RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

22.01.2007

Роман Бессонов

ИЗРАИЛЬ ЖДЕТ СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС

Почему Ольмерт становится похожим на Ющенко?

ИЗРАИЛЬ СЕГОДНЯ – ЭТО УКРАИНА ВЧЕРА

Недавно осчастливив своим визитом Землю обетованную, экс-премьер Украины Юлия Тимошенко от всей души пообещала: «Мы (то есть Украина) всегда будем рядом с Израилем». Ее собеседник, также экс-премьер, а ныне оппозиционер Биньямин Нетаньяху, произнес более конкретную и оттого более интригующую фразу: «Наши правительства (Украины и Израиля) долго не протянут».

Иерусалимские СМИ (в отличие от киевских) не уделили особого внимания вояжу «оранжевой принцессы», и лишь некоторые местные русскоязычные сайты процитировали изречение Нетаньяху, ныне играющего в местной политике весьма скромную роль. Между тем параллель между Израилем и Украиной, которую еще года полтора назад никто в Иерусалиме не расценил бы иначе как шутку, вполне адекватна.

Летом прошлого года западная пресса снисходительно посмеивалась над Украиной, где три месяца подряд из-за клановой борьбы не склеивался состав правительства, бездействовал недоизбранный Конституционный суд, бодались за одно кресло два легитимных генеральных прокурора и изобличали друг друга в бандитских связях генералы спецслужб.

Над Израилем никто не производил никаких революционных экспериментов, а парламентская система власти, надутая Украине «оранжевыми» ветрами, но так и не прижившаяся, в Израиле благополучно функционировала десятилетиями. Тем не менее сегодняшний Израиль не только догнал, но и перегнал прошлогоднюю Украину по градусу раздора, неразберихи и разоблачительной истерики. Мало того, в изображении местных СМИ, израильский премьер-министр Ольмерт по поведению сильно напоминает Виктора Ющенко.

«Оранжевый» вождь Украины, с каждым месяцем утрачивающий рычаги политической власти, еще задолго до революционной осени 2004 года характеризовался как человек мечтательный и романтический, но при этом патологически неуверенный в себе. Этим объясняли формирование вокруг него узкой группы персональных советников, к которым крепко прилепилось прозвание «любы друзи». В свою очередь, междоусобные дрязги между его «душеприказчиками» принято считать немаловажной причиной непоследовательности и импульсивности политических решений украинского президента, раздражающих в том числе и его редеющих поклонников.

 

ЖЕРТВА ФОРС-МАЖОРА

Эхуду Ольмерту израильская пресса приписывает ровно те же пороки. Еще когда он только исполнял обязанности премьера при живом, но недееспособном избранном премьере Ариэле Шароне, обозреватели отмечали его скрытность и стремление держаться в тени. Если Ющенко пришел к власти абсолютно нелегитимным, но одобренным Западом путем – через третий тур выборов с новым составом избирательного органа, то Ольмерту власть досталась в силу еще менее предусмотренного политического форс-мажора. На психологическом уровне это обстоятельство не могло не сказываться, в том числе и в той же манере полагаться на советы неофициальных лиц больше, чем на мнение министров и даже генералов. Тем сильнее звучат аргументы в пользу очередных внеочередных выборов (ради изучения этой традиции Юлия Тимошенко, по ее словам, и явилась в Иерусалим).

Субботняя редакционная статья в ежедневной «Хаарец», недвусмысленно озаглавленная «Управлять или уходить», обличает израильского премьера в политическом бездействии, не приличествующем ни его статусу, ни тем более обстановке в стране и во всем ближневосточном регионе: «Если бы Ольмерт был уверен в том, что начальник штаба должен остаться, он бы выступил в его поддержку; если бы он считал Амира Переца подходящей фигурой для поста министра обороны, то он бы работал с ним гармонично; если бы он считал, что новое Министерство стратегических угроз – не шутка, то он бы придал ему конкретные функции и добился бы его финансирования. Не сделав ни того, ни другого, ни третьего и пустив все на самотек, тем временем пребывая в компании своих закулисных дружков, Ольмерт довел дело до накопления общественной критики, а теперь на нее же и жалуется».

Если уже известная свой политкорректностью «Хаарец» дошла до пренебрежительных характеристик и ультимативных интонаций, то дела у израильского правительства, очевидно, и впрямь плохи. Несоответствие занимаемой должности премьеру вменяют и крупные европейские СМИ. Биньямин Нетаньяху не случайно оживился: внеочередные выборы для него могут быть последним шансом для политического реванша.

