RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

08.02.2007

Максим Калашников

МЕГАПРОЕКТ «НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА»

Сможет ли Россия эффективно распорядиться своим научным потенциалом?

Высокопоставленные лица уже много лет внушают нам, что вот еще совсем немного – и РФ начнет развиваться по высокотехнологично-инновационному пути, после чего наше благосостояние не будет больше зависеть от мировых цен на нефть. Однако годы идут – и все остается по-прежнему, и мы продолжаем с плохо скрываемым волнением изучать биржевые котировки «черного золота».

Что делать? Наш тезис таков: чтобы переход страны к «экономике знаний», на рельсы здорового развития действительно состоялся, государство должно взяться за еще один нацпроект – создание Национальной инновационной системы (НИС).

 

ТРЕВОЖНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ

Когда слышишь рассуждения госчиновников о скором скачке в инновационное царство, поневоле вспоминается начало 1980-х. Тогда брежневское руководство также буквально каждый день вещало народу о предстоящем рывке Советского Союза на новый уровень научно-технической революции, об интенсификации производства и росте экономичности, о грандиозных планах роботизации производства и компьютеризации всего, что только можно. Однако процесс шел тогда слишком медленно, не принося результатов, которые можно было предъявить обществу.

Не кончатся ли нынешние заклинания на темы инновационного развития чем-то похожим? Тогда мы потеряли Советский Союз. Сегодня мы рискуем потерять уже Российскую Федерацию.

Скажем откровенно, что эти исторические параллели – удручают. Как и в начале 80-х, сегодня страна втягивается в «холодную войну» с Западом, но зависит от цен на энергоносители гораздо сильнее, чем индустриально и технологически развитый Советский Союз. Так же, как и советские правители, верхи РФ пока не могут превратить огромный научный потенциал Отечества в мощный фактор развития. Опять наша судьба зависит от того, сможем ли мы решить опаснейшие проблемы: энергетики, жилищно-коммунальных систем и доступного жилья, здравоохранения и демографии, обороноспособности, повышения уровня и качества жизни граждан. Только теперь эти проблемы – на порядок острее, чем в СССР, и решать их придется при гораздо меньшем «запасе прочности» страны.

Если РФ не хочет повторить судьбы СССР, нам пора переходить от слов делу. И будем помнить о том, что для последнего роковым стало падение мировых цен на нефть летом 1985 года, ставшее результатом сговора США и Саудовской Аравии.

 

НАУКА ПОД УГРОЗОЙ «НИЗШИХ ФОРМ»

Давайте возьмем для примера Подмосковье – регион, поистине уникальный по насыщенности своей наукоградами и академическими научными центрами. Вот где, по логике вещей, должен возникнуть очаг инновационного развития. Отлично развитая инфраструктура, близость столицы с ее огромными капиталами и потребностями, беспрецедентная концентрация интеллекта, «хайтека» и фундаментальных исследований – таково наследие СССР в московском регионе. Здесь расположены Дубна (атомная физика), Королев (космические технологии), Химки (двигателестроительный «Энергомаш» и конструкторское бюро имени Лавочкина), Реутов (спутникостроение), Долгопрудный (всемирно известный Физтех), Коломна (ракетостроение), Фрязино (один из центров электронной промышленности, где сегодня планируется создать Центр развития нанотехнологий), Юбилейный (там размещается знаменитый НИИ космических систем и планируется создание еще одного нанотехнологического центра), Климовск (точное машиностроение).

В Московской области действуют три научных центра Академии наук. Черноголовка – складывающийся технополис (там разивается технология обработки материалов взрывами, новейшие способы нефтепереработки и физическая химия). В Троицке ведутся исследования по лазерной и ядерной тематике. В Пущино культивируются биотехнологии, и, как утверждают многие эксперты, оно способно превратиться в центр отечественной фармакологической корпорации, опирающейся на фундаментальные исследования. Здесь можно удовлетворить потребности РФ в лекарствах на 30-40%, вышибая с рынка импортные аналоги, стоящие в три-четыре раза дороже.

По сути дела, Подмосковье – это потенциальный «инновационный Урал», этакий «высокотехнологичный Рур». Однако в реальности его мощности едва загружены, наукограды балансируют на грани выживания и просят помощи, исследования финансируются скверно и идут вразнобой.

Основная же проблема состоит в том, что продукт, создаваемый исследователями, не находит спроса внутри РФ. Все время оказывается, что либо «нет денег», либо то же самое уже закупается за рубежом на связанные кредиты. Есть и третий фактор – чисто коррупционный по своей природе. Например, русские ученые предлагают счетчики расхода воды по ценам, которые в несколько раз дешевле, чем иностранные аналоги. А городские власти отказываются их закупать, потому как чем больше тратится денег из бюджета – тем больше процент теневых отчислений тех чиновников, что распоряжаются казенными средствами.

