RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

16.02.2007

Андрей Казанцев

ТУРКМЕНИЯ: ПРОГНОЗ БУДУЩЕГО

От «культа вождя» страна движется к «классическому» авторитаризму и власти клановой олигархии

Прошедшая утром 14 февраля 2007 г. инаугурация Гурбангулы Бердымухаммедова открыла новую страницу в жизни этого государства. Это событие – серьезный повод для того, чтобы проанализировать не только сам ход президентских выборов, но и возможные последствия избрания нового президента для внутриполитической и внешнеполитической жизни Туркменистана.

 

ПРЕДЫСТОРИЯ. СИЛОВОЙ ПЕРЕВОРОТ ИЛИ ЕСТЕСТВЕННАЯ ПЕРЕДАЧА ВЛАСТИ?

Режим пожизненного президента Туркменистана Сапармурата Ниязова (Туркменбаши) выглядел абсолютно монолитно, однако все в нем было связано с личностью одного человека. По официальному сообщению, Туркменбаши скончался в ночь с 20 на 21 декабря 2006 года от внезапной остановки сердца.

Существуют версии о насильственном характере этой смерти. Практически ни один эксперт в мире не имел достоверной информации о жизни при «дворе» Ниязова. Поэтому ни доказать, ни опровергнуть эту версию невозможно. В то же время, фигурирующая в российских СМИ версия о том, что Туркменбаши «убили американцы, чтобы прибрать к рукам туркменский газ и таким образом ударить по России как «энергетической сверхдержаве», явно является «уткой».

В Конституции Туркменистана на момент смерти президента говорилось: «Если Президент по тем или иным причинам не может исполнять свои обязанности, впредь до избрания нового Президента его полномочия переходят к Председателю Меджлиса. Выборы Президента в этом случае должны быть проведены не позже двух месяцев со дня перехода его полномочий к Председателю Меджлиса. Лицо, исполняющее обязанности Президента Туркменистана, не может баллотироваться кандидатом в Президенты». (Конституция Туркменистана, гл. 2, ст. 60). Исполняющим обязанности президента, не имеющим права участвовать в выборах, должен был стать, таким образом, председатель Меджлиса (Парламента) Овезгельды Атаев.

Туркменский парламент состоит из 50 депутатов, избираемых сроком на пять лет. Он контролируется высшим представительным органом республики – Народным советом (Халк Маслахаты, аналог Съезда народных депутатов) из 2507 человек, членами которого являются также и все депутаты парламента. В сфере исключительной компетенции туркменского парламента находятся вопросы уголовного и административного законодательства, а также судопроизводства.

Овезгельды Атаев был достаточно существенным звеном туркменской политико-административной элиты. С 1989 года он работал судьей Верховного суда Туркменистана. В 1999 году был назначен председателем Верховного суда (позднее Казыета). 13 ноября 2002 года избран на пост председателя парламента.

Для понимания того, что произошло дальше, следует учесть одно важное обстоятельство. Приведенные выше конституционные нормы абсолютно не соответствовали сути политического режима, сложившегося в Туркменистане при Туркменбаши. Этот режим вообще не был связан никакой законностью. Высшая власть была абсолютна. Ее носитель был объявлен пророком и чудотворцем. Такую власть нельзя получить «временно», а потом уступить. Человек, оказавшийся на вершине пирамиды власти хотя бы на короткое время, автоматически стал бы преемником Туркменбаши, вне зависимости от конституционных норм.

Поэтому на совместном заседании Государственного совета безопасности и Правительства страны 21 декабря было принято решение воздержаться от назначения Атаева на пост и. о. президента. Основанием послужило то, что Генеральная прокуратура возбудила против него уголовное дело. Атаев был арестован, а временно исполняющим обязанности президента Туркменистана стал вице-премьер Гурбангулы Бердымухаммедов.

