RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

02.02.2007

Максим Калашников

НОВЫЕ ИЕРОГЛИФЫ «ЗВЕЗДНЫХ ВОЙН»

Китай бросает вызов космическому господству Америки

В январе КНР удивила весь мир очередной сенсацией – успешным уничтожением спутника-мишени китайской ракетой средней дальности. Цель была поражена на высоте 865 км над планетой. Таким образом, китайцы не на словах, а на деле пошли по пути противостояния американским планам милитаризации космоса. Они осмелились сделать то, на что не решился СССР в середине 80-х годов.

СКОРЕЕ ПРАВДА, ЧЕМ ПРОПАГАНДА

Москва устами главы Минобороны Сергея Иванова поспешила заявить, что Китай блефует в пропагандистских целях, что технических возможностей для создания противоспутниковых ракет у Пекина нет. Обман, связанный с новыми видами оружия, нередко успешно использовался в войнах. Скажем, гитлеровцы, дабы сломить волю французов, незадолго до начала Второй мировой демонстрировали им опытный сверхскоростной истребитель Хе-112. Мол, такое чудо-оружие у нас скоро будет летать тысячами. На самом же деле самолет в серию не пошел. Китайцам же блефовать рекомендуют даже древние трактаты по военному делу – достаточно вспомнить каноны стратегии великого Сунь-Цзы, который любил говаривать, что война – путь обмана.

Однако считать случившееся просто «психической атакой» нельзя. Конечно, пропагандистский элемент испытания налицо: сбили свой собственный спутник с хорошо известной траекторией полета. Но факт попадания в крошечную цель на огромном расстоянии говорит сам за себя. Мы не знаем всех подробностей, ибо Китай держит их в строжайшем секрете, однако элементарная техническая логика говорит – ракета несла на себе либо аппарат-истребитель в головной части, либо уникальную головку самонаведения, сумевшую в космосе захватить цель и направить к ней ракету. Ведь с земли управлять реактивным снарядом, бьющим по спутнику, можно только грубо, примерно.

Аналоги успешных перехватов спутников уже были: в Советском Союзе и США. С 1970 по 1983 год мы провели ряд успешных испытаний с уничтожением орбитальных целей. Роль истребителя играл аппарат ИС (истребитель спутников), нагонявший жертвы по более низкой орбите и расправлявшийся с ними двумя способами. Первоначально – взрываясь сам и разбивая мишень снопом осколков (вариант «космическая шрапнель»). Затем ИС получил ракеты класса «космос-космос» и стал воевать, как боевой самолет. Американцы же летом 1985 года успешно испытали ракету АСАТ, которая, срываясь из-под крыла тяжелого высотного истребителя, сбивала сателлит на низкой орбите.

С тех пор минуло много лет, за которые электроника и компьютеры сделали головокружительные шаги вперед по части миниатюризации и быстродействия. Не будет ничего удивительного в том, что китайцам удалось сделать сверхумную головку самонаведения для космических сражений. Потому к случившемуся стоит отнестись самым внимательным образом.

 

АСИММЕТРИЧНЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ ОТВЕТ

Зачем Китай это делает – понятно. Сегодня все четче проступают очертания будущего конфликта между старой, слабеющей сверхдержавой – США и новой, поднимающейся – КНР. Вне всякого сомнения, он развернется и в военной сфере. А война в нынешнем веке просто немыслима без борьбы за околоземное пространство. Так же, как в 30-е годы нельзя было всерьез рассчитывать на победу, не установив господства в воздухе. США обладают подавляющим превосходством над Китаем в области ракетно-ядерных, воздушно-космических, морских вооружений. Но вся их мощь зиждится на космосе и спутниковых системах. Разведка, обмен данными, наведение высокоточного оружия, точное определение координат – все это американские космические системы. ВВС США, получая спутники непрерывного радарного наблюдения за воздухом, земной и морской поверхностью, де-факто превращаются в ВКС, Военно-космические силы. Развертываемая американская противоракетная оборона также завязана на космос. Сегодняшняя военная стратегия США носит сетевой характер. Боевые действия должны вести множество распределенных в пространстве боевых единиц: самолетов, вертолетов, беспилотных аппаратов, кораблей, танков и БМП, артиллерийских батарей и сухопутных подвижных соединений, которые видят общую картину боя и обмениваются друг с другом информацией в режиме реального времени. Кто все это обеспечивает? Опять-таки спутниковые группировки.

