RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

09.02.2007

Ярослав Бутаков

ТУРЕЦКИЙ МАРШ В ЗАКАВКАЗЬЕ

Анкара привяжет к себе Тбилиси и Баку новой железной дорогой

В среду 7 февраля президент Грузии М. Саакашвили, президент Азербайджана И. Алиев и премьер-министр Турции Р. Эрдоган подписали в Тбилиси рамочное соглашение о строительстве железнодорожной магистрали Карс–Ахалкалаки–Тбилиси–Баку. Строительство намечается начать в мае этого года и завершить в 2010 году.

Правильнее было бы говорить о «транспортном железнодорожном коридоре» на этом направлении. Собственно, построить предстоит только соединительный путь длиной 98 км по горной местности между Карсом (Турция) и Ахалкалаки. Из них 68 км пройдут по турецкой территории и 30 км по грузинской. Остальные участки магистрали уже существуют (Тбилиси–Баку с 1883 года) и нуждаются лишь в модернизации разной степени.

Вообще-то, железная дорога между этой частью Турции и Закавказьем существовала давно. В 1899 году было завершено строительство ветки Тбилиси–Карс (этот город находился тогда в составе России), продолженной накануне Первой мировой войны до Сарыкамыша на тогдашней границе с Османской Империей.

После потрясений 1914-1921 гг. граница между Советской Арменией и Турцией перерезала эту железную дорогу, поскольку Карская область отошла к Турции. Тем не менее, магистраль продолжала функционировать. Турки со своей стороны выстроили линию от Эрзурума до Сарыкамыша, и по этому транспортному коридору до Второй мировой войны шло довольно оживленное движение между СССР и Турцией (Кемаль Ататюрк был одним из первых, кто официально признал советское государство).

Сюда же в августе 1941 года с двух сторон подошли спецэшелоны с подлежащими взаимному обмену дипломатами и работниками посольств СССР и Германии.

Для чего понадобилось прокладывать еще сотню верст рельсового пути? Ведь существующая дорога не предполагает нового дорогостоящего строительства. Мало того, что линия Карс–Гюмры–Тбилиси–Баку готова для сквозного движения и нуждается лишь в частичной модернизации, эта дорога километров на 200 в общей сложности сокращает путь между конечными точками маршрута. Но дело в том, что эта дорога проходит через армянскую территорию. Следовательно, данный проект направлен, помимо прочего, на транспортную изоляцию Армении – единственного на данный момент российского союзника в регионе.

Переговоры по дороге Карс–Ахалкалаки–Тбилиси–Баку начались еще во время заседания Смешанной комиссии по транспорту между Турцией и Грузией, состоявшегося 26-29 июля 1993 года в Анкаре. 14 ноября 2004 года на Конференции министров транспорта в Баку, созванной по инициативе Европейской комиссии, Турция, Грузия и Азербайджан подписали совместную декларацию о важности и региональном характере проекта, который должен играть существенную роль в обеспечении соединения трансазиатских и трансъевропейских железнодорожных путей.

Проектируемая дорога считается составной железнодорожной линией транспортного коридора Европа–Кавказ–Азия (ТРАСЕКА). Или, как образно назвал его на встрече в Тбилиси нынешний премьер Турции, «Железного Шелкового пути». Про историческую аналогию вспомнил и Саакашвили, тоже назвавший магистраль «современной версией Великого Шелкового пути», которая должна произвести «геополитический и геоэкономический переворот в регионе».

Проект ТРАСЕКА или «Нового Шелкового пути» лоббировался как США, так и ЕС с целью максимальной изоляции России от крупных транспортных потоков в регионе. Правда, изоляция Армении в планы Запада не входила. Но когда проект задумывался, в разгаре был армяно-азербайджанский конфликт. С его переводом в латентную стадию идея транспортного коридора не поблекла, но напротив, приобрела новое, более широкое обоснование.

Необходимым условием существования ТРАСЕКА или «Нового Шелкового пути» является активное участие в проекте Китая, а также Казахстана. В настоящее время объем товарооборота по этому еще недостроенному пути составляет 700 млрд долларов, а к 2010 году, по оценкам экспертов, должен возрасти до 1 трлн долл. При этом половина оборота приходится на долю Китая.

