RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

06.02.2007

Алексей Балиев, Евгений Васильчук

«КОНФЕТА» ДЛЯ СААКАШВИЛИ

США и Евросоюз предоставят Грузии экономические преференции

Третьего февраля начаты официальные переговоры Грузии с США и Евросоюзом о создании зон свободной торговли, что будет означать ассоциацию Грузии с ЕС и с НАФТой – Североамериканской зоной свободной торговли (США, Канада, Мексика). По данным грузинского МИДа и директората программы ЕС «Друзья-соседи», такие переговоры завершатся не позже апреля 2007 года и сулят Грузии множество внешнеэкономических преференций, схожих с теми, что имеют страны, ассоциированные с ЕС и НАФТой.

Как заявил недавно в Брюсселе государственный министр Грузии по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Георгий Барамидзе, «сегодня благодаря целенаправленной работе мы уже достигли таких результатов, что нашей стране нетрудно будет получить положительную оценку со стороны экспертов Евросоюза по режиму свободной торговли».

Неофициальные переговоры Тбилиси с Вашингтоном и Брюсселем о свободной торговле идут с 2005 года, предстоящее же вступление Грузии в Совет министров обороны стран Юго-Восточной Европы (RPMonitor писал ранее о деятельности этого, по сути дела, военного блока и его «ретроспективе»), можно сказать, подвигли Запад на более быстрое сближение с режимом Саакашвили.

Характерно также, что программа ЕС «Друзья-соседи» включает, помимо прочих участников, и Белоруссию.

Напомним, что статус ассоциированных членов Евросоюза предполагает получение целого ряда преференций, среди которых – возможность сбыта своих товаров и услуг по демпинговым или завышенным ценам, расширенные квоты на сбыт главных экспортных товаров, постоянное увеличение «евроинвестиций» в согласованные с ассоциированной страной отрасли и/или проекты, периодическое списание/зачитывание части внешнего долга ассоциированной страны, предоставление специальных льготных кредитов для укрепления нацвалюты, приближения социальных, экологических и т.п. стандартов в ассоциированной стране к «среднему» уровню региона ЕС, низкие цены на экспорт в ассоциированную страну товаров/услуг из региона ЕС.

Институт ассоциированных с ЕС стран провозглашен в 1973 г. в Ломе, столице Того, когда около 40 стран и тогдашние страны – члены Евросоюза обменялись упомянутыми и смежными преференциями. В 1975 году ассоциированных с ЕС стран стало 55, а к 2007 году – почти 80. Главным образом, это бывшие колонии и протектораты европейских метрополий, среди которых крупные государства экспортеры нефти и газа: Алжир, Ливия, Нигерия, Габон, Индонезия, Бруней, Тринидад и Тобаго. При этом вопросы экономического сотрудничества зачастую никак не увязываются с политической ориентацией режима – к примеру, Ливия несмотря на многолетнюю политическую конфронтацию почти со всеми странами – членами ЕС, ассоциирована с Евросоюзом с 1973 года и пользуется всеми вышеупомянутыми преференциями (в том числе колоссальными «еврокапиталовложениями» в развитие добычи нефти, газа, их переработки в самой Ливии, строительства новых трубопроводов, нефтегазоэкспортных терминалов). Отметим, что отрасли по сжижению газа и нефтегазохимии в Алжире, Ливии, Тунисе сегодня развиваются именно благодаря преимуществам ассоциированного статуса этих стран в ЕС. Например, «западных» инвестиций в ливийскую нефтегазопереработку за 1987–2005 годы поступило почти впятеро больше, чем в российскую, хотя и вдвое меньше, чем в алжирскую.

Принципиально важно, что именно в канун нового раунда переговоров России с Грузией начаты «легальные» переговоры о ее экономической ассоциации с США с Евросоюзом. И, отметим, ведутся они на фоне «консервации» диалога ЕС-РФ по новому комплексному соглашению, в том числе по таможенно-экономическому режиму отношений между Евросоюзом и Калининградской областью.

Ассоциация Евросоюза и США с Грузией, по мнению многих аналитиков, создает новый канал проникновения товаров из Северной Америки, ЕС и экономически ассоциированных с ним стран в бывший СССР. Одновременно это попытка ограничить экономическую и военно-политическую активность России в Закавказье и, шире, в Черноморском и Каспийском регионах (по некоторым данным, число стран, ассоциированных с ЕС и США, пополнится вскоре другими участниками ГУАМа, прежде всего – Азербайджаном и Молдовой). При этом сооружение Транскаспийского газопровода в обход РФ, развитие мощностей нефтепроводов Баку–Тбилиси–Эрзурум–Джейхан, Баку–Тбилиси–Батуми с ответвлением к Поти, строительство нефтеэкспортных терминалов в Батуми и Поти тоже получат всевозможную поддержку со стороны США и ЕС в рамках преференций для стран, ассоциированных с ЕС и НАФТА.

Грузинский аналитик Миха Гаранадзе (Кутаисский Институт этно-политических исследований) высказал авторам этих строк предположение, что ассоциация Грузии с США и ЕС, по очевидным причинам, делает партнерство с Тбилиси более привлекательным для Абхазии и Южной Осетии, что, в перспективе, может отразиться и на их геополитическом позиционировании. Политолог считает, что адекватным ответом могла бы стать зона свободной торговли России с Закавказьем, а в более широком контексте – новая закавказская доктрина России, нацеленная, в частности, на компромиссное урегулирование региональных конфликтов при посредничестве РФ.


Количество показов: 3832
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100