Нанеси тяжелые удары по спутникам США – и американские войска уподобятся библейскому богатырю Самсону, что лишился своей силы, когда ему остригли волосы.

 

КИТАЙ НЕ ПОВТОРЯЕТ ОШИБОК ГОРБАЧЕВА

В конце 2006 года США нагло заявили, что отказываются от любых договоров, ограничивающих свободу их действий в космосе, объявив о своем праве сбивать и инспектировать подозрительные для них орбитальные объекты. И вот перед нами ответ Китая на эти «немирные инициативы» Вашингтона. Впрочем, еще 27 июня 2002 г. Китай совместно с РФ, Вьетнамом, Индонезией, Белоруссией, Зимбабве и Сирией представил в ООН рабочий документ, направленный на запрещение развертывания вооружений в космическом пространстве. Однако Пекин явно не рассчитывает только на силу дипломатии. Мол, мы-то люди мирные, но бронепоезд на запасном пути в данном случае не помешает. Особенно если милитаризация околоземного пространства уже пошла полным ходом. Пекин считает развертывание противоспутниковых систем и космической ПРО неизбежной перспективой. И он к ней усиленно готовится.

Пальба ракетой по спутнику – только часть китайской военно-космической программы. КНР создает маневрирующие микроспутники, способные сближаться с космическими аппаратами противника, либо уничтожая их тараном, либо ставя электронные помехи. Китайцы явно увлеклись задачей уничтожения американских спутниковых группировок – как нынешних, так и будущих. Что там планируют в Вашингтоне? Возродить планы создания «космического щита» в виде небольших спутников-охотников за баллистическими ракетами и в виде двенадцати боевых лазерных платформ на орбите? А в КНР Академия исследований космических технологий создает спутники-паразиты. Они как раз и предназначены для атак на космические станции, лазеры космического базирования или другие КА. Не нужна никакая взрывчатка – орбитальный паразит может как бы случайно столкнуться с огромным, сверхдорогим аппаратом противника, напрочь выведя его из строя.

Другая тема – мощные китайские лазеры. В своем ежегодном докладе Конгрессу США Пентагон в 2006 г. сообщил о том, что китайцы создают не только современные межконтинентальные ракеты, но и сильные лазерные установки для ослепления и уничтожения космических аппаратов. Они уже четыре раза облучали американские спутники мощным лазерным локатором – так же, как в 1984-м советский лазерный локатор установки «Терра» в Сары-Шагане «мазнул» по кораблю-шаттлу американцев. Но если СССР после бурных протестов Вашингтона более не повторял сей фокус, то китайцы останавливаться не собираются. Мощные поток энергии лазера можно использовать не только для физического уничтожения (оплавления) спутника, но и для его ослепления – вывода из строя его оптических и радиотехнических систем. А если учесть, что огромную роль в космической разведке США играют четыре спутника типа «Ки Хоул» с совершенной оптикой, то сами видите, на что непрозрачно намекают из Пекина.

Бросается в глаза то, что китайцы продолжают военно-космические дела Советского Союза. Спутники-убийцы, лазеры – все это делалось у нас вплоть до конца 1980-х годов. НПО «Астрофизика» занималось лазерными пушками и локаторами, практически закончив работы над «Скифом-Д» – орбитальным боевых кораблем с лазерным орудием. ЦНИИ «Комета» совершенствовал систему ИС. В планах СССР было создание эскадрилий самолетов МиГ-31М с противоспутниковыми ракетами и разработка миниатюрных боевых спутников. Когда президент США Рейган в 1983-м выдвинул программу «звездных войн» (космической противоракетной обороны), он рассчитывал на то, что русские не выдержат гонки, ибо у них и экономика слабовата, и технологически они отстают. Но факты говорят об обратном: СССР мог спокойно принять вызов Америки и добиться ее полного поражения в космической программе вооружений за счет применения недорогих, но эффективных способов уничтожения орбитальных систем.