22 декабря 2006 года депутаты Меджлиса на срочно созванном внеочередном заседании освободили Атаева от занимаемой должности руководителя парламента страны. Его обвинили в злоупотреблении служебным положением, грубом нарушении конституционных прав граждан Туркменистана и проявлении родоплеменной розни. Атаев вместе с женой якобы довел невесту своего пасынка, принадлежащую к другому туркменскому племени, до попытки самоубийства и попытался скрыть этот факт. По официальной версии, решение об отставке Атаева было принято депутатами после того, как генеральный прокурор страны Мухамметгулы Огшуков продемонстрировал им видеозапись от 26 сентября 2006 года, – в тот день Ниязов вызвал Атаева для «беседы», в которой также приняли участие члены правительства и руководители силовых структур.

Ключевую роль в смещении Атаева сыграл, как мы уже отмечали выше, Совет национальной безопасности. Этот орган стал играть важную роль в жизни страны после странного (некоторые эксперты считают его инсценированным) покушения на Ниязова 25 ноября 2002 г. Ведущую роль в Совете, по некоторым данным, играет в настоящее время Акмурад Реджепов (начальник президентской охраны). По словам Байрама Шихмурадова, лидера оппозиционной Республиканской партии Туркменистана, «под его командованием целая армия, которая охраняла не только Туркменбаши, но и основные государственные объекты, сопровождала президента во всех его поездках. Более того, генералу Реджепову удалось расставить своих людей на ключевые посты во все силовые структуры. Минобороны и МВД сейчас возглавляют не кадровые военные и милиционеры, а бывшие сотрудники личной охраны Ниязова».

26 декабря, на заседании срочно созванного XVIII Халк Маслахаты в Конституцию Туркменистана были внесены четыре изменения, которые позволили временно исполняющему обязанности президента Гурбангулы Бердымухаммедову участвовать в президентских выборах. Ключевыми из них были отмена положения о том, что и. о. президента не может баллотироваться на эту должность, а также снижение возрастного ценза до нужного Бердымухаммедову уровня (он был на 1 год моложе необходимого возраста в 50 лет).

Противники теории «силового переворота» указывают на то, что в реальности Бердымухаммедов был в последние годы правления Туркменбаши вторым лицом в официальной государственной иерархии. В Туркменистане посты президента и председателя правительства совмещены, поэтому единственный вице-премьер является его естественным заместителем. В реальности он и замещал Туркменбаши, скажем, на саммитах СНГ. Поэтому его приход к власти абсолютно закономерен по логике сложившейся в Туркменистане политической системы.

Изменения, внесенные в туркменскую Конституцию, также наделили большими полномочиями Совет национальной безопасности. Одна из конституционных поправок позволяет этому Совету созывать Халк Маслахаты, в случае если президент или председатель Халк Маслахаты (при Туркменбаши эти должности были совмещены и сейчас существует большая неопределенность в вопросе, будут ли они разведены) не могут исполнять свои обязанности. Это дает возможность Совету влиять на законодательство через Халк Маслахаты, механически утверждающий все законодательные инициативы исполнительной власти. Более того, данному органу в силу того, что он контролирует все силовые ведомства, очень легко «организовать» невозможность президенту или председателю Халк Маслахаты исполнять свои обязанности. В данном контексте «силовики» и их лидер Акмурад Реджепов получают достаточно большие возможности для влияния на руководство.

Бердымухаммедов был выдвинут общереспубликанскими организациями в Халк Маслахаты в качестве одного из шести кандидатов в президенты. Кроме него на пост главы государства претендовали выдвинутые от регионов: депутат Меджлиса, первый вице-мэр Дашогузской области Аманяз Атаджыков (соответственно, от Дашогузской области); мэр города Абадан Оразмырад Гараджаев (от Ахалской области); глава администрации Карабекаульского района Мухамметназар Гурбанов (от Чарджоуской, Лебапской области); замминистра нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов Туркменистана Ишангулы Нурыев (от Ашхабада); мэр города Туркменбаши Аширнияз Хомманов (от Балканской области). Процедура выдвижения сопровождалась голосованием членов Халк Маслахаты, причем, естественно, подавляющее большинство голосов получил Бердымухаммедов.

