RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

09.02.2007

Алексей Чичкин

КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ АНТАРКТИДА?

Материк, открытый русскими мореходами, «дрейфует» к официальному разделу своей территории

ОТКРЫТИЕ «НЕИЗВЕСТНОЙ ЗЕМЛИ»

В июле 1819 года из Кронштадта вышли два российских шлюпа – «Восток», капитаном которого был Фаддей Беллинсгаузен, и «Мирный» – под командованием лейтенанта Михаила Лазарева. За плечами обоих офицеров было по кругосветному путешествию. Им предписывалось как можно ближе подойти к Южному полюсу, проверить верность карт и «открыть неизвестные земли». Через четыре месяца, после пополнения провизии в порту Рио-де-Жанейро, экспедиция взяла курс на «Сандвичеву землю», которую первым обнаружил еще Кук. Из-за непогоды тот был вынужден отступить, назвав эти места «страшным югом». Беллинсгаузену и Лазареву удалось на 37 верст пройти дальше и точнее изучить «Сандвичеву землю», оказавшуюся не островом, как думал Кук, а рядом островов.

15 января 1820 года российская экспедиция впервые пересекла Южный полярный круг. На следующий день с «Мирного» и «Востока» увидели на горизонте берег, состоящий из бугристых нагромождений льдов. Исследователи занесли все, что увидели, на карту, но туман и снег помешали определить, что там, за льдами. Именно этот день, 16 января 1820 года, стали считать днем открытия Антарктиды. Территориальные же права в этом регионе Россия не объявила, как, впрочем, и на многие восточно- и южнотихоокеанские острова, тоже открытые россиянами.

 

СОВЕТСКАЯ «КОЛОНИЗАЦИЯ» АНТАРКТИДЫ

Новый поход к антарктическим берегам русские корабли осуществили только 130 лет спустя. В середине января 1953 года президиумами ЦК КПСС и союзного Совмина было принято секретное решение снарядить советскую экспедицию в Антарктиду и установить там постоянные объекты. В международном аспекте было решено наладить сотрудничество с «перонистской» Аргентиной – в том числе и для того, чтобы контролировать южный (т.е. приантарктический) проход между Атлантикой и Тихим океаном. На март-апрель 1953 года, как свидетельствуют архивы, была назначена встреча Сталина с Х.Д. Пероном, который планировал на тот период официальные визиты в Скандинавию и Восточную Европу.

В 1955 году СССР начал мирное «завоевание» Антарктиды. Первыми к материку в декабре 1955 года вышли моряки-северяне : экспедиция располагалась на построенных в Голландии дизель-электроходах «Обь» и «Лена», находившихся в составе управления арктического флота Северного морского пароходства. Возглавлял первопроходцев знаменитый полярник Михаил Сомов, получивший звание Героя Советского Союза за прежнюю работу на станции «Северный полюс-2». Приняв на борт группу гидрографов и полярников, погрузив в трюмы и на палубу стройматериалы, топливо, оборудование, авиатехнику, медикаменты и провиант, «Обь» ушла к южному континенту. 5 января 1956 года этот дизель-электроход достиг его берегов. Затем экипаж судна, члены экспедиции приступили к строительству первой советской станции «Мирный».

Период 1956-1960 гг. был эпохой массированного проникновения советских полярников в Антарктиду. Однако из-за начавшейся конфронтации СССР с Китаем, нарастанием «внутрисоветских» социально-экономических (вынужденная девальвация рубля в 1961 г., резкое удорожание продуктов питания и т.п.) и национальных проблем, а также в связи с резким ухудшением советско-американских отношений (Куба; полет Пауэрса в 1960-м) ситуация изменилась.

Кроме того, еще в конце 1959 года Хрущев на закрытом совещании по военным вопросам в Ленинграде заявил, что стране придется отказаться от планов трансформации в великую морскую державу, «взлелеянных на амбициях Сталина». Есть, дескать, более неотложные и приоритетные задачи – освоение космоса, развитие баллистического и лазерного оружия, атомной энергетики. Тогда началось сокращение советского ВМФ, особенно Черноморского и Каспийского, причем некоторые сверхсовременные военные корабли СССР просто дарились некоторым развивающимся странам и даже «титовской» Югославии.

Отказ СССР от «морских амбиций» также сказался на судьбе Антарктиды. Н.С. Хрущев резко сократил финансирование антарктических программ и был вынужден был согласиться на Договор 1961 года о равных возможностях всех стран в Антарктике.

 

АНТАРКТИДУ РАЗДЕЛЯТ БЕЗ НАС?

По данным Минрегионразвития РФ и других источников, за 1955-2006 гг. в Антарткиде в составе отечественных антарктических экспедиций (первая состоялась в 1955-1956 гг.) работали более 17 тысяч 320 полярников. Сейчас на этом континенте постоянно действуют четыре российские полярные станции: «Восток» (наиболее приближенная к Южному Плюсу), «Новолазаревская», «Прогресс» и «Беллинсгаузен» – и одна сезонная полевая база – «Дружная-4». Заметим, что в 1980-х годах наших объектов в Антарктиде было вдвое больше : восемь постоянных станций и три – сезонные.

На этом фоне число станций других государств не только не сокращается, но с каждым годом возрастает. Сейчас их общее количество в Антарктиде – тридцать, из которых по семь – у Норвегии и Великобритании, по четыре – у США и Франции, по две – у Австралии, ЮАР и Аргентины, по одной – у Чили и Новой Зеландии. В ближайшее время Новая Зеландия, Аргентина, Чили планируют открыть в Антарктиде еще по одной новой станции. Собственную станцию собирается создать также Уругвай.