Верхи СССР, однако, не приняли вызов – ибо давно планировали сдачу страны на милость Запада. Китай не повторяет ошибки Горбачева. Он принимает космический бой, рассчитывая на победу в нем. В этом для китайцев есть резон: программы космических вооружений сослужат роль сильного ускорителя научно-промышленного развития их страны. Хотя военный бюджет КНР примерно в пятнадцать раз меньше американского, разумная организация плановой экономики Китая позволяет ему выдерживать гонку. Учтем также, что у китайцев нет таких ненужных затрат, как выплаты дивидендов акционерам и взяток чиновникам.

 

ВОЕННЫЙ АВИАПРОМ КИТАЯ НАРАЩИВАЕТ ОБОРОТЫ

В свете всего вышесказанного стоит внимательно присмотреться к развитию китайского авиастроения. Россия в конце 2006 г. предложила Китаю принять участие в разработке истребителя пятого поколения. Об этом заявил на авиасалоне China Airshow 2006 в Чжухае А. Денисов – заместитель руководителя Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству. Китайцы пока думают, а Индия уже согласилась принять участие в совместной программе создания подобного истребителя.

Авиапромышленность КНР, по мнению экспертов, пока не в состоянии самостоятельно создать самолет такого рода. Оговоримся: пока! Еще недавно она производила клоны старых советских самолетов МиГ-19 (истребители второго поколения). Однако самолетостроение Китая также идет вперед. Обратим внимание на одну деталь: если в РФ все, способное что-то делать в авиапроме, собрали в одну ОАК-монополию (Объединенную авиастроительную корпорацию), то китайцы сделали разумнее. Они стянули свою авиастроительную индустрию в две государственные корпорации: так, чтобы не было застойного монополизма, чтобы сохранялась здоровая конкуренция между конструкторами и промышленниками. В отличие от РФ, у китайцев уже есть опыт совместных программ по созданию современных боевых самолетов. Например, вместе с Пакистаном они построили истребитель-бомбардировщик FC-1.

Только за 2003 г. состоялись первые полеты пятнадцати (!) новых моделей самолетов военного и гражданского назначения. Прошел успешные испытания истребитель Xiaolong FC-1 (машина, которую относят к промежуточной стадии, между третьим и четвертым поколениями). Завершена разработка учебного самолета высшего класса Shanying, которая вывела технологии Китая по разработке и изготовлению учебных самолетов на новый уровень. Взлетел и турбовентиляторный самолет для внутренних авиалиний ЕRJ-145 – совместная разработка второго объединения авиационной промышленности КНР и Компании авиационной промышленности Бразилии. Начались испытания вертолетов Zhi 11МB-1 и Zhi 9Н-425 и самолета Xiaoying-500, разработанных вторым объединением авиационной промышленности.

Китай получил бесценный опыт, разрабатывая свой истребитель J-10 (проект 8810), начав программу еще с участием Израиля. Огромную подпитку авиапромышленности дала покупка у РФ лицензии на производство машин типа Су-27. Еще несколько лет – и китайцы сумеют реально, а не на словах, взяться за создание суперсамолета – боевого комплекса ХХI века.

 

СОВЕТСКОЕ НАСЛЕДСТВО ДОСТАЛОСЬ ПЕКИНУ

Секрет впечатляющих успехов Китая в аэрокосмическом комплексе ясен. Он – в сохранении сильного, великого государства, в четкости работы государственного аппарата, который периодически очищается от коррупционеров. КНР смогла создать сильную экономику, где рынок сочетается с мощным плановым принципом и большими государственными вложениями в приоритетные национальные программы. Да, по всем канонам западных либеральных экономистов-фундаменталистов Китай должен отставать. Еще бы: в нем нет демократии, разделения властей и свободы слова, приватизации госпредприятий, частной собственности на землю, олигархов. По этим позициям, конечно же, КНР сильно уступает РФ. Но факт налицо: Китай вот-вот станет первой экономикой мира, а РФ пока все сильнее отстает в научно-техническом и промышленном планах.

