RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

31.01.2007

Виталий Аверьянов

ДИАЛОГ СУБКОНТИНЕНТОВ

Индия ждет от России инициатив и в гуманитарной сфере

ВИЗИТ НА ФОНЕ РАСТУЩЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Праздничный характер визита Путина в Дели 25-26 января объясняется не только торжествами по случаю 60-летия национальной независимости Индии, но и кардинально возросшим объемом двустороннего сотрудничества. Фактически руководство России и Индии отмечало подписание целого пакета контрактов и соглашений, подготовленных за сравнительно короткое время.

На первом месте стоит сотрудничество в сфере ВТС – на долю Индии приходится почти 40% российского военного экспорта. В свою очередь вооруженные силы Индии оснащены российским оружием на 80% – это объясняется тем, что сотрудничество между двумя державами в этой области является традиционным. И сейчас, после того как в 90-е годы Россия потеряла значительную часть индийского рынка, мы возвращаемся к этой традиции. Данное направление сотрудничества, вопреки прогнозам некоторых экспертов, в перспективе не теряет своего значения, поскольку в период до 2011 года Дели собирается закупать военной техники на суммы порядка 30 млрд долларов, а в последующие годы – еще больше.

На острие момента – не просто закупки современных вооружений, но развитие совместного производства. Индусы делают ставку на создание перспективного комплекса фронтовой авиации, своего транспортного самолета. Для России важно, что Индия, в отличие от других покупателей нашей техники, ориентирует отечественного производителя на решение сложнейших конструкторских и инженерных задач – не повтор достижений советского времени, а совершенствование техники и новые изобретения. Как верно отмечается в опубликованном на нашем сайте материале Л. Гусева, в котором приведены конкретные выкладки по научно-техническому сотрудничеству двух стран, участие Индии в развитии российского авиапрома становится залогом создания новейшего российского истребителя пятого поколения. Столь же значимы и совместные разработки в ракетостроении (совместное предприятие «Брамос Аэроскэйп») – название ракет «Брамос» сложилось из названий двух рек: Брахмапутры и Москвы.

Значительны масштабы сотрудничества и в поставках наземной техники: так, например, в ходе нынешнего визита Президента России в Индию достигнута договоренность о заключении еще одного контракта на поставку 347 новых танков Т-90С на сумму свыше 1 млрд долларов.

Возрастает сотрудничество между Россией и Индией в области энергетики. Долевое участие Индии в проекте «Сахалин-1» – это самый крупный инвестиционный вклад страны за рубежом. Советский Союз в свое время оказал Индии значительную помощь в геологической разведке и строительстве нефтеперерабатывающих мощностей. В будущем Индия могла бы покрывать немалую часть собственных нужд в нефти и газе за счет своих месторождений. Однако в ближайшие десятилетия зависимость от импорта нефти будет составлять не менее 70% потребностей страны.

Российскую нефть Индия получала всегда в основном морским путем (наиболее действенной рабочей схемой были взаимозачеты, по которым СССР направлял в Индию часть поступавшей на советский счет иракской нефти, – эта схема была перечеркнута после «Бури в пустыне» в 1991 года). Индия крайне заинтересована в прямых (трубопроводных) нитках поставки нефти и газа. В двусторонних переговорах сегодня обсуждаются разные варианты строительства таких ниток: газопровода из Ирана через Пакистан, а также продления российского нефтепровода из Китая в Индию.

Наконец, Индия ориентируется на Россию и в развитии мирного атома. После успешного завершения строительства АЭС Куданкулам индусы решили заказать у России строительство еще четырех реакторов. После завершения переговоров с Группой ядерных поставщиков Дели намерен реализовать в этой сфере самые амбициозные планы. Председатель национальной комиссии по атомной энергии Индии Анил Какодар заявил недавно, что в ближайшие 50 лет Индия хотела бы построить не менее 300 реакторов на быстрых нейтронах (аналогичных тому, что работает в России на Белоярской АЭС).

 

ТОРЖЕСТВА В ДЕЛИ

За несколько дней до официального визита Путина Hindustan Times опубликовало статью Викрама Суда,бывшего руководителя аналитического отдела внешней разведки Индии. В этой статье отмечалось: «К сожалению, сегодня не существует российского эквивалента CNN, Билла Гейтса, Силиконовой долины, Диснейленда, Пятой авеню или Макдоналдса, на который мог бы обратить свое внимание молодой индиец. Кроме того, Америка может предложить свой “билет в рай” – зеленую карту. Но не существует и равноценного эквивалента испытанной и проверенной временем дружбы с Россией, которая никогда не вводила санкции против Индии, не расторгала с ней соглашений в одностороннем порядке и не вооружала регулярно Пакистан, зная, что это оружие будет использовано против Индии».

Здесь можно добавить, что русские в отличие от англосаксов всегда олицетворяли для Индии другое лицо Севера, не колониалистское, а мирное и гармоничное. В свою очередь Индия все 60 лет своей национальной независимости поддерживала Россию, в том числе и во время последних вооруженных конфликтов на Кавказе. Русские по приезде в Индию всегда чувствуют на себе неподдельную силу эмоциональной комплиментарности – русских здесь и любят, и уважают, и ценят за ту помощь, которая была оказана в XX веке полунищей постколониальной стране, с трудом поднимавшейся на ноги.