При этом многие страны уже объявляют антарктические территории и близлежащие акватории зонами своих интересов. В частности, в ноябре прошлого года о своих правах на остров Буве, находящийся вблизи материка, а также на большую часть прилегающей к нему акватории побережья Антарктиды (до 70% площади примыкающей к о. Буве Земли Королевы Мод) снова заявила Норвегия. Напомним, что еще в 1908 году Осло провозгласил идею превращения Норвегии в «державу на обоих полюсах». Первая же норвежская экспедиция к Южному полюсу в тот период дала повод этой стране еще в 1916 году предъявить территориальные претензии на сухопутно-водный «коридор» от Южного Полюса, включая сам Полюс, до острова Буве.

Помимо острова Буве вблизи антарктических акваторий расположены и другие острова, принадлежащие участникам будущего торга за ресурсы Антарктиды, – Принца Эдуарда (ЮАР), Сандвичевы, Оркнейские, Фолклендские, Южная Георгия (Великобритания), Кергелен, Сент-Поль, Ньив-Амстердам, Круазе, Петра I (Франция) и др.

Эти острова, с правовой точки зрения, «прикрывают» антарктические интересы владеющих ими стран. Активность мировых держав в этом направлении понятна – ресурсная начинка этих недр Антарктики, особенно нефтегазовая, по своим колоссальным объемам не идет ни в какое сравнение с другими континентами. Ресурсы же эти, подчеркнем, пока «ничьи», ибо официальных межгосударственных разделов Антарктики еще не происходило.

 

АНТАРКТИЧЕСКИЕ АППЕТИТЫ

Однако сегодня возможность раздела Антарктиды и окончательного выдавливания оттуда России облегчаются прекращением действия международного договора об Антарктиде. Этот документ, вступивший в силу в 1961 году, провозглашал экономическое равноправие в Антарктиде каждой из стран-участниц и юридическое равноправие их граждан на этом континенте. Предписывался также отказ от территориального раздела материка и размещения там войск, военных и т.п. объектов, однако разрешался национальный суверенитет исследовательских станций. Впрочем, сам договор содержал многозначительную оговорку – «ничто, содержащееся в настоящем Договоре, не должно толковаться как отказ любой из Договаривающихся Сторон от ранее заявленных прав или претензий на территориальный суверенитет в Антарктике».

Сегодня договор формально действует, ибо официально его никто пока не денонсировал. Кроме того, в 1991 г. В Мадриде был подписан Протокол по охране окружающей среды Антарктики, объявивший ее всемирным природным заповедником.

На июнь 2005 года к Протоколу присоединились 45 государств (Россия, Австралия, Аргентина, Бельгия, Болгария, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Испания, Италия, КНР, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Перу, Польша, США, Украина, Уругвай, Финляндия, Франция, Чили, Швеция, Эквадор, ЮАР, Южная Корея, Япония). Однако четких указаний на то, что территориальные разделы материка неправомерны, в мадридском протоколе также нет.

В силу этих причин процесс «тихой колонизации» идет полным ходом. К примеру, Великобритания вновь заявляет о своих правах на свободную в основном ото льдов срединную Антарктиду с выходом к стратегическому проливу Дрейка вблизи Атлантики. Напомним, что у примыкающих к этому региону островов (Фолклендские, Сандвичевы, Оркнейские, Южная Георгия) Великобритания летом 1982 года разгромила аргентинские войска. Напомним, что их акватории содержат значительные запасы газа и нефти.

Австралия и Новая Зеландия претендуют на 65% тихоокеанской Антарктиды. Почти 25% тихоокеанской Антарктиды и еще почти треть Антарктического континента, прилегающих к бассейну Индийского океана, объявлено территорией и зоной интересов Франции, остальные две трети считают «своими» те же Австралия, Новая Зеландия и ЮАР.

Обладательницей почти трети территории материка – от Земли Королевы Мод до Южного – считает себя Норвегия (ее сектор – по соседству с антарктическими зонами Великобритании и ЮАР). А Южный Полюс считают частью своей территории Аргентина и Чили, провозгласившие своими антарктические коридоры-«полоски» – географические продолжения острова Огненная Земля. Кроме того, эти страны (вместе США) претендуют почти на треть «британских владений на материке».

Недавнее обнаружение в центральной части Антарктиды колоссальных ресурсов пресной воды (вместе с уже разведанными ресурсами нефти, газа редкоземельных металлов, ртути, марганца, графита, сланцев) наверняка подогреет аппетиты потенциальных участников ее раздела.

Характерно, что совокупный объем финансирования иностранных антарктических станций за 2005-2006 годы увеличился, в целом, более чем вчетверо. Сегодня они, в большинстве своем, стали центрами зарубежных бизнес-экспедиций и, одновременно, сверхсовременными разведывательными базами.

Финансирования же российских станций в Антарктиде явно недостаточно для выполнения подобных задач.

В итоге Антарктида, почти два века тому назад открытая российскими мореплавателями, фактически «дрейфует» к официальному разделу своей территории, а также обширных и стратегически значимых акваторий. При этом шансы РФ получить при таком разделе свою «долю» сегодня, мягко говоря, невелики.


Количество показов: 13429
Рейтинг:  3.1
(Голосов: 3, Рейтинг: 3.1)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100