Процедуру выдвижения характеризует то, что среди кандидатов не было представителя от Марыйской области (возможно потому, что как только единственная в стране Демократическая партия выдвинула Бердымухаммедова, представитель Мары тут же его поддержал). Кандидаты от регионов теоретически могли бы рассчитывать на поддержку крупных кланово-племенных групп, связанных с этой территорией. Всего туркмены делятся на 24 племени, а последние подразделяются на роды (их порядка 5 тысяч).

Судя по всему, Бердымухаммедов в реальности представляет, кроме всего прочего, Ахалский район и племя текинцев (к нему принадлежал и Туркменбаши). Это племя обитает в районе столицы – г. Ашхабада, и оно традиционно претендовало на власть в стране. Интересно, что Акмурад Реджепов относится к племени эрсари, и потому его приход к власти может вызвать недовольство текинцев.

В отличие от смещенного Овезгельды Атаева, Бердымухаммедов является для туркменской номенклатуры человеком достаточно случайным. С 1979 года он работал в Ашхабаде врачом-стоматологом. В 1990-1995 годах занимал должности ассистента кафедры терапевтической стоматологии, доцента и декана стоматологического факультета Туркменского государственного медицинского института. В 1995 году Бердымухаммедов стал директором стоматологического центра в Ашхабаде. 28 мая 1997 года он был назначен министром здравоохранения и медицинской промышленности Туркменистана, а 3 апреля 2001 года стал вице-премьером правительства Туркменистана, ответственным за здравоохранение, образование и науку, наконец, с августа 2004 года стал курировать еще культуру и СМИ.

Основной заслугой Бердымухаммедова можно считать, то, что он сумел уцелеть достаточно долгое время и дожить до смерти Туркменбаши. Должность вице-премьера в Туркменистане была чрезвычайно опасной. Десятки предшественников Бердымухаммедова получили большие тюремные сроки (к примеру, вице-премьеры Реджеп Сапаров, Еллы Курбанмурадов, Борис Шихмурадов). Многие наблюдатели утверждали, что Бердымухаммедов сумел уцелеть потому, что он – человек мягкий и компромиссный, старался ни в чем не перечить Туркменбаши и угадывать его желания. Кроме того, он был достаточно скромен и не оказывал помощь своим многочисленным родственникам, старался не выступать как лидер целого клана.

Существует версия, что Бердымухаммедов является незаконнорожденным сыном Ниязова. Однако это достаточно маловероятно, учитывая общеизвестные даты их рождения. Ниязов тогда был слишком молод. Внешнее сходство не может служить доказательством родственных связей, так как Бердымухаммедов и Туркменбаши имели достаточно типичную для туркмен внешность.

В то же время сам Ниязов никогда не опровергал то, что Бердымухаммедов его сын. Кроме того, эксперты отмечают, что только два человека (уже неоднократно упоминавшиеся выше Гурбангулы Бердымухаммедов и Акмурад Реджепов) не подвергались президентом таким постоянным унизительным выговорам и взысканиям, как другие высшие чиновники.

Оценивая ситуацию перед выборами в целом, следует отметить, что, разумеется, конституционные нормы были нарушены. Однако само нарушение любых писанных (и даже неписанных, продиктованных традицией) норм было правилом в постсоветском Туркменистане. Кроме того, власть была передана Бердымухаммедову, который, если при Туркменбаши вообще мог быть «человек №2», официально таковым являлся.

 

СТРАННЫЕ ВЫБОРЫ: МНОГО КАНДИДАТОВ – УЖЕ ПРОГРЕСС?

