RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

15.01.2007

Ярослав Бутаков

ПРИЗРАК «САНИТАРНОГО КОРДОНА»

Последствия возможного сближения Белоруссии и Украины не стоит драматизировать

Еще осенью прошлого года, когда в отношениях между Москвой и Минском впервые возникла серьезная напряженность по вопросам цен на поставляемые Россией энергоносители, аналитики начали предсказывать грядущий геополитический разворот Лукашенко в сторону, противоположную Кремлю. Экспансивный белорусский президент своими действиями сразу подтвердил эти предположения.

Вначале, в середине ноября 2006, он принял приехавшего к нему с официальным визитом президента Азербайджана Ильхама Алиева. На встрече был достигнут ряд договоренностей о сотрудничестве. Шла речь о поставках энергоносителей. Обозреватели сразу отметили, что Лукашенко экстренно стремится диверсифицировать источники импорта углеводородов. Хотя было очевидно, что любые договоренности с Азербайджаном на этот счет могут быть выполнены далеко не сразу. Для того чтобы эта закавказская страна смогла стать хотя бы одним из главных поставщиков нефти и газа для Белоруссии, необходимо несколько лет для создания соответствующей инфраструктуры, с подключением к этому процессу Украины. Ведь транзитный нефтепровод из Азербайджана в Западную Европу через территорию Украины заработает только через три годаи пока никаких ответвлений от него в сторону Белоруссии не запланировано, хотя возможность этого и обсуждается.

Вслед за этим, 23 ноября, белорусский президент на пресс-конференции, организованной специально для представителей СМИ Украины, призвал своего украинского коллегу к партнерству в области энергобезопасности для противодействия энергополитике Кремля. После этого аналитики заговорили о начавшемся повороте Лукашенко к союзу с Киевом и о крахе Проекта Союзного государства России и Белоруссии.

События начала года нынешнего, когда между Россией и Белоруссией разгорелась тарифно-ценовая война, аналогичная той, что год назад велась между Россией и Украиной, только укрепили подобные предположения. Лидеры двух западных соседей России явно форсируют сближение. Во вторник, 9 января, по инициативе украинского президента состоялся прямой телефонный разговор между ним и Лукашенко. Предположительно, речь шла о повестке предстоящего визита главы Белоруссии в Киев, запланированного на вторую половину февраля. Кстати, это будет первая двусторонняя встреча «батьки» и вождя «оранжада». До сих пор они встречались лишь в формате многосторонних саммитов СНГ.

Резкое потепление украинско-белорусских отношений на фоне нефтегазового давления Москвы вызвало к жизни цепь рассуждений об интеграции обоих восточнославянских государств как альтернативе союзу России и Белоруссии. А в качестве исторической аналогии вспомнили Великое княжество Литовское, существовавшее до Люблинской унии 1569 г. в границах, почти совпадающих с границами нынешних Белоруссии и Украины. Стали указывать на то, что данный проект сулит существенные геостратегические выгоды Западной Европе и потому будет активно лоббироваться Евросоюзом.

В самом деле, если рассматривать Украину как «вечный буфер» между Европой и Россией, то союз Белоруссии и Украины может выполнять роль буфера или «санитарного кордона» в значительно большей степени. Это уже не говоря о том, что разрывается стратегический союз Белоруссии и России, и наша страна лишается стратегического коридора – «двери в Европу». Геополитическая роль нового объединения будет такой же, как и Великого княжества Литовского – изоляция схизматической Московии от Европы. При этом, конечно, Украину и Белоруссию ни вместе, ни по отдельности в Евросоюз не пустят, ограничившись «эксклюзивным партнерством» с этими странами.

Однако есть все основания сомневаться в осуществимости подобных планов. При ближайшем рассмотрении союз Украины и Белоруссии выглядит не более, чем блефом, призванным напугать Кремль.

Незавидное положение импортера энергоресурсов уравновешивается у Белоруссии важной ролью стратегически необходимого России транзитера этих самых энергоресурсов, что белорусский президент блестяще продемонстрировал во время нынешнего конфликта. Украине же, как прямому транзитеру российских и прикаспийских углеводородов в Европу, дополнительный транзитер – такой, как Белоруссия, – излишен. С другой стороны, отказавшись (хотя это и выглядит фантастически) от российских нефти и газа и полностью диверсифицировав маршруты своего энергоимпорта, Белоруссия окажется от Украины не в меньшей зависимости, чем сейчас от России. А выгоды партнерства с Россией, связанные с производственными отношениями, сохранившимися еще с советских времен, будут утеряны. Ничего же адекватного взамен Белоруссия не приобретет.

Итак, нет никаких оснований усматривать в сложившейся ситуации в треугольнике Москва–Киев–Минск основу для новых геополитических конфигураций. Российско-белорусский нефтегазовый конфликт будет так или иначе разрешен без большого ущерба для обоих государств и отношений между ними, тем более что этот конфликт далеко не первый в этом роде, но об этом почему-то забывают. К сближению между Киевом и Минском тоже не следует относиться патологически подозрительно, видя во всем, что совершается на постсоветских просторах без предварительного одобрения Кремля, чуть ли не антироссийский заговор. Это совершенно нормальное выражение естественной тяги к партнерству славянских государств, связанных долгой совместной историей. И почему бы не видеть в сближении Украины и Белоруссии основу для будущего вовлечения Украины в интеграционные инициативы с участием России и Белоруссии, в частности – ЕЭП?


Количество показов: 4283
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100