RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

31.01.2007

Алексей Чичкин

НОРВЕГИИ – МОЖНО, РОССИИ – НЕЛЬЗЯ?

Главный конкурент РФ на европейских газовых рынках не собирается подписывать Энергетическую хартию

С 30 января начинает действовать резолюция Комиссии Европейского Союза по энергетике, принятая в «разгар» российско-белорусского нефтегазотранзитного спора, и предписывающая постепенно сокращать импорт российских нефти и газа через Белоруссию, замещая эти поставки «импортом из других стран в обход белорусского транзита». При этом Комиссия ЕС по энергетике обещает для стран, вступивших в ЕС в 2005-2007 годах, трех- или даже пятилетнее 30-35%-ное субсидирование цен, по которым нефть и газ будут импортироваться из новых стран-поставщиков минуя Белоруссию.

От России же в очередной раз требуют ратификации Европейской энергетической хартии (ЕЭХ) и прекращения «политизации» торговли энергоносителями, выражающейся в предоставлении ценовых преференций отдельным ее участникам. Таким образом, Москва и Минск одинаково оказались в проигрыше. Кому же достанутся бонусы?

Реальным и практически единственным конкурентом на европейском газовом рынке России пока является только Норвегия, которая с 2006 года вновь начала вести переговоры о строительстве ответвлений от скандинавско-германских газопроводов в Польшу и страны Балтии (такие переговоры велись в 2000-2005 годах). Напомним, что Норвегия сегодня обеспечивает, в среднем, 20% ежегодных поставок природного газа в Европу. Великобритания и Германия – одни из крупнейших европейских газопотребителей – ныне получают, соответственно 22% и 25% потребляемого ими природного газа по системе, состоящей из пяти трубопроводов, начинающихся в норвежских секторах Северного и Норвежского морей. Доля Дании и Швеции еще выше – соответственно 47% и 63%. Кроме того, Норвегия покрывает сегодня почти 15% германских потребностей в нефти. Вдобавок, через Германию и Великобританию норвежский, а в перспективе и датский газ (с соседнего с норвежским сектора Северного моря) устремятся через Люксембург и Бельгию, по трубопроводам во Францию, Швейцарию, Австрию и Чехию: этот проект намечено реализовать к 2012-2014 годам. Недавние же договоренности крупнейших норвежских нефтегазовых компаний Statoil и Norsk Hydro о совместной добывающей, трубопроводной и экспортной стратегии позволяют предположить долговременные нефтегазоэкспортные планы Норвегии в Европе.

В настоящее время ЕС считает Осло своим самым надежным газоэкспортным партнером – и это несмотря на то, что Норвегия принадлежит к числу стран, которые не подписали Энергетической хартию. В 1991 году норвежцы согласились лишь на «ассоциированное участие» в соглашении, предполагающем «следование общим принципам», изложенным в этом документе. Никаких конкретных обязательств Норвегия на себя не брала.

Статус ассоциированного участника Хартии позволяет договариваться с импортерами и транзитными странами на любых условиях, что исключает воздействие на эти стороны транснациональных структур. Плюс к тому, ассоциированная с ЕЭХ страна не обязана (в отличие от страны-ратификатора) открывать отрасли своей энергетики, включая трубопроводную, для иностранного участия и вводить рекомендуемые извне энерготранзитные тарифы и правила транзита энергопродуктов. Ассоциированный участник ЕЭХ не обязан также раскрывать подробную информацию о национальных энергетических ресурсах, экспортно-импортных «энергоконтрактах», мощностях по их переработке, внутреннем энергопотреблении и «энергопоставляющих» коммуникациях.

«Хартия чрезвычайно выгодна странам-импортерам, но опасна с точки зрения национального суверенитета для стран – постащиков энергопродуктов и для транзитных государств», – заявила еще в 1991 году тогдашний премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брутланд. Курс на сохранение энергоэкспортной независимости от ЕС Норвегия (страна, не состоящая в Евросоюзе и желающая туда вступать), проводит и до сих пор. Отметим также, что к числу ассоциированных участников ЕЭХ принадлежит и еще один крупный поставщик газа на европейский рынок – Алжир.

Норвегия, как мы уже говорили, не является членом Евросоюза и входит в куда менее известную «альтернативную» европейскую систему – созданную еще в начале 1960-х годов Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). Ее главными партнерами в рамках этой организации выступают Швейцария и Исландия. Туда входят также Лихтенштейн, Сан-Марино, датские автономии Гренландия и Фареры и европейский регион Турции. С ЕАСТ ассоциированы также не участвующие в евровалютной зоне Великобритания, Швеция и Дания.

Они могут торговать с членами этого блока как участники ЕАСТ по взаимно согласованным ценам, по бартеру и в национальных валютах. Поэтому Норвегия продает свои энергопродукты странам-членам и ассоциированным участникам ЕАСТ ниже мировых цен. По ценам же вне ЕАСТ норвежский газ только на 5-11% дешевле российского и примерно на столько же – алжирского.

Как известно, по поводу возведения «Нордстрима» – Северо-Европейского газопровода, который «Газпром» вместе с германскими партнерами будет строить по дну Балтийского моря, раздута настоящая истерия: «защитники окружающей среды» из Швеции, стран Балтии и, естественно, Польши предрекают ужасную экологическую катастрофу.

А вот газопроводы в Северном и Норвежском морях, по которым норвежское «голубое топливо» идет в Британию, никогда не вызывали у «экологической общественности» никаких опасений. Удивительным образом европейские «зеленые» не обеспокоены последствиями Второй мировой войны в этих морях, где были потоплены и пропали без вести, по норвежским и шведским оценкам, свыше 1400 военных и гражданских кораблей и где на дне лежат тонны не разорвавшихся снарядов, бомб, торпед и мин.

Таким образом, с точки зрения Еврокомиссии, Норвегии «можно» все то, что не позволено России. Норвегия может позволить себе не подписывать Энергетическую хартию, продавать свой газ по сниженным ценам членам ЕАСТ и странам, ассоциированным с ней, прокладывать газопроводы по дну моря, которое в годы Второй мировой войны буквально «кипело» от взрывов. С точки зрения Брюсселя, во всем этом нет ничего, что могло бы стать поводом для беспокойства. В отношении же России европейское сообщество пытается применять иные стандарты – и очень удивляется тому, что мы считаем их несправедливым.


Количество показов: 4955
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100