 

ПОЛИТИКАМ БОЛЬШЕ НЕ ВЕРЯТ

По иудейскому календарю новый год приходится не на январь, а на сентябрь. Поэтому, пока христианский мир отмечал традиционные праздники, в Израиле продолжали кипеть политические страсти. 8 января в отношении премьер-министра было возбуждено уголовное расследование уже по третьему эпизоду его работы. Если ранее государственный контролер Миха Линденштраус поднимал вопрос о сделке с недвижимостью в элитном районе Иерусалима, где один из особняков достался семье Ольмерта по льготной цене, то новые подозрения куда более серьезны: речь идет о лоббировании неких «любых друзив» в ходе приватизации второго по величине государственного банка «Леуми».

Не менее серьезные претензии предъявляются министру финансов Аврааму Гиршзону, по данным прокуратуры, растратившему профсоюзные средства. Что вряд ли способствует укреплению доверия в правительственной коалиции, где основные роли занимают основанная Шароном партия «Кадима» и левая Партия труда, по традиции контролирующая профсоюзы. Национальную профсоюзную федерацию «Гистадрут» еще недавно возглавлял нынешний министр обороны Амир Перец.

Последнему, впрочем, и без того хватает неприятностей. После бесславно захлебнувшегося похода на Ливан личный рейтинг министра обороны, по некоторым данным, упал до 3%. При этом премьер действительно не прилагает усилий, чтобы защитить главу военного ведомства. Слухи о том, что Ольмерт и Перец всерьез перессорились, подтвердились на прошлой неделе после неожиданного ухода в отставку главы штаба армии Дана Халуца. Оказалось, что у премьера и министра обороны разные виды на пост преемника Халуца.

Катастрофическая непопулярность Переца, из-за несогласия с которым армию покинули несколько ведущих военачальников, усугубилась раздорами в его партии. Там уже сформировался влиятельный клан, настроенный на продвижение на пост министра обороны экс-премьера Израиля Эхуда Барака. Его лоббисты, впрочем, мотивированы не столько профессиональными качествами левого экс-премьера, при котором Израиль утратил свои позиции в Ливане, сколько стараниями «разрулить» конкуренцию за пост председателя партии между Бараком и не менее амбициозным «трудовиком» Ами Аялоном.

В правом лагере конфликтов еще больше, чем в левом. Два года назад личная конкуренция между Ариэлем Шароном и Биньямином Нетаньяху привела к расколу крупнейшей правой партии «Ликуд», в результате чего ее отделившаяся часть, «Кадима», во главе с Шароном выиграла выборы, а «титульные» ликудовцы во главе с Нетаньяху оказались за бортом коалиции.

Еще одно экс-ликудовское ответвление, партия «Наш дом Израиль», неожиданно для многих была принята в коалицию, где для ее лидера Авигдора Либермана, вопреки протестам «трудовиков», было «придумано» специальное министерство стратегических угроз. Однако кнессет (на что ссылается «Хаарец») отказался выделить партии государственные средства под предлогом «непрописанности» ее функций. Поведение кнессета представляет собой явный саботаж инициатив премьера. Поражает, однако, другое: «саботажники» воспользовались отсутствием на заседании представителей «Нашего дома», которые в этот день хоронили своего соратника Юрия Штерна, скончавшегося от неизлечимого онкологического заболевания. Политические соображения оказались выше моральных, что сегодня типично для всего израильского истэблишмента.

«Правительство выглядит как случайно собравшаяся компания без какой-либо общей цели: каждый думает только о себе и о собственном будущем», – беспощадно описывает ситуацию хлесткая передовица «Хаарец». В другой недавней публикации под заголовком «Государство под следствием» газета привела внушительный, но неполный список политиков, подозреваемых в различных преступлениях. В этом списке и президент Кацав, и целый ряд министров прежнего правительства Шарона. Все громкие дела, часто возбужденные по обстоятельствам многолетней давности, неустанно «рекламирует» та же самая пресса, что печется о безопасности государства. В итоге создается странное впечатление политической элиты, пожирающей самое себя.

И хотя ни для кого не секрет, что израильские газеты и телеканалы принадлежат влиятельным финансовым группам, ежедневная «агитация за несчастье» приносит свои плоды на уровне массового сознания. 71% русскоязычных израильтян, опрошенных недавно агентством Newsru.co.il, считают, что в еврейском государстве невозможно прийти к власти, не преступив закон.

 

СИСТЕМНЫЙ СБОЙ

Еще лет пять назад израильские вооруженные силы считались плавильным котлом, сплачивающим новое поколение – выходцев из Европы, Ближнего Востока, Северной Африки. Дети новой эмиграции вливались не только в эту территорию, но и в ее генофонд. «У нас тут знакомятся ребята с девушками из самых разных стран. Какие дети потом получатся – это просто невероятно!» – говорил загорелый юноша в десантной форме в телепередаче десятилетней давности.

