RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

05.02.2007

Роман Багдасаров

УСПЕХ ИЛИ БЕССМЕРТИЕ?

Поможет ли введение Дня Героев вернуть нашему обществу уважение к подвигу?

Принятие Государственной Думой законопроекта о Дне Героев Отечества не вызвало ни бурного одобрения, ни дискуссий. Даже политизированная прослойка, заводящаяся всякий раз, когда речь идет о 4-м ноября, не проявила к 9-му декабря ни малейшего интереса. Значит ли это, что День Героев Отечества – кабинетный выкидыш законотворчества или его игнорирование скрывает более опасный общественный недуг?

Если остановить прохожего и спросить, как он относится к Филиппу Киркорову и Ксении Собчак, то мы получим гамму эмоций. Если же назвать имена Александра Сергеева, Тимура Сиразетдинова или Алексея Ширяева, то кроме вопросительного знака на лице, ждать иной реакции бесполезно. Дело в том, что последние три – Герои России, а многие ли смогут назвать хотя бы два имени из этого числа? Между тем, героев после 1991 года не стало меньше: их более четырехсот. Каждый третий награжден посмертно.

Майор внутренней службы Сергеев погиб во время бунта заключенных в ИТК-5 в июне 94-го. Бандиты захватили пятерых заложников в медчасти колонии. Возглавляя группу, Сергеев первым ворвался в захваченное помещение. Он сразу застрелил одного преступника, но второй, схватив гранату, спрятался за заложницу. Сергееву пришлось бороться с ним врукопашную, и женщину удалось освободить. Однако граната все равно разорвалась в руках бандита. Сергеев получил смертельное ранение и, не приходя в сознание, скончался в больнице.

Неоднократно награжденный за мужество, капитан Сиразетдинов погиб в 2000 году во время боев за село Комсомольское, закрыв собой командира отряда.

В боях за то же село погиб лейтенант Ширяев. Он не раздумывая, кинулся на гранату, чтобы спасти товарищей.

Независимо от осуждения-одобрения, любой школьник всегда готов перечислить имена олигархов, киноакадемиков, участников реалити-шоу «Дом-2». Ступор возникает, когда переходишь к экипажу погибшего «Курска» или участникам антитерростических операций: тут разве что доктора Рошаля вспомнят… При желании имена героев можно найти, но они не любимы страницами газет или журналов, тем более телеэфиром или биографическими книгами. Выискивать информацию о совершивших подвиг смешно, но человек желающий знать о героях современной России, оказывается именно в таком печальном положении. Чтобы добиться цели, он должен прилагать специальные усилия.

Возникает впечатление, что подвиги лежат вне зоны жизненных интересов нашего социума, и если это действительно так, то его здоровье вызывает самые серьезные опасения. Героический культ это один из тех элементов современного сознания, который за тысячелетия не претерпел сущностных изменений, ибо его эффективность никогда не вызывала сомнений. Разумеется, в тех странах, которые пекутся о памяти основ и заботятся о грядущем. Достаточно привести примеры США, государств Латинской Америки или Франции.

Почитание героев унаследовано нашей цивилизацией от Древней Эллады. В отличие от культа мертвых, почести героям не просто обеспечивали благоволение предков, но соединяли живущих с божественным началом. Выражая свободную волю, подвиг уравнивал героя с небожителями, и потому его почитание служило естественным регулятором нравственности. Присутствие высшего начала, мораль и установленный порядок соединялись в культе героя, служа лучшим аккумулятором социальной активности. Всякий свободный гражданин являлся героем в потенции. Без героев не могли существовать ни демократическая Спарта, ни афинский олигархат, ни македонская монархия.

Вокруг бюстов и статуй греческих героев пространство особым образом структурировалось, побуждая приходящих к глубокому размышлению. Медитация в подобных местах убеждала в высоте собственно человеческого предназначения. Вот почему мы не обнаруживаем конфликта между первыми христианами и античным культом героев. В то же время жития изобилуют описаниями борьбы мучеников с поклонением богам: Зевсу, Артемиде, Аполлону…

Героический императив был безошибочно опознан в Евангелии, провозгласившем: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Этот призыв был хорошо понятен не только в Средиземноморье, но и в горах Кавказа, среди лесов Германии, на берегах славянских рек. Несмотря на атеистические препоны, этот императив без изменений перешел в советскую эпоху. Он принадлежит коренным основам любого общества. Sine qua non, то без чего нет. Иначе общество ожидает смерть.

Если обратиться к международному опыту, то мы увидим ультимативное превознесение национальных героев (тех, кто вошел в историю) и всенародное уважение к героям здравствующим. Говоря о последних, стоит прежде всего обратить внимание не на их материальное благосостояние или льготы, а на статус «социальной иконы». Излишне опасаться, что героизация подвига приведет к идолопоклонству. Культ героя, в отличие от поклонения кумирам эстрады или экрана, не замыкается на его личности, а развернут по направлению к «обычным» людям. Те просто не могут стоять ниже, потому что ради них герой жертвует собой. Он олицетворяет отдающее, жертвенное начало, а если над чем и возвышается, то над заповедями потребительства.

Отсюда такие проблемы с отношением к героизму в нашем обществе. Весь ельцинский период правдами и неправдами насаждался культ успеха. Так пытались воспитывать нынешних карьеристов, мечущихся между коучингом и кабинетом психиатра, содрогающихся от намека на собственное «лузерство». Отечественные либералы поспешили приписать героику к идеологии тоталитаризма. Однако, подавляя личность, тоталитарное мышление естественно подавляет ее свободное волеизъявление, а без него невозможен подвиг. На гранату животом по приказу не падают.

Никакая благотворительность и пожертвования (которые являются атрибутом большого бизнес-успеха) не смогут заменить самопожертвования. Миллиардер делится излишками; герой жертвует последним и единственным. Это очень разные вещи, и если без благотворительных акций страна может обойтись, то без людей готовых проливать за нее кровь – нет.

Герои последних пятнадцати лет оказались в положении, которого еще никогда не было в истории России.

Рискуя жизнью во имя Отчизны, герой вправе рассчитывать на посмертное признание, иначе его подвиг обессмысливается. Ведь суть героизма не в чисто функциональном действии, но в вечной памяти сограждан и потомков. В его подвиге вся их жизнь, весь социальный строй обретает высшую правду. Память же героя надолго переживает его физическое тело, что является единственной, реально существующей формой бессмертия.

Парадоксальным образом, настаивая на том, что главной мотивацией жизни должно выступать не служение, а признание, либеральные идеологи предали забвению сотни героев, искупивших своими жизнями чудовищные последствия их правления. Введение Дня Героев – долгожданный знак того, что эти жертвы были принесены не напрасно.


Количество показов: 5491
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100