Очевидно, что в рамках экономической модели, созданной в РФ в 90-е годы (модели криминально-коррупционного, колониально-сырьевого либерализма) у научных центров будущего нет. Более того, уже сейчас научный потенциал Подмосковья находится под угрозой уничтожения «низшими формами» бизнеса. Ведь все центры «экономики знаний», которые были созданы еще во времена СССР, расположены, как правило, вблизи узлов коммуникаций, среди развитой инфраструктуры, зачастую – построены среди живописной природы, близ рек и т.д. Кроме того, они обладают приличными земельными наделами. Сегодня все это – желанная добыча для строительных компаний, девелоперов и дельцов в сфере недвижимости. Им выгоднее добиться закрытия того или иного научного центра, после чего снести его здания, а территорию использовать под строительство вилл, развлекательных центров, гольф- или яхт-клубов для нуворишей.

Порой подобные вещи творятся даже.... под знаменем инновационного развития! Скажем, в ядерно-лазерном Троицке под эгидой Министерства связи создается обширный (20 гектаров!) парк для развития информационных технологий. Но ведь это то же самое, что начать производство лекарств среди оружейников Климовска! Зато земля отчуждается, начинается строительство офисной недвижимости...

 

ТУПИК БЕСПРОЕКТНОСТИ

Для перехода на инновационную траекторию нужно выстраивать совершенно новую политику, напрочь отказываясь от практики 90-х и начала 2000-х годов. Ибо о каком инновационном развитии можно говорить, если нынешнее государство по-прежнему беспроектно? Если оно не культивирует научный потенциал, а отдает его судьбу на откуп либералам-фундаменталистам, считающим, что «все должен делать рынок»?

Пока в РФ ученым предлагается два способа найти деньги на реализацию своих планов. Во-первых, направиться в организуемые государством центры трансфера (перевода) технологий за рубеж, то есть найти покупателя для плодов своих разработок в Европе, США, Китае, Японии (к чему это приведет, объяснять не надо: государство само выдавливает ученых за рубеж, тем самым работая на укрепление всех экономик мира, кроме отечественной). Во-вторых, исследователям указывают на венчурные фонды. Давайте, мол, составляйте бизнес-планы, приглашайте специалистов, например, из PriceWaterHouseCoopers за какие-то 200 тысяч долларов для написания необходимых обоснований – и, может быть, тогда вам дадут финансирование.

В итоге перспективные команды исследователей из РФ больше не могут выносить всю эту канитель и при первой возможности уезжают работать в США и иные зарубежные страны, где им обеспечиваются сносные условия для профессиональной реализации. Те, кто остаются, вынуждены барахтаться, работать вслепую – не зная, будет ли востребована их работа.

Государство в РФ упорно не хочет применить третий способ замкнуть инновационный цикл – проектный. В его рамках сама власть четко ставит перед наукой задачи, обеспечивая под них серьезное финансирование. При этом каждый системообразующий проект втягивает в себя множество научных направлений, порождает новые отрасли промышленности, а фактически – новые технологические миры. Скажем, в СССР роль мощнейших ускорителей развития страны сыграли ядерный и ракетно-космический проекты. Вместе же они формируют НИС – Национальную инновационную систему.

 

НУЖНА КОНЦЕНТРАЦИЯ РЕСУРСОВ

В нынешних условиях такими системообразующими проектами в РФ могли бы стать, например, «Альтернативная энергетика», «Новое жилищно-коммунальное хозяйство», «Чистая вода». В рамках каждого можно будет посмотреть, что из разработок имеется в стране по обозначенным темам. Сделав подобное, возможно выделить головные организации, объединить усилия исследователей из разных институтов, фирм и университетов.

Если запустить эти системообразующие проекты, то научная общественность быстро увидит и поймет: работать можно уже не «на корзину», не «в стол». А написать нужные бумаги и совершить необходимые бизнес-расчеты государство должно помочь ученым само, ибо исследователь не может (и не должен) заниматься совершенно несвойственным ему делом.

Чтобы Россия смогла выжить в меняющемся мире, ей надо разработать и запустить еще один общегосударственный проект: создание Национальной инновационной системы (НИС). Все остальное будет только полумерами, паллиативом. Не будет такого нацпроекта – можно распрощаться с надеждами на инновационный прорыв в стране, а все речи по поводу его скорого начала – сдать в макулатуру.

США не случайно считают одним из своих главных достижений ХХ столетия создание мощнейшей инновационной системы, о некоторых элементах которой мы уже говорили на нашем ресурсе.

В России же пока никакой целостной Национальной инновационной системы не существует. Управление инновационным развитием «раздергано» по разным ведомствам: отчасти им занимается Минэкономразвития, отчасти – Минсвязи, отчасти – Минобразования и науки. Ничего хорошего из этого не выходит – ведь, как известно, у семи нянек дитя без глазу.

Оговоримся сразу: в одной статье невозможно обрисовать гипотетическую русскую НИС во всех необходимых подробностях. Ее создание должно стать плодом «коллективного разума», а не итогом чьих-то отдельных умствований или чиновничьего произвола. Однако было бы вполне разумно срочно начать дискуссию по поводу нового национального проекта по образу и подобий тех партийных дебатов, что вели коммунисты в 1920-1930-х годах, обозначив уже сейчас главные темы для обсуждения.