Однако на этот генофонд, в значительной мере ставший афроазиатским, легла печать либерального стандарта образования, воспитания, сферы развлечений – и вышло то, что вышло. Другая системообразующая общественная среда – сообщество хранителей религиозного начала – ныне стала массовым прибежищем для желающих «закосить» от военной службы. Разительность этого распада была бы не столь заметна, если бы не противоположная тенденция в соседних исламских странах.

Военная служба перестала быть привлекательной для многих юношей-израильтян еще и в силу нарастающего отчуждения между высшим командным составом, разлагающимся вместе с истэблишментом, и военнослужащими. Военный историк Яаков Хисдай считает, что провал ливанской операции не является виной конкретных Переца и Халуца, а является результатом «глубокого сбоя всей системы», происходящего в течение многих лет. По мнению Хисдая, комиссия по расследованию действий армии в Ливане ничего не решит: «Дело не в комиссии, а в социально-политических процессах в израильском обществе, где правящая элита загнивает, но продолжает сохранять власть и силу. Поэтому она все время бросает обществу на съедение очередную жертву, чтобы удовлетворить народ, но продолжает действовать по-старому».

Корреспондент Liberation Дафна Матье, попросив прокомментировать израильскую политическую ситуацию профессора политической социологии Тель-Авивского университета Йорама Пери, полагала, очевидно, что он откроет ей изнанку израильских клановых противоречий. Профессор же поставил диагноз не Ольмерту, а всему обществу своей страны: «Это кризис морали – самый глубокий с момента основания государства. Израильтяне не доверяют не только политикам, но и всем институтам». Коренные изменения в обществе профессор связал «во внешней политике – с соглашениями в Осло, а во внутренней – с упадком коллективистской идеологии и переходом к либеральному капитализму».

Ключевой вехой этого перехода был как раз период правления Биньямина Нетаньяху – американского ставленника в чистом виде. Именно тогда была инициирована повальная приватизация государственных банков и компаний – в том числе и того банка, в делах которого замешан Ольмерт. Бизнесмен Фрэнк Леваи, которому нынешний премьер якобы помог получить долю в банке, давно сменил израильское гражданство на австралийское. Большинство владельцев крупных состояний имеют основной бизнес в других странах, в том числе в России. Бывшему мэру Иерусалима Эхуду Ольмерту это хозяйство и это общество досталось уже в его нынешнем состоянии. Ему и приходится расхлебывать итоги беспечности предшественников, а вовсе не транснациональным владельцам местного бизнеса, для которых этот местный бизнес – лишь одна из многих ветвей финансовых и торговых империй.

 

ЗА КУЛИСАМИ БАТАЛИЙ

Ссылка Йорама Пери на мирный процесс в Осло – пожалуй, самая интересная деталь в его беспощадно остром интервью. Внедрение формулы «мир в обмен на территории», сочетающей два несопоставимых понятия, сопровождалось совместными мирными проектами для Израиля и будущей Палестины, которые состояли не в новых высоких технологиях – таких, скажем, как остро необходимое этой территории опреснение воды, а в развитии непроизводственной сферы, то есть туризма и развлечений. Эта сфера с тех пор и управляет процессом, выходящим за пределы Израиля. Широко обсуждавшийся в свое время скандал о теневых сделках с участием семьи Ариэля Шарона и чиновников арабской партии ФАТХ является фигурой умолчания в прессе, столь чувствительной к мелким скандалам и скандальчикам. Причина странного молчания выяснилась буквально на днях. Оказалось, что никому из множества международных посредников не удается добиться создания нового палестинского правительства без обращения к услугам Мухаммеда Рашида – курда по национальности, бывшего финансового советника Ясира Арафата. Ныне это священная корова: оказывается, именно Рашид спонсировал переход Ливии на сторону США в «антитеррористической» кампании.

Между тем именно расхищение средств палестинской администрации, связанное с именем Рашида, стало основной причиной непопулярности ФАТХ – наследия Арафата. Ее конкурент ХАМАС, занимавшаяся в это время строительством школ и больниц в бедных арабских районах, стала народным движением и символом борьбы за социальную справедливость.

Вряд ли «носители либеральных ценностей» этого не понимают. Вряд ли об этом не догадывается та же Кондолиза Райс, с надсадным упрямством добивающаяся отстранения ХАМАС от контроля над автономией.

Именно после визита Кондолизы Райс в Израиль без всяких объяснений подал в отставку глава израильского генштаба. Как раз в период ее пребывания в Иерусалиме сразу две ежедневных газеты опубликовали материалы секретных соглашений между Израилем и Сирией по Голанским высотам. Госсекретарь США как раз требовала прекращения всяких контактов между Иерусалимом и Дамаском.

