RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

29.01.2007

Леонид Гусев

ВЕРНУТЬСЯ В ИНДИЮ

Москва и Дели продолжают восстанавливать старые связи

Завершился визит Владимира Путина в Индию – уже четвертый за годы его президентства. Сотрудничество между Россией, а прежде СССР, с Индией имеет давнюю историю. История экономического партнерства СССР и Индии начинается фактически с момента появления последней на политической карте мира как суверенного государства в 1947 году. В момент обретения независимости экономика Индии была подорвана уходом английских специалистов и притоком миллионов беженцев. Создание новой современной промышленности Индии проходило при непосредственной помощи Советского Союза. К началу 1980-х гг. на объектах, построенных при содействии СССР, производилось около 40% чугуна и стали, почти 80% металлургического оборудования, более 40% горно-шахтного и свыше 55% тяжелого энергетического оборудования, более 10% электроэнергии, значительная часть нефти и нефтепродуктов, каменного угля, приборов, медицинских препаратов и другой продукции. Одновременно со строительством промышленных объектов СССР передавал Индии технологии, привлекал к проектным работам индийских специалистов для передачи опыта. Осуществлялась крупномасштабная подготовка кадров. При содействии СССР подготовлено в общей сложности более 120 тыс. индийских специалистов.

Однако распад Советского Союза негативно сказался на российско-индийских отношениях, особенно в сфере экономики. Если в 1990-1991 гг. доля СССР в экспорте Индии составила 16,2%, а в импорте – 5,8% (более 10% внешнеторгового оборота), то в 1993–1994 гг. – 2,9% и 1,1% соответственно (или менее 2% внешнеторгового оборота). Это при том, что на долю России в составе СССР приходилось примерно 80% советско-индийской торговли.

Утрата индийского рынка промышленного оборудования усугубила трудности российской тяжелой промышленности, особенно предприятий ВПК, которые оказались без заказов, без средств, а инженеры и рабочие, составляющие цвет научно-технической интеллигенции и специалистов, – без заработной платы. Товары широкого потребления, в том числе и индийского производства, которые СССР ранее закупал в Индии, теперь приобретались на Западе.

Разрыв российско-индийских связей тяжело сказался и на Индии. Уменьшились ее возможности для политического и экономического маневра на международной арене, в тяжелом положении оказались вооруженные силы, которые остались без запасных частей для военной техники советского производства. Понимая все неудобства зависимости армии от одного или немногих источников снабжения, Индия накануне распада СССР начала диверсифицировать источники снабжения военной техники. Однако этот процесс не получил своего завершения. Наконец, резкий спад торгово-экономических связей с Россией отразился на положении производителей товаров, которые прежде закупал СССР, а также для потребителей советских товаров, которые теперь приходилось покупать на свободном рынке.

С середины 1990-х годов разрушенные связи начали постепенно восстанавливаться, и сейчас они вновь находятся в стадии интенсивного развития. Еще накануне приезда в Дели Владимир Путин в интервью индийским СМИ высказался за участие Индии в деятельности Совета Безопасности ООН в качестве постоянного члена. В ходе же самого визита Президент России Владимир Путин и премьер-министр Индии Манмохан Сингх подписали Совместное заявление, в котором страны подтвердили «большую заинтересованность в безотлагательном завершении согласования предложенного Индией проекта Всеобъемлющей конвенции по международному терроризму». На переговорах в Дели глава российского государства также обсудил с индийскими коллегами международную тематику – ситуацию в Афганистане, на Ближнем Востоке, в Ираке, Иране, вопросы борьбы с терроризмом, взаимодействие в международных организациях, прежде всего в ШОС, где Индия присутствует в качестве наблюдателя.

Отметим, что Россия и Индия собираются сотрудничать не только друг с другом, но и в трехстороннем формате вместе с Китаем. «Трехстороннее взаимодействие способствует развитию взаимовыгодного экономического сотрудничества, укрепляет международное согласие в вопросах противодействия новым вызовам и угрозам, вносит свой вклад в дело укрепления мира и стабильности в Азии и во всем мире», – говорится в заявлении.

Большое значение имеет и развитие российско-индийского сотрудничества в сфере научных исследований. Напомним, что первое соглашение между АН СССР и Индийской национальной академией наук было подписано еще в 1970 году. А в 1987 году между СССР и Индией была подписана Комплексная долгосрочная программа научно-технического сотрудничества и академического обмена. Программа сумела пережить трудные времена, и сейчас это один из самых бурно развивающихся проектов РАН. По словам академика, Гурия Марчука, сопредседателя Объединенного совета российско-индийской научной программы, в настоящее время уже одобрено 50 совместных исследовательских проектов. Среди лидеров российско-индийского сотрудничества в научной сфере – Центр перспективных исследований по порошковой металлургии и новым материалам в Хайдарабаде, Центр по иммунологии и биотехнологии в Буландшахре, Индийско-российский Центр перспективных компьютерных технологий в Москве, который оснащен новейшей вычислительной системой ПАРАМ-10000, Центр биотехнологии в Аллахабаде. Большие надежды в будущем возлагаются также на индийско-российский Центр газообразных гидратов и Центр сейсмологии, меморандумы о создании которых были подписаны в 2003 году.

Знаковым моментом визита стал документ, согласно которому Россия поможет Индии построить четыре ядерных реактора. Кроме того, Владимир Путин ставит задачу довести до 30% ежегодные темпы прироста российско-индийской торговли. Во время переговоров индийская сторона подтвердила, что может дополнительно приобрести у России 347 танков Т-90, 44 истребителя Су-30МКИ и 80 вертолетов Ми-17. Кроме того, подписан контракт на лицензионное производство в Индии авиационных двигателей РД-33 серии 3 для истребителей МиГ-29. По оценкам Центра анализа стратегий и технологий (АСТ), это означает расширение российского экспорта минимум на $4,5 млрд. Но самое главное – Россия договорилась с Индией о совместном производстве многоцелевого транспортного самолета МТА и истребителя пятого поколения.

Участие в проекте Индии – ключ к созданию будущего истребителя. «Может быть, хоть Индия заставит нас это сделать», – сказал заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. По словам Константина Макиенко, «и Китай, и Индия остаются нашими главными стратегическими партнерами». Разница в том, что значение индийских закупок определяется не количественными, а качественными показателями. «Китай отдает предпочтение серийным, проверенным и относительно низкотехнологичным системам. Индия закупает вооружения, разработка и производство которых находятся на пределе российских технологических возможностей», – заявил К. Макиенко.

По мнению экспертов, уже в ближайшее время Индия может стать полем конкурентной борьбы России с США. «Америка очень активно ищет контакты с Индией, потому что видит неполную адекватность России», – предупреждает Храмчихин. «США хотят включить Индию в свой антикитайский контур», – отметил К. Макиенко.

На фоне этих противоречий значимость укрепления российско-индийского сотрудничества трудно переоценить, ибо оно оказывает влияние на весь общемировой расклад сил. Очевидно, что чем сильнее связи Москвы и Дели, тем меньше шансов на воплощение в жизнь американской стратегии, направленной на искусственное обострение и «стравливание» Индии и Китая, и тем больше возможностей для формирования гармоничного и многополярного мира.


Количество показов: 4153
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100