RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

29.01.2007

Максим Калашников

БУНТ ФЕОДАЛОВ

«Фронда» коррумпированных чиновников несет угрозу единству России

Переход рубежа-2008 сопряжен со множеством стратегических рисков. Очевидно, однако, что наибольшая угроза политической стабильности исходит не от шумно-скандальной «либеральной оппозиции» и не от уличных акций молодых национал-большевиков и националистов. Самая опасная сила вызревает в тиши начальственных кабинетов в регионах. Там крепнет класс «приватизаторов государства» – коррумпированного чиновничества. Оно начинает явно тяготиться централизаторскими намерениями Кремля, его стремлением включить механизмы мобилизации и развития страны. Эта региональная чиновничья фронда может стать спусковым крючком процессов дезинтеграции страны и политической хаотизации.

 

НАСТРОЕНИЯ «СЕРЫХ ИГРОКОВ»

Попробуем проанализировать некий собирательный типаж российского постсоветского чиновничества на всех его уровнях (федеральные министерства, региональные администрации и департаменты, муниципальные органы власти). Самих себя чиновники часто считают основой системы власти, ее костяком – и отчасти в этом правы. Однако цель этой системы они представляют себе весьма своеобразно. Для них государственность РФ – некий механизм, главная цель которого – дать возможность им, чиновникам, брать взятки, расхищать бюджетные средства и любыми способами обращать свою административную власть в звонкую монету, обналичивать власть.

Настроения чиновного корпуса примерно таковы: не нужно аттестовывать бюрократов в РФ на предмет знания законов – иначе придется всех выгонять с работы. И не надо бороться со взяточничеством – ибо взятка есть вознаграждение чиновнику за его услуги, устанавливаемое законами рынка.

Такая философия не новость. Госаппарат РФ жил с нею все 1990-е годы. Удивляться этому не приходится, ибо современная государственная машина создавалась определенными кругами советского коррумпированного чиновничества и отрядом «либеральных политиков» как система для совместного грабежа и присвоения (приватизации) «советского наследства».

Как правил РФ ее первый демократически избранный президент Ельцин (1991-2000 гг.)? Словно феодальный король, раздававший представителям «бело-сине-красной элиты» области и города. Вы получаете право распоряжаться всем на вверенных вам территориях, эксплуатировать их население, промышленность и недра, казнить и миловать подданных, брать взятки и присваивать себе доходы бюджета, а взамен обязаны немного делиться с кремлевским сюзереном. Кроме территорий, в феодальное владение пeредавались целые отрасли экономики и крупные сырьедобывающие комплексы. Само собой, в подобной криминально-феодальной системе не могли выжить сложные научно-производственные комплексы. В итоге экономика РФ деградировала до состояния нефтесырьевой республики.

Функционирующая ныне государственная машина (порождение Великой уголовной революции) несет в себе врожденный порок криминальности ее «элиты».

Не стройте иллюзий по поводу ее психологии. Это – особая порода двуногих «добывателей трофеев». Они никогда не смогут работать как западные чиновники, топ-менеджеры больших корпораций или бизнесмены. Криминальная элита никогда не сможет жить на заработную плату (даже самую высокую) и довольствоваться западной нормой прибыли. Она привыкла делать баснословные состояния за короткий срок путем банального грабежа страны, обирания частного бизнеса, присвоения денег и собственности государства. Там, где какому-нибудь Биллу Гейтсу для зарабатывания первого миллиона долларов нужно проявить чудеса изобретательности, ума и предприимчивости, российскому «элитарию» достаточно добраться до поста губернатора, мэра большого города или, на худой конец, министра. При этом он практически не рискует попасть под суд и подвергнуться конфискации награбленного.

Эти настроения не исчезли с уходом Ельцина и приходом Путина. Просто все стало гораздо изощреннее и опаснее. Началась приватизация не только бывшей советской собственности, а государства как такового.

 

ПЛОДЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ВЛАСТИ

Путин, сменив Ельцина в 2000 году, начал политику укрепления государства. Но очень своеобразно: выстроил вертикаль исполнительной власти, максимально централизовал полномочия, дал дополнительные полномочия чиновничьему аппарату в регулировании практически всех сторон жизни в РФ, повысил значение спецслужб и полицейско-карательного аппарата.

Но это не сопровождалось очищением государственной машины от тысяч особей с криминальной психологией, с настроениями «добывателей трофеев» и взяточников. Не был создан механизм поиска, отбора и подготовки нормальных управленческих кадров. Что вышло в итоге? Целому классу людей уголовного, коррупционного склада досталось еще больше власти. Они стали брать взятки, вымогать, обирать и воровать еще больше, чем при Ельцине. Благо, с 1999 года на РФ полились настоящие золотые дожди из-за повышения мировых цен на энергоносители.