Президентские выборы были назначены на 11 февраля 2007 года. Этот срок (11 февраля – день рождения Туркменбаши и день установленного им праздника «Дня национального флага») был призван подчеркнуть преемственность прежнему курсу.

Предвыборная кампания была достаточно странной: все жители Туркменистана знали, что следующим президентом станет Бердымухаммедов. Прочие кандидаты вели свою предвыборную агитацию, скорее, формально, выдвигая общие лозунги. В то же время, и. о. президента направо и налево раздавал вполне конкретные обещания по проведению различных социальных и гуманитарных реформ, что серьезно повысило его популярность. Важно и то, что в отличие от других кандидатов, которые были выдвинуты от областных администраций, кандидатуру Бердымухаммедова, как мы отмечали выше, предложила единственная в стране политическая партия – Демократическая (наследница Коммунистической партии Туркменистана) и общенациональное движение «Галкыныш» (Возрождение). Также он единственный заслужил характеристику от Халк Маслахаты – «преданный соратник Великого Сапармурата Туркменбаши».

Международное наблюдение за выборами в Туркменистане не соответствовало мировым стандартам и практикам. Освещать выборы были приглашены журналисты только из трех стран: Китая, Ирана и Турции, а также туркменские граждане, работающие на иностранные информационные агентства, вроде Reuters и Associated Press. Всего этих корреспондентов набралось менее двух десятков. В Туркменистан приехали представители ПАСЕ, ОБСЕ и Секретариата ООН. Однако им разрешили посетить лишь один показательный участок в столице и встретиться с депутатами парламента, представителями общественных организаций, ЦИК и кандидатами на пост президента. Они не планировали делать каких-либо заявлений по итогам выборов. В страну также прибыла группа наблюдателей от стран СНГ. Она помогала в организации выборов, однако они не осуществляли наблюдение и по итогам выборов также не были намерены делать никаких заявлений. Как и при Ниязове, за выборами наблюдали представители национального института демократии и прав человека и туркменских общественных организаций. Не было предусмотрено также проведения опросов избирателей на выходе с участков (exit-polls).

Атмосфера в стране, в целом, была достаточно противоречивой. После ареста Овезгельды Атаева ходили позднее неподтвердившиеся слухи и об устранении других представителей местных элит (министра обороны Агагельды Мамедгельдыева, заместителя управляющего делами президента Александра Жадана и т.д.). 23 декабря 2006 года после интервью туркменской службе радио Свобода («Азатлык») исчез Нурберды Нурмамедов, председатель оппозиционного Народного демократического движения Агзыбирлик, также претендовавший на выдвижение в качестве кандидата в президенты.

В то же время наблюдались и противоположные тенденции. Был смягчен режим для некоторых политзаключенных, которых содержали в тюрьме Овадан-Депе (где находились наиболее важные, с точки зрения режима, узники). Почти все они в прошлом являлись членами правительства. Перевод их под домашний арест, по мнению некоторых наблюдателей, осуществлен благодаря личным связям бывших чиновников с членами нынешнего правительства. Возможно, это также указывает на намерение властей Туркменистана вернуть на работу опытных управленцев. По некоторым сообщениям, тюрьму Овадан-Депе стали сносить для сокрытия преступлений прошлого режима (условия содержания в ней были ужасны).

26 декабря в Ашхабад после восьмимесячного отсутствия возвратился народный писатель Туркменистана, лауреат премии Американского Пен-клуба «За свободу самовыражения» Рахим Эсенов. В своей трилогии «Венценосный скиталец» он высмеял Туркменбаши и предсказал его умерщвление придворным «брадобреем».

Надеясь на закрепление тенденции к либерализации режима международные правозащитные организации Amnesty International и Human Rights Watch в январе 2007 г. призвали туркменские власти воспользоваться предстоящими президентскими выборами и положить конец нарушениям прав человека, совершавшимся при режиме Ниязова. В сходном русле, хотя и куда более мягко, шли предложения к новому руководству страны со стороны правительств стран Запада. Особую гибкость проявило руководство США. Так, прибывший на похороны Туркменбаши заместитель Государственного секретаря США Ричард Баучер предложил Туркменистану начать «новую эру в отношениях с США».