На этом фоне удручает мизерный торговый баланс и достаточно скромный масштаб туристического обмена между Россией и Индией. В следующем месяце в Индии ждут торговую делегацию из России, которая попытается исправить положение и создать условия для выполнения задания, поставленного президентом Путиным, – роста торгового оборота не менее чем на 30% в год. Что же касается туризма, то на сегодня порядка 85% отдыхающих из России отправляются на пляжные курорты Гоа на западе Индии (бывшая португальская колония). Между тем, потенциально огромный интерес в России может представлять культурно-ориентированный туризм в Индии, поскольку трудно найти страну с таким обилием и разнообразием исторических памятников и культурных ценностей. Есть еще одно недооцененное направление взаимодействия: индийские студенты высоко ценят возможности российского высшего образования, привлекательность которого с советских времен все еще не утрачена.

26 января, после того как накануне были завершены основные деловые переговоры, наступил день торжеств. Его кульминацией стал парад на улице Раджпат, главным гостем на котором стал президент Путин. К трибунам два президента – Владимир Путин и Абдул Калам – подъехали на одном автомобиле в сопровождении кавалерийского эскорта.

С легкой руки журналиста Колесникова, по российским СМИ прошел очевидно неверный штрих: дескать, президент скучал на делийском параде. Однако, этот парад – редкое по зрелищности мероприятие, на котором заскучать было бы мудрено. В тот же день на торжественном приеме в посольстве России Владимир Путин отметил, что ему очень понравился парад в честь Дня Республики и добавил, что он впервые присутствует на подобном мероприятии.

Важным элементом парада было участие в нем российской военной техники. Боевые вертолеты Ми-17, открывая торжества, осыпали зрителей цветочным дождем, закрывали же парад самолeты Су-30 МКИ. В ходе демонстрации по Раджпату последовательно прошли российские танки, БМП, крылатые ракеты «Брамос». Эстетика российских вооружений была обрамлена красочной индийской эстетикой: кавалерией на верблюдах, нарядными слонами, элитными воинскими частями, одетыми в чрезвычайно пеструю форму. Действо в Дели напоминало и советские демонстрации трудящихся: по Раджпату прошли платформы от каждого индийского штата, иллюстрирующие достижения индийской экономики, культуры, образования, социального развития.

 

НАУЧНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ДИАЛОГ

26 января Владимир Путин вручил государственные награды – ордена Дружбы – индийским общественным и политическим деятелям. Он также участвовал в награждении Джагдиша Капура, сопредседателя форума «Диалог цивилизаций», международной премией Андрея Первозванного.

В этой связи следует отметить, что форум «Диалог цивилизаций», проводящий уже несколько лет международные конференции и научно-общественные мозговые штурмы на разных площадках, выдвинул в качестве основной задачи формирование обновленной глобальной инфраструктуры подготовки и выработки решений, в которой возросло бы значение стран, не входящих в «большую восьмерку». Одним из основных мероприятий, призванных сопровождать визит Путина в гуманитарной сфере, стала конференция, организованная форумом «Диалог цивилизаций» и делийским Университетом им. Джевахарлала Неру и проходившая 24-25 января.

К повестке дня конференции «Национальное развитие в условиях глобальной интеграции» российская сторона предложила концепцию «трансевразийских коридоров развития» как стратегию формирования нового технопромышленного уклада. Акцент при этом делается на цивилизационном аспекте взаимодействия, поскольку при создании «коридоров развития» с реальной научно-образовательной и инновационно-промышленной инфраструктурой от диалога субконтинентов необходимо будет перейти к определенному выравниванию уровня развития институтов, формирующих эту инфраструктуру. В противном случае система стран-участников не сможет полноценно сложиться и коридоры развития не состоятся. По мысли авторов концепции, Россия как преемник СССР имеет опыт «институционального трансферта» – переноса в неосвоенные регионы институтов науки, образования промышленности. Поэтому, не говоря даже о геополитическом и географическом положении, России отводится ключевая роль в инициировании «коридоров развития», которые соединили бы между собой Север и Юг Евразии, а также Западную Европу с дальневосточными центрами развития.

Среди выступавших деятелей индийского академического сообщества многие являются адептами коммунистических и социалистических идей, которые пользуются большой популярностью в индийском обществе. В одном из наиболее ярких выступлений – речи профессора Бамбри – содержался риторический вопрос: «Где та Россия, которая вдохновляла многие нации и государства на борьбу за равенство людей, за социальную справедливость? Мы не видим этой России».

Другим лейтмотивом в выступлениях индийских экспертов был дисбаланс в развитии евразийского сотрудничества крупных держав: в частности, явный перекос в торговых и энергетических связях России в пользу Китая и в ущерб Индии. Говорилось также и о том, что Россия призвана провозгласить собственную международную идеологию, альтернативную той, что предлагается либеральными мыслителями и политиками Запада. Так или иначе, как левые, так и консервативно ориентированные выступающие с индийской стороны сошлись на том, что после крушения советской социалистической идеи на международном уровне образовался вакуум, который пока остается незаполненным. Внятного ответа на этот запрос с российской стороны не прозвучало.

Отчасти искупая этот дефицит идеологии, президент Форума «Диалог цивилизаций» и руководитель ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин, выступая на конференции, отметил: «Своей целью мы ставим задачу воспрепятствовать эксплуатации духовно-культурного фактора в неблагородных целях. Мы стремимся сохранить пристальное и чуткое внимание к живым духовным традициям представителей разных цивилизаций, найти связь между абстрактным и конкретным, между метафизикой и социальной практикой». Отвечая на вопрос из зала одного из индийских гостей конференции, Якунин подчеркнул, что усилия по расширению взаимодействия России с Индией пока явно недостаточны, к тому же они наталкиваются на серьезные препятствия внутри российской элиты. Тем не менее, сдвиг в нужном направлении, отвечающем интересам обеих держав, происходит.


Количество показов: 5338
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100