Создав работоспособную и сильную систему, Китай смог правильно воспользоваться развалом Советского Союза. Все самые ценные технологии, разработки и светлые умы оказались купленными и востребованы Китаем. Пока РФ уничтожала высокотехнологичную сферу, КНР извлекала из обломков великой советской техноцивилизации все, что может пригодиться. И в нынешнее время в военной науке Китая, по разным оценкам, работает от полутора до двух тысяч классных специалистов из оборонного комплекса СССР. Операция «Пылесос» стала еще выгоднее для Китая, если учесть, сколько Советский Союз в последние годы своего существования вложил в передовые космические, авиационные, электронные, биологические и прочие технологии. Только отдача от сих вложений должна была наступить в 90-е годы, а новорожденная «беловежская Россия» все это выбросила из себя, оставила абсолютно невостребованным. Чем китайцы умело воспользовались.

И вот сегодня, вобрав в себя советское наследство, китайцы бросают вызов американской сверхдержаве. Китай уверенно занимает место Советского Союза в мировой игре сил.

 

КИТАЙСКИЙ ВЫЗОВ КАСАЕТСЯ И НАС

Что в этих условиях делать России? Слабых в нынешнем немилосердном мире бьют, причем крепко и без жалости. Ведь перспектива того, что китайцы с американцами станут спорить о том, чьими протекторатами будут Восточная Сибирь и Приморье – не так уж и фантастична.

Сегодня РФ нельзя ничего не делать, повторяя красивые слова о том, что мы, дескать, принципиально против вывода оружия в космос. Ни от чего это нас не спасет. Необходимо принимать свою, русскую программу космических вооружений. Но, увы, наши политики и чиновники ограничиваются только возмущенными словами. Они напоминают тех, кто в начале ХХ века, глядя на первые аэропланы, ратовал против войны в воздухе как таковой. Ну, и чем кончились те протесты?

Что мы имеем на сегодня? Систему истребителей спутников, законсервированную в 1983 году и нынче нуждающуюся в большой модернизации. Законсервированную с конца 80-х программу противоспутниковых ракет. Прекращенные примерно в то же время исследования по перспективным космическим вооружениям. Едва-едва теплящиеся работы по боевым лазерам на НПО «Астрофизика», в концерне «Алмаз-Антей» и АНТК «Союз». Свернутые разработки по перспективным авиакосмическим системам. Уничтоженную орбитальную станцию «Мир» – прообраз базы для четырех орбитальных штурмовиков – и практически никакого будущего для отечественных орбитальных станций. Ведущиеся при мизерном финансировании работы по созданию микро- и наноспутников, распределенных спутников-роев – технологий двойного назначения завтрашнего дня. (Они идут в ЦНИИ машиностроения, в РКК «Энергия», в НПО «Орион», в Институте машиноведения Академии наук.) С трудом идущее создание первого, пилотного района воздушно-космической обороны (Москва и Подмосковье). Изрядно побитую авиапромышленность.

Важнейшие оборонно-космические программы осуществляются в рамках русско-белорусского Союзного государства («Космос-СГ»). Фактически, это – восстановление советских цепочек кооперации. В стадии разработки была другая важнейшая для космоса программа – «Нанотехнологии-СГ». Но теперь из-за нефти и газа отношения с Минском – на грани разрыва.

Если власти РФ хотят сохранить оборонную конкурентоспособность страны, то должны немедленно принять программу развития космических оборонных систем. Но это невозможно без ряда сопутствующих шагов: формирования Национальной инновационной системы и новой плановой экономики, без выдвижения системы реальных нацпроектов развития. А это потребует чистки госаппарата, создания сильного механизма подбора и подготовки кадров, формирования проектных команд. Словом, коренного преобразования нынешней РФ.

Вопрос в том, сможет ли сделать подобное российский истеблишмент, привыкший все делать лишь из корысти, из жажды личного обогащения. Вот это – вопрос из вопросов!


Количество показов: 4474
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100