Сразу после смерти Туркменбаши руководители туркменской оппозиции в изгнании заявили о намерении вступить в борьбу за президентское кресло. В частности, наибольшую активность проявлял лидер оппозиционного движения «Ватан» Худайберды Оразов (проживающий сейчас в Швеции), ставший «общим» кандидатом от оппозиции. Вернуться в страну он, как и другие оппозиционные лидеры, не мог, так как против всех их были возбуждены уголовные дела по коррупционным обвинениям. После проведения выборов Оразов заявил, что результаты голосования были сфальсифицированы. В частности, что на самом деле на избирательные участки пришло не более 25% избирателей.

О том, как в реальности прошли выборы, известно следующее. Власти постарались создать избирателям праздничное настроение. На участках было организовано выступление военных оркестров, профессиональных и самодеятельных музыкальных и художественных коллективов, читались стихи. Была развернута выездная торговля. Избирателям предлагались сладости, чай и бесплатные лепешки. Те молодые граждане Туркменистана, кто впервые в своей жизни принял участие в выборах, получали подарки: цветы и книгу Туркменбаши «Рухнама». Некоторым из тех, кто пришел первыми, даже достались бесплатные сотовые телефоны.

В учреждениях, на предприятиях, в учебных заведениях накануне дня голосования были проведены предвыборные собрания, на которых руководство заявило, что все должны явиться на выборы в обязательном порядке.

Как сообщил Центризбирком в день голосования, явка составила 98,65%, т.е. к избирательным урнам пришло свыше 2,6 млн человек.

13 февраля были объявлены предварительные итоги, согласно которым Бердымухаммедов победил в президентских выборах с очень большим отрывом. По окончательным данным ЦИК, за и. о. президента проголосовали 89,23% принявших участие в голосовании граждан Туркменистана. Ближайший его конкурент – первый заместитель главы Дашогузского района Аманяз Атаджыков – набрал 3,23% голосов.

При этом последние президентские выборы состоялись в 1992 году, когда Сапармурат Ниязов получил традиционные для советских времен 99,5% голосов. Затем в 1994 году президентские полномочия Ниязова были продлены референдумом, а через пять лет он был объявлен пожизненным главой государства.

 

НОВЫЙ ПРЕЗИДЕНТ: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИЛИ РАЗРЫВ?

Официальные результаты голосования были объявлены утром 14 февраля на XIX заседании Халк Маслахаты. Там же состоялась церемония инаугурации нового президента Туркменистана. После нее Гурбангулы Бердымухаммедов выступил с программной речью, в которой были отражены основные направления дальнейшего развития государства. По его словам, Туркменистан продолжит политику по выполнению всех взятых на себя международных обязательств, а также политику по выводу энергоресурсов на международные рынки. Первостепенной задачей станет повышение социального уровня населения, сохранение бесплатного для народа газа, соли, воды и электроэнергии. Бердымухаммедов также пообещал, что школы будут переведены с 9-летнего на 10-летнее образование, и в них обязательным будет изучение трех языков – туркменского, русского и английского. Квалифицированных специалистов будут готовить за рубежом, а обучение в вузах страны будет пятилетним, а не 2 года + 2 года для части студентов, как сейчас. Было также обещано, что Интернет и сотовая связь станут доступны всем. Действительно, в Ашхабаде еще до инаугурации началось сооружение нескольких Интернет-кафе.

