюджетного планирования, заместителем премьер-министра, помощником президента Казахстана. За его плечами – учеба в Пекинском институте языка и Уханьском университете, работа исполнительным директором Казахстанского торгового дома в Гонконге. Он прекрасно владеет английским и китайским языками. Из-за этого и из-за многочисленных китайских связей его, кстати, считают представителем китайского лобби в Казахстане.

Будучи уйгуром по национальности, Масимов как премьер представляет собой внешне компромиссную фигуру в межжузовых спорах о распределении власти. Он не может рассматриваться в качестве будущего преемника президента. Масимова считают человеком Тимура Кулибаева – «среднего» зятя Назарбаева. Однако вряд ли его назначение можно объяснить только исходя из соображений внутриэлитного позиционирования в преддверии передачи власти от Назарбаева в 2012 году. Китайские связи нынешнего премьера представляют куда больший интерес. Очевидно, что нынешним назначением Астана сигнализирует всем: для Казахстана приоритетными на текущий момент являются отношения с Пекином.

Ответ же на вопрос о том, является ли фигура Масимова символом долговременного стратегического курса на еще более тесное сближение Казахстана с КНР или же новое назначение сделано для решения чисто тактических задач администрации Назарбаева, мы, видимо, получим уже в самом ближайшем будущем.


Количество показов: 3690
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100