RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

30.01.2007

Ярослав Бутаков

РАСПАВШИЙСЯ ТАНДЕМ

Что поссорило двух вождей «революции тюльпанов»?

В понедельник 29 января Жогорку Кенеш - парламент Киргизии - утвердил внесенную президентом Курманбеком Бакиевым кандидатуру Азима Исабекова на пост премьер-министра. Этому событию предшествовал длительный политический кризис. Собственно, он перманентно длится в Киргизии начиная с «революции тюльпанов» (март 2005 г.), периодически обостряясь.

Костяком системы власти Киргизии весь этот период был тандем Бакиева и премьер-министра Феликса Кулова. Несмотря на наличие существенных разногласий между двумя политиками, время от времени вырывавшимися наружу, этот тандем худо-бедно обеспечивал баланс интересов региональных групп в стране, раздираемой клановыми противоречиями, страдающей от хронических болезней экономики, коррумпированности государственного аппарата и криминального передела собственности. Бакиев как бы представлял в «революционном» руководстве республики ее южные области, Кулов - северные.

По условиям «джентльменского соглашения» в случае ухода с должности одного из членов тандема, другой также должен был добровольно оставить свой пост. При многих политических потрясениях Киргизии после мартовского переворота участники тандема не раз демонстрировали солидарность друг с другом. Так было и во время осеннего кризиса, когда оппозиция требовала от президента скорейшего подписания новой конституции, дававшей парламенту основные полномочия по формированию и отставке правительства.

Под влиянием уличных акций оппозиции, едва не переросших в новые массовые беспорядки, Бакиев 6 ноября утвердил вариант основного закона, принятый парламентом.

Однако у Кулова не оказалось прочного большинства в парламенте. Жогорку Кенеш не мог избрать премьер-министра. В этих условиях 19 декабря весь кабинет Кулова в полном составе ушел в отставку. Президент поручил бывшим министрам временно исполнять прежние обязанности до сформирования нового состава правительства.

Расчет Кулова был на то, что парламент при невозможности создать правительство должен уйти в отставку, и будут проведены новые выборы.

Однако парламентарии рассудили иначе. Очевидно, уже в это время и президент, давно тяготившийся тандемом, решил воспользоваться случаем, чтобы избавиться от политического попутчика.

Кризис разрешился неожиданным образом. За два дня до Нового года депутаты принимают поправку к конституции, которая кардинальным образом меняла ее смысл. Из парламентской Киргизия вновь становилась президентской республикой. После новогодних праздников Бакиев утвердил изменения конституции.

Возможно, что и Кулов расценивал проведенные поправки положительно для себя, надеясь на прочность тандема и на то, что депутаты не решатся пойти против воли президента. Ведь троекратное отклонение представленной кандидатуры премьера давало теперь главе государства право распустить парламент.

18 января за кандидатуру Кулова проголосовали лишь 23 депутата из 75. При повторном внесении кандидатуры, 25 января, за него подали голос немногим больше - 25 парламентариев. Могло возникнуть азартное ожидание: будет ли президент во что бы то ни стало продавливать Кулова в премьерское кресло, и станет ли большинство членов Жогорку Кенеш в этом случае рисковать потерей депутатских мест. Но уже следующий день разрешил все сомнения. Бакиев предложил на пост премьера Азиза Исабекова, работавшего министром сельского и водного хозяйства и перерабатывающей промышленности в прежнем кабинете.

Решение Бакиева напомнило аналогичный поворот Ельцина при назначении премьер-министра в январе 1994 года, после избрания 1-й Государственной Думы РФ. Дважды получив отказ депутатов в ответ на предложение Егора Гайдара кандидатом в премьеры, Ельцин не пошел тогда на вторичный за четыре месяца роспуск парламента, ибо это выглядело бы крахом новой Конституции РФ, навязанной народу после государственного переворота. Премьером стал Черномырдин, и обе ветви власти перевели дух.

