RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

23.01.2007 

Александр Собко

БЕЛГРАД ПОСЛЕ ВЫБОРОВ

В вопросе о статусе Косово Россия будет сотрудничать с любым сербским правительством

Парламентские выборы, прошедшие в Сербии в минувшее воскресенье, на первый взгляд не привели к кардинальным изменениям политического ландшафта этой страны. Согласно предварительным результатам, как и четыре года назад, лидируют три партии: Сербская радикальная партия (СРП) набирает около 28% голосов; Демократическая партия (ДП) президента Сербии Бориса Тадича – 23%; коалиция «Демократическая партия Сербии – Новая Сербия» (ДПС) премьер-министра Воислава Коштуницы – 17%.

Несмотря на массированную рекламную кампанию правительственных партий, Сербская радикальная партия, ведомая Томиславом Николичем и формально возглавляемая узником Гаагского трибунала Воиславом Шешелем, уверенно лидирует и занимает первое место. Тем не менее, полученных ею голосов вновь будет недостаточно для формирования правительства. А это означает, что у власти в Белграде снова остаются те люди, которые руководят страной после свержения Слободана Милошевича в 2000-м году.

Правда, внутри самого правящего «демократического блока» расстановка сил изменилась в пользу откровенно прозападной ДП Бориса Тадича, лидер которой выступает за выполнение всех требований «мирового сообщества» и выдачу «военных преступников» (лидеров боснийских сербов Радована Караджича и Ратко Младича) Гаагскому трибуналу.

Теперь премьер Воислав Коштуница, имеющий репутацию центриста, может сохранить свое место только в случае серьезных кадровых уступок Тадичу (по мнению экспертов, Коштунице придется отдать своим партнерам по коалиции несколько министерских постов).

Успех Тадича во многом объясняется поддержкой со стороны ЕС (агитировать за него, к примеру, приезжал экс-канцлер Германии Герхард Шредер), а также усталостью населения, измотанного многолетней конфронтацией с Западом.

Поражение же Коштуницы, бывшего для многих избирателей «фигурой компромисса» (хотя и заведомо слабой), приведет к еще большему расколу сербского общества. Теперь двумя наиболее влиятельными партиями в стране становятся СРП и ДП, выступающие по важнейшим внешнеполитическим темам с диаметрально противоположных позиций. При этом в долгосрочной перспективе разочарование в Воиславе Коштунице как лидере, способном объединить нацию, может привести к переходу значительной части его сторонников на сторону Сербской радикальной партии.

Ключевым вопросом предвыборной кампании в Сербии был вопрос о Косово, где при кажущемся единодушии всех партий, выступающих за сохранение территориальной целостности сербского государства, позиции различных политических сил имели свои нюансы. Если радикалы и сторонники Коштуницы демонстрировали готовность стоять за Косово до конца, то Тадич обнаруживал склонность к компромиссам. Любопытно, что спецпредставитель ООН Марти Ахтисаари, ответственный за урегулирование статуса Косово, готовит свои предложения о степени предоставляемой этой территории самостоятельности лишь к 26 января, т.е. после окончательного подведения итогов выборов.

Зная позицию господина Ахтисаари, уже выдвигавшего тезис о «коллективной вине сербов» (об этом писал РПМонитор), можно представить себе, что это будут за предложения. И если бы подобные заявления были сделаны до выборов, то прозападной ДП Бориса Тадича пришлось бы раньше времени высказывать свое отношение к новому плану Ахтисаари.

Показательно и символично выглядела в этом контексте недавняя встреча Тадича с премьером Косово Агимом Чеку, который считается в Сербии уголовным преступником. Свидание, продолжавшиеся не более пяти минут, произошло в декабре минувшего года якобы потому, что самолеты Тадича и Чеку в одно и то же время вынужденно приземлились на аэродроме македонской столицы Скопье из-за нелетной погоды в небе над Белградом и Приштиной.

Каким бы ни был, однако, состав новой правительственной коалиции в Белграде, отношение России к проблеме Косово останется неизменным. Не случайно в минувшее воскресенье, когда в Сербии проходили парламентские выборы, Президент РФ Владимир Путин на встрече с канцлером Германии Ангелой Меркель еще раз отметил, что Россия выступает против того, чтобы решение по статусу Косово навязывалось извне. Со своей стороны, глава МИД РФ Сергей Лавров неоднократно заявлял, что решение по статусу Косово должно устраивать как косовское руководство, так и сербские власти. А российский посол в Белграде Александр Алексеев сделал получившее большой резонанс заявление о том, что Россией будет наложено вето в Совете Безопасности ООН на любое одностороннее решение по Косово.

Не скрывает своей обеспокоенности судьбой Косово и Русская Православная Церковь. Недавно Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, поздравляя православных сербов с Рождеством Христовым, также отметил и проблему этого древнего края, где находятся величайшие святыни православного мира. «Мы сопереживаем тому, что разрушаются храмы и монастыри при молчании со стороны тех, кто должен возвысить свой голос в защиту святынь», – сказал Патриарх.

Вопреки расхожему мнению, Россия явно не стремится использовать «косовский прецедент» для решения проблем Абхазии, Приднестровья и Южной Осетии. С одной стороны, проводить параллели между Сухуми, Цхинвали, Тирасполем и Приштиной некорректно в принципе – по причинам, о которых РПМонитор уже писал прежде. С другой стороны, возможность отделения Косово создаст прецедент для сепаратистов и в некоторых российских регионах.

Поэтому последовательная российская позиция в отношении Косово обусловлена не только поддержкой близких русским по вере, языку и культуре сербов, но и заинтересованностью РФ в стабильности существующих границ.

В отличие от России, у Европы почему-то нет понимания опасности «эффекта домино», который может вызвать отделение Косово. Между тем, в странах Евросоюза проблема сепаратизма тоже стоит довольно остро – достаточно вспомнить Страну Басков, Корсику, Северную Ирландию, к которым в самое ближайшее время может присоединиться Шотландия (на фоне приближающегося 300-летия англо-шотландской унии там все большую популярность набирают националисты, настаивающие на отделении от Лондона). Количество стран с территориальными претензиями друг к другу возросло после недавнего расширения и внутри самого Евросоюза. «Косовский прецедент» вполне может стать катализатором сепаратистских устремлений венгерских меньшинств в румынской Трансильвании и Словакии. Под угрозой окажется и выполнение «Охридских соглашений», способствовавших временному умиротворению албанского меньшинства в Македонии.

Еще одна проблема будущего «независимого Косово» заключается в «специфичности» кадрового состава руководства этого территориального образования. Не секрет (в том числе и для Запада), что многие лидеры косовских албанцев замешаны в террористической деятельности и различных криминальных схемах. Такая ситуация не только представляет собой нонсенс для современной Европы, но и является источником опасности для окружающих стран.

Достаточно сказать, что всего лишь месяц тому назад международной полицией в Косово были обнаружены значительные запасы боеприпасов, а также пушка калибра 75 мм. И среди арестованных по этому делу оказались два функционера партии Альянс за будущее Косово – Наим Базай и Скендер Хабиби. Альянс входит в правящую коалицию Косово, а один из задержанных – Наим Базай – является советником косовского министерства труда и занятости.

Не нужно быть провидцем, чтобы сделать прогноз: соседство с пришедшими во власть боевиками с многолетним террористическим стажем не прибавит спокойствия привыкшей заботиться о своей безопасности Европе.


Количество показов: 4603
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100