Увеличились не только доходы частного бизнеса, но и бюджеты федерации, областей, городов. Раздулись статьи расходов государства на оборону, социальную сферу, строительство. Расширились возможности расхищения денег, вымогательства приношений, выбивания своего «процента» при распределении казенных подрядов.

Чиновники в РФ при этом остались столь же безответственными, как и в 90-е годы. Какими бы бесполезными для государства ни были их действия, к каким бы потерям казны они ни привели, сколько бы бюрократы ни наворовали – они по-прежнему практически ничем не рискуют. Вопиюще низкая эффективность государственной машины в РФ покрывается огромным притоком средств от подорожания нефти в мире. Потоки нефтедолларов, заливающие страну, развратили чиновничество, привили ему вкус к легким барышам. Дополнительные полномочия ему дали, безнаказанность оставили. Греби себе деньги лопатой – всего-то!

К этому добавляется еще один процесс: приход в госаппарат чиновников, которые в 1991 году были еще детьми. Их психология формировалась в атмосфере совершенно аморальных и циничных 90-х годов. Если у чиновников, происходивших из СССР, оставались еще какие-то смутные понятия о страхе, стыде и патриотизме, то идущие им на смену – настоящие чудовища, поступающие на госслужбу лишь с одной целью: обогащаться любой ценой, брать взятки и воровать.

Поэтому курс на укрепление государства, взятый в 2000 году, обернулся в итоге «приватизацией» самой государственной власти. Чиновники «укрепленного государства» стали смотреть на свои посты и на государственную машину как на бизнес, как на средство личного обогащения.

 

ОСТАНОВЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ

Для нормального развития РФ нужно создание сектора «промышленности будущего», применение во всех сферах жизни страны технологий завтрашнего дня, принятие и воплощение масштабных национальных проектов в науке, обороне, транспорте, связи. По сути дела, РФ нуждается в инновационной революции.

Но о какой инновационной революции, о каких национальных проектах может идти речь, если все решают чиновники, считающие взятки своим законным заработком? Если подряды и заказы государства достаются не тем, кто предлагает решить задачи государства с наименьшими затратами и наибольшей эффективностью, а тем, кто больше заплатит? Понятное дело, что в РФ будут уничтожаться, например, сосредоточенные в Москве и Подмосковье научно-производственные центры (зародыши технопарков и технополисов), а их земли станут передаваться крупным строительным хищникам, которым выгодно строить на местах научных институтов поселки для богатых, яхт-клубы и поля для гольфа! Ибо те, кем они востребованы, могут заплатить гораздо большую взятку, чем бедные ученые.

В системе тотальной коррупции бесполезно приходить к чиновнику и предлагать: «Вот вы тратите на то, чтобы обновить систему канализации города, один миллиард рублей. А моя компания может сделать то же самое с применением высоких технологий только за полмиллиарда». Почему бесполезно? Потому что чиновнику лично выгоднее истратить из казны как можно больше – тогда он и себе сумеет побольше «отпилить».

В РФ наблюдается абсурдная картина. Имеется множество технологий дешевого и быстрого строительства, очистки воды, отопления, экономии топлива и энергии. Все они могли бы помочь в рекордные сроки завершить выдвигаемые Кремлем национальные проекты вроде «Доступного жилья». Но никто не хочет их использовать, ибо это невыгодно работникам аппарата власти, распределяющим государственные деньги. В городах негде ставить новостройки: чиновники уже распределили свободные участки земли. Но достались они не тем, кто строит быстро и дешево, а тем, кто дал взятки. И зачастую на таких участках ничего не делается: получившие их компании ждут, когда земля подорожает и полученные площади можно будет перепродать.

Приведу один пример из своей новой книги. Уж больно он красноречив и многое объясняет.

«...Мои друзья разработали систему для обработки топлива кавитационными и ультразвуковыми методами. Пришли к директору тепловой электростанции, жгущей 14 составов угля в сутки (в виде пыли – его размалывают). Сказали: «Мы при небольших затратах сделаем так, что у вас будет выходить только 8 составов в день». На это директор ответил: я, мол, получил от РАО «Единая энергосистема РФ» право самостоятельно подписывать договоры с угольщиками. И мне каждый день приносят конверт – по доллару с каждой закупленной тонны угля. Я получаю по тысяче долларов в день – и к чему мне ваша установка? К тому же, мол, буду экономить – мне государство тарифы срежет, станция меньше получит.

Вот вам красноречивый пример: как встречают столь необходимые для развития прорывные технологии в стране с криминально-чиновничьим рынком и совершенно неадекватным, недееспособным госаппаратом. Думаете, другие технологии не натыкаются на что-то подобное? То же самое – с технологиями быстрого строительства, когда цена квадратного метра снижается в несколько раз. Разве это нужно могущественным строительным воротилам и местным чиновникам?»