 

ОТ КЛАСТЕРОВ – К БЛАСТЕРАМ

Прежде всего, в нашей НИС должна быть идеально отлаженная организационная часть, и это касается не только постановки задач и управления процессом. Не выйдет толку, если в «голове» не будет «фабрик мысли», работающих на выработку прогнозов развития техники и технологий, на отслеживание долгосрочных тенденций.

Кроме того, НИС необходимы структуры по отбору и экспертизе предложений ученых и некий банк данных, где собираются сведения о ведущихся в стране исследованиях и разработках, – чтобы исследователи контактировали друг с другом и знали, кто чем занимается.

Создавая НИС, нам следует также опереться на совершенно новую для нас инновационную философию – философию первопроходцев. Сейчас вы, предлагая нечто совершенно новое, рискуете нарваться на отказ в финансировании. «Этого не делают в Соединенных Штатах? Значит, и нам того не нужно!» – заявляют чиновники ученым, предлагающим необычное и смелое решение.

Но ведь это же верх абсурда! Очевидно, что у нас сегодня нет привычных путей развития и, чтобы быть конкурентоспособными, нам нужно создавать то, чего еще нет в целом мире! Бессмысленно, к примеру, рваться в те рыночные ниши, что уже заняты, например, Китаем. Телевизоры и аудиосистемы мы никогда не сможем делать лучше и дешевле, чем южные соседи.

Элементарный здравый смысл подсказывает возможные направления порыва. Это – новые типы транспорта и связи, уникальные технологии жизнеобеспечения для жилья и домостроения, перспективные интеллектуальные системы (искусственный интеллект), а может быть – и новая операционная система для компьютеров.

Нужно прорываться там, где мы особенно сильны благодаря историческому советскому опыту, конкретно – в системных решениях. Нам сложно конкурировать на рынке потребительских товаров – мы не умеет делать унитазы! Зато русские способны создать принципиально новую энергосистему или многоразовый космический носитель.

Сегодняшний мир одержим идеей кластеров, то есть образований, складывающихся вокруг успешного рыночного продукта. Скажем, делает кто-то отличную клюшку для гольфа – и во всем мире ее покупают. Вокруг товара собирается комплекс из бизнеса (капитал и организация), производства и исследователей-разработчиков.

Кластер строится вокруг уже известных продуктов. Мы же можем создавать бластеры – конгломераты бизнеса, индустрии и науки вокруг товаров, аналогов которых в мире еще нет. Действуя в этом ключе, мы сможем выйти на траекторию не «догоняющего» Запад развития (гарантирующего непреодолимую отсталость), а на путь «развития с опережением» (с перспективой возвращения в клуб стран – мировых лидеров).

Если этого не будет сделано, русские рискуют быстро превратиться в отсталую нацию, которую, по известному выражению Сталина, станут жестоко бить именно за ее отсталость

 

СИСТЕМА ЗАЩИТЫ

Создание НИС подразумевает и активную оборону от сил, стремящихся полностью уничтожить русскую науку и технологическую культуру России. Не нужно страдать излишним благодушием – сегодня РФ, пережившая разгром 90-х годов, по-прежнему остается для окружающего мира не субъектом развития, а объектом эксплуатации. Сейчас нашу страну все кому не лень используют в интересах собственного развития – пользуясь тем, как она бездарно выплескивает в мир и деньги, и разработки, и людей с хорошими мозгами.

С возникновением сильной НИС положение должно измениться в корне. Как только у русских начнут развиваться современные промышленность и наука, едва лишь пойдет внедрение прорывных инноваций, как РФ, подобно гигантскому пылесосу, начнет втягивать в себя людей и ресурсы из окружающего мира. Наши конкуренты это отлично понимают, и они совсем не хотят изменения нынешнего порядка вещей, боятся появления сильных русских игроков на их поле. Оттого на Западе, задающем сегодня тон инновационному процессу во всем мире, совсем не нужно формирование НИС в России.

Отдадим себе отчет – наши конкуренты сделают все, чтобы нам помешать, и в своих подрывных планах неизбежно будут опираться на содействие «пятой колонны» внутри РФ, на те силы и группировки, что привыкли делать бизнес на деградации нашей страны и расхищении ее богатств.

Мы должны понимать, что на разрушение нашего научного потенциала будут мобилизованы самые различные силы – от коррумпированных чиновников и прозападных политиков до «охотников за недвижимостью» и строительно-спекулятивных группировок.

Уже сегодня западные корпорации стараются вывезти из РФ лучших специалистов, поставить под контроль важнейшие разработки и ключевые высокотехнологичные предприятия, «задавить» опасных соперников на тех рынках, где они способны с ними конкурировать (например, на фармацевтическом). А стремление представителей наукоградов и академических центров самостоятельно, без чиновников, собраться и выработать общую политику, наталкивается на идущие с разных сторон попытки чиновничества сорвать процесс самоорганизации ученых. Поэтому еще одним из принципов работы нашей Национальной инновационной системы должна стать эффективная система защиты и самого мегапроекта, и отечественных научно-технологических центров от посягательств сил деградации и диверсий зарубежных корпораций и спецслужб стран-конкурентов.


Количество показов: 3651
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100