По-видимому, и теперь в Киргизии почти вся местная политическая элита, кроме, конечно, Кулова, который обвинил Бакиева в нарушении «честного мужского слова», с удовлетворением восприняла разрешение коллизии с премьером. В понедельник 25 января за Исабекова голосовали 57 депутатов Жогорку Кенеша и только 4 против. Исабеков - представитель северных кланов, поэтому формально альянс «северян» и «южан» во власти сохранился.

В то же время, Исабеков хорошо знаком Бакиеву как его креатура на разных прежних должностях. Тесное сотрудничество между обоими наладилось еще в бытность Бакиева главой северной Чуйской области. Как считает политолог В. Хлюпин, Исабеков, занимавший в то время должность руководителя аппарата областной администрации, умело помогал своему шефу-южанину деликатно решать запутанные кадровые вопросы. Помог он ему и во время «мартовской революции». Характерно, что став премьером Кулов добился увольнения Исабекова, только что перед этим назначенного Бакиевым руководителем аппарата премьера в ранге министра.

О близости между Бакиевым и Исабековым ходят и такие разговоры, что жена Исабекова является родственницей Бакиева. Эти слухи Исабекову пришлось опровергать для парламентариев перед голосованием по его кандидатуре. Следует ли воспринимать назначение Исабекова как очередной виток возвышения преданного Бакиеву человека или это временный шаг - мы скоро увидим. Зачастую, именно назначения, кажущиеся временными, бывают наиболее прочными, а «темные лошадки», устраивая всех, удерживаются на своем месте дольше ярких людей с самостоятельными идеями.

В отставке Кулова есть еще один нюанс. Во время его премьерства Киргизия согласилась принять помощь от международных финансовых организаций по программе HIPC, предусматривающей списание долгов бедным странам в обмен на реструктуризацию их экономики по рецептам и под контролем этих организаций, т.е. фактически переход национальной экономики целиком под внешнее управление. Включение Киргизии в эту программу, негативные экономические последствия от которой могут превысить те потери, которые экономика этой страны несет от поспешного вступления в ВТО, вызывают тревогу и недовольство значительной части населения страны. В Бишкеке недавно прошли акции протеста населения против этих договоренностей.

Сразу после того, как киргизские депутаты второй раз забаллотировали Кулова, он направил открытое письмо президенту Всемирного банка Полу Вольфовицу и директору-распорядителю Международного валютного фонда Родриго де Рато. В нем тогда еще и.о. премьера взял на себя персональную ответственность за подписание Киргизией соответствующих документов по программе HIPC, сообщил об отзыве своей подписи и указал на то, что дальнейшая реализация условий соглашений требует политической воли будущего руководителя правительства.

Что будет делать с соглашениями по HIPC новый премьер, можно предсказать уверенно: то же самое. Внешняя экономическая зависимость Киргизии, резко обозначившаяся еще при Акаеве, это не тот узел, который сможет разрубить Исабеков, судя по тому, что о нем известно. Хотя и он вряд ли станет торопиться поставить под соглашениями свою подпись. Ведь письмо Кулова позволяет не только умыть руки бывшему главе правительства, но и выиграть время для его преемника, которому придется руководить очень неспокойной страной в очень непростое для нее время.

Пока же Исабеков сказал, что получил от президента задание «ускоренными темпами решить актуальные экономические проблемы» страны, а во вторник 30 января президент и премьер внесли в парламент предложения по структуре правительства. Многие эксперты считают, что главный результат ухода Кулова в том, что новый кабинет будет менее самостоятельным по отношению к президенту. Прогноз политолога Нура Омарова из Российско-киргизского славянского университета радикально пессимистичнее: «Полагаю, что теперь в Киргизии может начаться война между региональными, клановыми и политическими группировками».

Соцопросы показывают, что в Киргизии резко растет разочарование как властью, так и оппозицией. И это в стране, где политические выступления совсем недавно собирали большое число участников. Большинство жителей республики испытывают тревогу перед будущим, особенно перед ухудшением экономического положения, и ждут массовых протестных акций.


Количество показов: 2193
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100