Однако индустриальная деградация РФ – только часть бед от господства коррумпированной элиты в «укрепленном государстве». Есть и вторая сторона медали: обнаглевшее чиновничество начинает тяготиться Путиным и его командой централизаторов страны.

 

ГРЕМУЧАЯ СМЕСЬ: СЕПАРАТИЗМ+КОРРУПЦИЯ

Войдя во вкус разграбления страны, региональное чиновничество уже недовольно группой, правящей на федеральном уровне. В самом деле, зачем платить налоги Москве, делиться с президентом и его командой? Лучше оставлять как можно больше денег в своих регионах, где больше будет доставаться для грабежа и раздела. В один прекрасный момент они решат предать Москву и поддержать те силы, которые попытаются сместить нынешнюю команду централизаторов РФ и поставить на ее место «нового Ельцина». Того, что продолжит раздробление России на квазифеодальные «княжества», предоставляя местным чиновникам новые привилегии.

Это, очевидно, будет происходить под знаменем борьбы с хищничеством Москвы и под лозунгами защиты интересов простого народа в регионах. Новая фронда скажет своим подданным в провинциях: «Вы видите, как Москва обирает нас налогами? Мы не можем платить больше пенсий и социальных пособий, потому что Москва забирает львиную долю бюджетных поступлений. По этой же причине мы не в состоянии строить больше доступных квартир, финансировать наши школы и вузы, благоустраивать наши города и поселки. Москва отбирает, но ничего не дает взамен. Она не в состоянии организовать нормальные, воплощаемые национальные проекты. Московская бюрократия вовсю ворует деньги. Так станем же более самостоятельными!»

Не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы понять: региональное чиновничество использует для этого националистические настроения в автономных республиках РФ (в Татарии и Башкирии, в Якутии и Туве, например). Снова появятся лозунги Уральской, Сибирской и Дальневосточных республик. Везде есть то, с чего могут кормиться местные «феодалы»: если не нефть и газ, то уголь, нефтепереработка, контроль над экспортными гаванями и трубопроводами, контроль над потоками импортных товаров через границы, контроль над добычей богатых биоресурсов моря.

В РФ назревает опасный кризис. Центральная власть в Москве пока слабо реагирует на надвигающийся износ национальной инфраструктуры. Россия оказывается перед лицом нехватки электроэнергии, подвижного состава железных дорог, накануне развала жилищно-коммунального хозяйства в провинциальных городах и т.д. Все это грозит социальным взрывом.

Поэтому основное содержание российского политического процесса в 2008 году и позже можно обозначить так: антимосковская, антицентрализаторская фронда чиновничества. Оно, обладая огромными финансовыми и организационными возможностями, поддержит силы, которые выступают против преемственности курса на укрепление централизованного государства и мобилизации средств на развитие. Фронда, скорее всего, будет продвигать к власти нынешнюю либеральную оппозицию Путину, олицетворяемую бывшим премьером Касьяновым. Не исключено, что региональные бароны поддержат вариант «оранжевой революции» в Москве, используя массу недовольной молодежи. как прокоммунистически, так и ультранационалистически настроенной. Такова истинная «Проблема-2008», стоящая перед Россией. И эту проблему нужно решать.

 

НУЖНА АНТИБЮРОКРАТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

У нас, пожалуй, есть только один способ избежать трагического поворота русской судьбы: совершить антибюрократическую революцию и создать «диктатуру развития». Такой путь мы попробовали набросать в «Русской доктрине», созданной коллективом мыслителей и экспертов. Если вкратце, то сначала России нужно на общегосударственном уровне обозначить ясную и недвусмысленную цель своего развития. И идти к ней, создавая нормальные экономические механизмы, перетряхивая и подвергая санации государственный аппарат. Нужно, говоря прямо, сместить и упразднить «элиту» циников и воров, пришедшую к власти в 90-е годы, и национализировать то, что незаконно перешло в ее руки. Нужно применить передовые организационные технологии, что сведут бюрократический аппарат к минимуму и заставят его работать с максимальной отдачей. (Такие технологии создавались еще в 80-е годы в СССР, показали свою эффективность, но до сих пор широко не применялись). Наконец, необходимо формирование правоохранительных органов нового типа, которые смогут эффективно разрушать коррупционные схемы и ликвидировать саботаж чиновников на пути внедрения новых технологий и при воплощении важных национальных проектов.

Такова возможная программа национальной мобилизации. Без нее Россию ожидает сползание в кризис, из которого она уже может не выбраться.


Количество показов: 3721
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100