До этого на встречах с избирателями Бердымухаммедов также обещал населению в случае своего избрания президентом изменить систему пенсионных и иных социальных выплат (в Туркменистане число пенсионеров ранее было резко ограничено решением Туркменбаши). Интересной была форма его заявлений – с использованием характерной еще для советской идеологии формулировки о «творческом следовании заветам покойного вождя». Например, он заявил одному пожилому избирателю: «Образование – большой вопрос. Великий вождь говорил, что время от времени нужно его пересматривать».

Обещана была также поддержка развитию частного бизнеса.

Среди экспертов сразу после смерти Туркменбаши выдвигались три основных сценария.

1. Полный разрыв с эпохой Ниязова. Этот сценарий был во многом катастрофичен. Он предполагал народные волнения и даже гражданскую войну. Этот сценарий пользовался поддержкой небольшого числа специалистов.

2. «Второе издание» Туркменбаши с повторением наиболее одиозных характеристик режима ничем не ограниченной личной власти. Этот сценарий также поддерживало меньшинство экспертов.

3. Медленная и осторожная эволюция в пользу либерализации по аналогии с тем, что происходило в СССР после Сталина и в Китае после Мао. Этот сценарий наиболее распространен среди специалистов.

Приход Бердымухаммедова к власти благодаря поддержке «силовиков», на наш взгляд, является основным фактором, предопределяющим изменение характера режима. Новому президенту придется считаться с теми, кто обеспечил его победу во внутриаппаратной борьбе. Избавиться от их опеки будет очень сложно. Учитывая достаточно «мирное» прошлое Бердымухаммедова, трудно предположить, что он решится на борьбу с такими соперниками. Он не прошел такую школу политического выживания, как Туркменбаши. Еще важнее то, что туркменская элита на всех уровнях очень устала от непрерывных «чисток» и хочет стабильности. В этом плане параллель с послесталинским периодом имеет определенное право на существование, хотя она, естественно, и не является полной.

Скорее, режим станет более олигархическим и более ориентированным на внутриэлитные переговоры, где президент будет не сакрализованным правителем, а первым среди равных. Кадровая «чехарда» и репрессии против высших и средних слоев руководства в результате прекратятся, а выработанные благодаря внутриэлитному консенсусу правила станут общеобязательными. Все важные решения будут не продуктом воли одного человека, а результатом сложных согласований интересов внутри коллективного руководства. Режим будет эволюционировать в институционализированный авторитаризм, хотя темпы этой эволюции могут быть и достаточно медленными.

В условиях определенного баланса сил коррумпированность режима не только не уменьшится, но, напротив, из-за ослабления централизованного контроля может выйти на новый уровень. В то же время коррупция станет менее централизованной.

Легитимность Бердымухаммедова как наследника Туркменбаши делает невозможным полный отказ от культа Ниязова. Выступая после смерти Туркменбаши по национальному телевидению, Бердымухаммедов заявил: «Туркменский народ всегда будет верен заветам, наказам и наставлениям своего Сердара, он продолжит и доведет до конца начатые им дела».

Вместе с тем, уже в первые дни после смерти Туркменбаши тон восхвалений в его адрес был резко снижен. Утром на следующий день после официального объявления о смерти президента в официальном обращении властей к народу его характеризовали как «великого человека», обладающего «божественным даром предвидения». Но некролог, появившийся вечером на официальном Интернет-сайте «Туркменистан – золотой век» называет его только «основателем независимого нейтрального Туркменского государства» и «выдающимся политическим деятелем современности». «Рухнама» в утреннем обращении называлась ключевым звеном образовательной системы Туркменистана и характеризовалась как «научный, исторический, философский, литературный трактат, рожденный щедрым сердцем Сапармурада Ниязова и открывший туркмен миру». Вечером «Рухнама» была определена как «плод глубочайших философских раздумий лидера нации о судьбах родного народа».

Таким образом, туркменская политико-административная элита хочет, с одной стороны, сохранить все то, благодаря чему она получила власть. С другой стороны, снижая тон восхвалений Туркменбаши, она дает себе определенное поле для маневра, возможность изменить наиболее одиозные черты режима.