В конце июля прошлого года в Астане состоялась встреча министров транспорта Азербайджана, Грузии, Казахстана и Турции и заместителя министра железных дорог Китая. На встрече отмечалось, что поддержка проекта Китаем и Казахстаном «ускорит сроки строительства и дальнейшей эксплуатации новой соединительной линии и сделает проект экономически высокорентабельным». Китай и Казахстан проявляют заинтересованность в новом проекте. В частности, Казахстан на той же встрече министров взял на себя предварительное обязательство направлять по новой дороге до 10 млн тонн грузов в год.

Правда, есть сомнения в способности довести объем грузоперевозок по магистрали до рентабельных величин. В конец 90-х годов в рамках того же проекта ТРАСЕКА осуществлялись контейнерные железнодорожные перевозки по маршруту Достык (на китайско-казахстанской границе) – Алма-Ата – Актау – Каспийское море (на пароме) – Баку – Тбилиси – Поти. Однако такие перевозки пока остаются эпизодическим явлением демонстрационного характера.

Отличие нового проекта от предыдущего состоит в том, что к нему в качестве главного участника подключилась Турция. Решение о создании новой магистрали можно считать большим политическим успехом Турции в укреплении своих позиций как региональной державы по двум основным параметрам.

Во-первых, Турция (и с нею ее партнеры по проекту) проигнорировала давление со стороны США, под влиянием армянского лобби запретивших финансовым организациям кредитовать данный проект. Турция и Азербайджан уже выразили готовность финансировать строительство коридора из собственных средств. Одновременно они рассчитывают на активное участие в нем Китая и всеми силами стараются привлечь его капиталы. Но главное, что Турция проявила готовность действовать в региональных проектах исключительно в собственных интересах без оглядки на Вашингтон.

Во-вторых, Анкара сумела привязать Грузию к проекту, завязанному на Турцию. Это удалось, несмотря на негативное отношение США к инициативе и, казалось бы, безраздельно проамериканскую ориентацию Грузии (стало быть, уже не безраздельную). Ведь путь от Достыка до Поти предоставлял грузинам больше экономических выгод, чем нынешний проект.

Турция географически – вообще лишнее звено в ТРАСЕКА. То, что она к этому пути подключилась как важная составная часть, есть следствие целенаправленных политических усилий этого государства.

Однако у успехов Анкары есть и оборотная сторона. Возможность заинтересовать в проекте Армению сознательно отброшена инициаторами. В этой ситуации Еревану ничего не остается, как продолжать ориентироваться на Россию. Турецко-азербайджано-грузинская инициатива может оказаться минусом в планах Запада по «перетягиванию» Армении из сферы российского влияния и полной изоляции РФ в Закавказье.

Интересно, что в Ереване, будучи поставлены перед давно готовившимся фактом, не делают трагедии из случившегося. Министр иностранных дел Армении В. Осканян заявил, что Грузия остается для его страны важнейшим стратегическим партнером. Факт участия Грузии в строительстве обходного транспортного коридора не повлияет, сказал министр, на качество армяно-грузинских отношений. Что стоит за этими словами? Возможно, в Армении еще надеются, что западные страны, побуждаемые давлением армянского лобби, смогут повлиять на позицию Грузии.

Для России осуществление ТРАСЕКА в новом формате может представлять собой очередную мелкую неприятность, но не более. Пока, без явной активности Китая, строительство дороги выглядит проблематичным с финансовой точки зрения. Далее, как мы видели, встанет проблема наполняемости грузопотока.

С другой стороны, а так ли уж данный проект невыгоден для России в случае осуществления? Ведь его можно рассматривать и как один из маршрутов российского экспорта/импорта в Турцию и страны Ближнего Востока. Следует серьезно рассмотреть возможность для России участвовать в строительстве магистрали в качестве хотя бы миноритарного акционера.

Государствам Закавказья должно быть ясно, что, несмотря на явное стремление изолировать РФ от крупных транснациональных проектов в регионе, Россия все равно будет туда стремиться. И если проект, реализуемый без нашего участия, столкнется с обозначенными выше значительными трудностями, шансы РФ использовать его в своих интересах будут только возрастать.


Количество показов: 4720
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100