RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

 

26.01.2007

Алексей Балиев

ПРИМЕРЫ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ?

Энергетическое партнерство и мировой опыт интеграции

Удивительно, но факт. Во многих интеграционных блоках, схожих с российско-белорусским союзом или аналогичных ему, нефте- или газотранзитных споров не возникает. Не возникает прежде всего потому, что еще на стадии создания таких союзов были обозначены правила транзитных взаимоотношений и, соответственно, долгосрочные или даже бессрочные обязательства сторон по соблюдению таких правил.

Так, в Организации арабских стран – экспортеров нефти (арабские страны – члены ОПЕК, Египет, Сирия, Судан, Тунис, Бахрейн) и в Сообществе стран Магриба (Алжир, Тунис, Марокко, Мавритания) действуют не среднемировые, а взаимно согласованные цены на «внутриблоковый» экспорт-импорт энергопродуктов, причем расплачиваются здесь именно в национальной валюте друг друга.

К примеру, за транзит алжирских нефти и газа через Тунис с Марокко, или саудовских или кувейтских нефти и газа через Сирию, Египет, а также через Иорданию и Ливан страны-экспортеры расплачиваются, на 60-85%, теми же энергоносителями или другими своими товарами и услугами. В числе последних, например, бесплатный транзит по территории государств-нефтегазоэкспортеров внешнеторговых грузов «транзитных» стран.

Отметим, что стабильность экспортного транзита энергопродукции выгодна и поставщикам, и «транзитным странам не только экономически. Перекрестная заинтересованность в стабильности экспорта и, соответственно, транзита нефти и газа исключает попытки приобрести солидные прибыли – поставочные или транзитные – друг у друга. Кстати, нефть, поставляемая в счет ее транзита, может перерабатываться в транзитной стране или экспортироваться, вместе с вырабатываемыми в этой стране нефтепродуктами по любым расценкам и в любых объемах (что делают сегодня Сирия, Ливан, Тунис, Египет, Марокко).

Схожие правила соблюдаются в Ла-Платской зоне свободной торговли (Аргентина, Боливия, Бразилия, Парагвай, Уругвай). Например, Боливия тоже расплачивается за экспортный транзит своих нефти и газа преимущественно теми же продуктами с Аргентиной и Бразилией. А Бразилия платит Уругваю нефтью за экспортный транзит своих нефтепродуктов через уругвайские порты. Как и в вышеупомянутых объединениях, если страна-экспортер сооружает транзитные трубопроводы и/или порты, она тоже расплачивается за такое строительство в основном теми товарами, которые будут экспортироваться через эти объекты. Если же инвестиционное участие транзитной страны в сооружении такого рода объектов, включая обеспечение строительства оборудованием, кадрами, землеустроительными и т.п. работами/услугами, превышает 30%, стороны дополнительно согласовывают условия компенсации затрат, например, по изъятию территории, за поставки оборудования и т.п.

Что касается ЦАОРа – Центральноамериканского общего рынка (Гватемала, Сальвадор, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Панама), здесь действуют, в большинстве своем, те же правила, что и в упомянутых альянсах. Плюс к тому транзитные и ценовые споры, в том числе споры о поставках или транзите энергопродуктов, рассматриваются Экономическим Судом в коста-риканской столице Сан-Хосе. Его вердикт, если с ним не согласна одна из сторон, в апелляционном порядке рассматривается арбитражным подразделением этого суда в Сан-Сальвадоре (сальвадорской столице). А затем – совместно с тем же Экономическом Судом. Последнее решение становится обязательным и новым обжалованиям не подлежит. Столь весомая юридическая, скажем так, надстройка в торговых и транзитных взаимоотношениях стран – членов ЦАОР обусловлена в первую очередь давними политическими и особенно пограничными спорами Панамы с Коста-Рикой, Коста-Рики с Никарагуа, Никарагуа с Гондурасом, Гондураса с Сальвадором. Кстати, Панама только в 2002 году вступила в ЦАОР, существующий с 1970-х годов.

Сейчас завершается сооружение «сквозного» нефтепродуктопровода от Панамы в Гватемалу, где поставщик – Панама – расплачивается за нефтепродукты преимущественно нефтепродуктовым бартером. А также бесплатным транзитом грузов других стран – членов ЦАОР по Панамскому каналу. В сооружении трансникарагуанского нефтепровода между Атлантикой и Тихим океаном (Блуфилдс) 15-процентное участие в инвестиционно-технологическом обеспечении строительства и, соответственно, в капитале ЦАОРовского консорциума для этого проекта принимают все страны – члены ЦАОР, 10-процентное – Мексика. Тот же консорциум будет управлять этой артерией, которая сооружается вдоль трассы параллельного трансникарагуанского судоходного канала: его строительство намечено на аналогичных условиях после 2007 года (опасающаяся «водно-транзитной» конкуренции Панама отказалась участвовать в таком проекте, но ее доля в 16,5% распределена поровну между Никарагуа и Коста-Рикой).

Норвегия тоже поставляет свои нефть, газ и другие энергопродукты другим скандинавским государствам – членам действующего с 1952 года Северного Совета по взаимно согласованным расценкам. А ее соседи, в счет экспортного транзита норвежских энерготоваров, получают, опять-таки, дополнительные норвежские энергопродукты из Норвегии, или же пользуются транзитными услугами норвежских транспортных артерий.

Подобно Норвегии, Голландия также поставляет свой газ Бельгии и Люксембургу по взаимно согласованным ценам в рамках действующего, заметим, с осени 1944 года таможенно-экономического союза БЕНИЛЮКС – это один из первых таких союзов в современной Европе.

Но самыми первыми были и остаются таможенно-экономические союзы Франции с Монако и Швейцарии с Лихтенштейном, действующие, соответственно, с 1919 и 1921 годов. Однако Франция со Швейцарией продают свои энергопродукты союзным с ними странам по взаимно согласованным ценам. А транзитные платежи в этих блоках – как и в испано-португальском бессрочном Протоколе 1928 года о взаимном транзите – в большинстве своем отсутствуют. Если же таковые и имеются, то компенсируются они встречными услугами, например, по транзиту и/или хранению товаров.

Таков мировой опыт интеграции и энергетического партнерства. Может быть, сегодня он пригодится и нам в строительстве российско-белорусского союза?


Количество показов: 3357
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100