Эту тенденцию к снижению идеологического «заряда» в политической системе вслед за М. Вебером можно назвать «рутинизацией» харизматической власти. По мере «рутинизации» харизматического режима вмешательство государства в частную жизнь людей будет неизбежно ослабевать. Трудно предположить также, что новый лидер страны будет обладать специфическими чертами характера и мировоззрения своего предшественника, заставлявшими его постоянно грубо менять повседневную жизнь людей. Очевидно, что политико-административная элита заинтересована в образовании достаточно стабильной ситуации, в устранении всего, что могло бы угрожать положению ее представителей.

 

САМОЕ ВАЖНОЕ – ГАЗ

Наиболее важной для внешнего мира проблемой является газовая политика Туркменистана (по некоторым данным, он занимает 3 место в мире по запасам природного газа). Здесь пришедшее к власти руководство подало достаточно четкие сигналы о том, что будет сохранена полная преемственность с курсом Туркменбаши. Россия на краткосрочный период сохранит положение основного покупателя туркменского газа (пока существует лишь один альтернативный газопровод в Иран с очень небольшой пропускной способностью).

Впрочем, Бердымухаммедов объявил о преемственности и по отношению к важнейшему принципу политики Туркменбаши: диверсификации газовых поставок. Пока эта идея не реализовывалась из-за сложного клубка различных противоречий и случайностей (долговременный конфликт США и Ирана; войны в Афганистане; неопределенный международно-правовой статус Каспия; банкротство компании Enron, начавшей строить транскаспийский газопровод; технические трудности и высокая стоимость газопровода по дну Каспийского моря или через всю Центральную Азию в Китай).

Тем не менее, уже очевидно, что в среднесрочной перспективе будет реализован план транспортировки газа в Китай. Межправительственное соглашение об этом президент Туркменистана Ниязов и председатель КНР Ху Цзиньтао подписали в апреле 2006 г. в Пекине. По новому газопроводу, ввод которого намечен уже на 2009 год, в Китай будет поступать ежегодно 30 млрд кубометров в течение 30 лет. Китайским ведомством экономического планирования утвержден проект строительства газопровода, по которому газ должен доставляться с месторождений правобережья Амударьи на южное тихоокеанское побережье Китая в провинцию Гуандун. Протяженность трубопровода составит не менее 7 тыс. километров. Россия по политическим соображениям (стратегическое партнерство с Китаем) не сможет серьезно препятствовать строительству этого газопровода.

Несколько меньшая вероятность в среднесрочном плане для реализации проекта Транскаспийского газопровода, который мог бы стать частью одобренного Европейской комиссией проекта «Набукко» с примерным маршрутом Центральная Азия – Азербайджан – Грузия – Турция – ЕС.

Наименее вероятным выглядит поддерживаемый, в основном, Соединенными Штатами проект газопровода из Туркменистана, через Афганистан, в Пакистан и, далее, в Индию. Для этого необходимо, как минимум, установить мир в Афганистане.

Важным препятствием на пути к диверсификации газовых поставок может стать сохраняющаяся неопределенность с размером имеющихся в Туркменистане запасов газа.

Подведем итоги: президентские выборы в Туркменистане укладываются в традицию выборов глав государств на основе выдвижения мнимых альтернативных кандидатов, сложившуюся в соседних исламских и постсоветских государствах Азии. В то же время, проведение даже таких выборов для Туркмении было чем-то достаточно новым. Это может стать началом тенденции к определенной либерализации режима, к превращению его из режима ничем не ограниченной личной власти в режим олигархический. Но велика вероятность и того, что будет сохранена очень серьезная преемственность с политикой времен Туркменбаши, как во внутренней, так и во внешней политике.

 

Андрей Анатольевич Казанцев – кандидат политических наук, старший научный сотрудник Московского государственного института международных отношений


Количество показов: 5116
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100