В свою очередь, «банковское дело» Ольмерта появилось на свет тоже не когда-нибудь, а в период его визита в Китай – страну, откуда прибыли в Палестину его родители и где похоронен его дед. Официальным предметом переговоров была попытка убедить Пекин оказать влияние на Тегеран, исходя из экономических (прежде всего нефтяных) интересов самого Пекина. Но визит имел и экономические аспекты, к которым американцы относятся крайне ревниво: некоторые оружейные сделки между Израилем и КНР в ультимативном порядке срывались Вашингтоном. Что вновь напоминает об Украине, которую Вашингтон вначале поощрял продавать танки в Пакистан, а затем за это же и наказал.

Еще одна – пожалуй, самая неожиданная параллель с Киевом высветилась в недавних выступлениях Авигдора Либермана. Когда министр стратегических угроз поставил вопрос о целесообразности вступления Израиля в Евросоюз, многие это восприняли как очередную экстравагантную шутку. Между тем Раанан Элиаз, в прошлом координатор Совета безопасности Израиля, а ныне докторант Католического университета в Лейвене (Бельгия), считает, что «в условиях неустойчивости роли США на Ближнем Востоке... партнерство Израиля с Евросоюзом было бы в интересах всех сторон. По мнению Элиаза, «Соединенные Штаты сегодня не в состоянии самостоятельно стабилизировать обстановку в регионе... Между тем Европа прямо заинтересована в стабилизации своего ближневосточного тыла и может предложить такие механизмы влияния, которые недоступны Соединенным Штатам».

Вряд ли случайно министр иностранных дел Ципи Ливни, которую в западных СМИ считают наиболее реальной преемницей Эхуда Ольмерта, стремится наладить отношения не столько с Кондолизой Райс, сколько с министром иностранных дел Великобритании Маргарет Беккетт и кандидатом в президенты Франции Сеголен Руайяль. Вряд ли случайно самым близким советником нынешнего премьера является Шимон Перес, которому Израиль обязан не только политическими связями с Францией, но и приобретенными в этой стране ядерными технологиями.

 

КУКОЛ ДЕРГАЮТ ЗА НИТКИ

Как подчеркивает Раанан Элиаз, после ливанского позора и в условиях иранской угрозы израильский истэблишмент стал еще больше зависеть от Соединенных Штатов – хотя именно Штаты не смогли предоставить Израилю разведывательную поддержку, необходимую для успеха в Ливане. При этом некоторые политики и дипломаты Израиля зарываются в эту зависимость с головой, будто страус в песок, – как, например, Дани Аялон, бывший посол Израиля в США, сорвавший личную встречу главы кнессета с экс-президентом Ирана Мохаммадом Хаттами, а на прощальной встрече в Вашингтоне елейно сравнивавший Джорджа Буша с Черчиллем. Других, более дальновидных, политиков эта зависимость все больше тяготит, и они ищут выход для выживания своего государства в многополярности его политических и экономических связей. Такие политики – включая «хозяйственника» Ольмерта – не хотят, чтобы американская империя в случае своего краха похоронила под собой обломки мечты, некогда воплощенной еврейскими поселенцами на берегах Средиземноморья.

«На Ольмерта давят по всем фронтам», сообщают последние заголовки израильских сайтов. Это давление столь же массивно, бесцеремонно, противоречиво и деструктивно, как прошлогодние усилия враждующих американских политических лобби «правильно демократизировать» Украину, когда одни ставили на поврежденного лицом рохлю-финансиста, другие – на интриганку с косой. Правда, американский план для Израиля сегодня гораздо опаснее по своим возможным последствиям. Его суть – включить еврейское государство в разработанный Пентагоном сценарий силового столкновения арабских стран Залива с Ираном и «примкнувшей к нему» Сирией, между суннитским и шиитским сообществами. Его исполнение ставит под угрозу существование сразу нескольких государств, включая Ливан, Израиль и Палестинскую автономию. Вербальные заверения обеих партий США в намерении защитить Израиль ничего не гарантируют Иерусалиму (ни еврейскому, ни арабскому), ибо каждое действие госдеповской машины, подчиненное исключительно спасению реноме президента Буша, лишь наращивает напряженность между странами, народами и конфессиями Ближнего Востока.

Если эта линия одержит верх, если израильтяне будут раболепно подчиняться каждому дерганью перепутавшихся нитей из Белого Дома и окрестностей, то к следующим выборам премьера Землю обетованную будет впору сопоставлять уже не с Украиной, а с другой бывшей республикой Союза, которую усердная деятельность семи тысяч неправительственных организаций отнюдь не спасла от открытой клановой войны и политического хаоса. Эта республика называется Кыргызстан.


Количество показов: 3523
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100