RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

 

16.02.2007

Ярослав Бутаков

ОСТОРОЖНОЕ СБЛИЖЕНИЕ

Арабские монархии стремятся к нормализации отношений с Россией

Закончившееся турне Президента России по Ближнему Востоку считают прорывом в отношениях России со странами региона. Впервые проведены встречи на высшем уровне российского руководителя с главами некоторых арабских государств. Обе стороны явно удовлетворены их результатами. Россия возвращается на позиции активного субъекта ближневосточной политики. Она также успешно преодолевает свой негативный имидж, сложившийся в глазах части мусульманских обществ во время чеченского конфликта.

Вместе с тем, достигнутые политические результаты не следует переоценивать. Ничто не говорит о том, что все страны, которые посетил Владимир Путин, станут стратегическими союзниками России в регионе. Такая задача, очевидно, и не могла ставиться, учитывая прежнее состояние отношений с этими странами. Успех переговоров свидетельствует о некоторой нормализации отношений, переходе от взаимной отчужденности к нейтральности. Что, правда, само по себе уже немало.

Сам Владимир Путин разделил результаты поездки на две категории. Первое – укрепление договорно-правовой базы отношений. Второе – реализация конкретных проектов. Речь идет, в первую очередь, об экономике. Президента России сопровождала представительная делегация, в которую входили замминистра экономразвития В. Савельев, гендиректор «Рособоронэкспорта» С. Чемезов, руководители еще ряда крупных компаний. Планировалось проведение переговоров с арабскими партнерами на уровне заинтересованных ведомств и корпораций. И на этом фронте итоги визита тоже оказались не столь впечатляющими.

По сути дела, у России на этом направлении есть два крупных экономических интереса. Первый – координация усилий в сфере энергополитики и энергобезопасности с другими важнейшими поставщиками углеводородов на мировой рынок. Второй – выход со своей продукцией на один из самых емких в мире региональных рынков вооружений.

С Саудовской Аравией разговор шел по второму пункту. Однако контракт на закупку КСА 150 танков Т-90С, а также боевых машин пехоты и других бронемашин, всего на сумму порядка $1 млрд, пока не продвинулся дальше стадии обсуждения. КСА пока не спешит включиться в число крупнейших импортеров российского оружия.

Представители саудовской бизнес-элиты на переговорах добивались, ни много ни мало, преференций в сотрудничестве с Россией. В частности, их интересовали снижение пошлин на саудовские товары и режим благоприятствования для саудовских инвестиций. Подписывать же какие-либо контракты с российской стороной они не спешили. В КСА также до сих пор не объявили итоги конкурса на строительство новой железной дороги стоимостью $2 млрд, в котором участвует ОАО «РЖД». В целом, Саудовская Аравия как была, так и осталась пока в стороне от приоритетных направлений российской внешнеэкономической деятельности.

Несколько более удачными оказались переговоры по вопросам поставки оружия в Иордании, которая согласилась закупить у России шесть вертолетов Ка-226. На большее Хашимитское королевство пока не согласно. Прорыв России на аравийский рынок оружия явно не удался. Хотя крест на таких попытках ставить рано.

Зато более продвинутыми на сегодняшний момент выглядят проекты другого рода. В Катаре президент Путин снова вернулся к идее «газовой ОПЕК» или картеля стран – экспортеров газа. Эта идея давно обсуждается в различных кругах. На официальном уровне она была поднята духовным лидером Ирана аятоллой Али Хаменеи в конце января во время встречи в Москве с секретарем Совета безопасности РФ И. Ивановым. Через несколько дней президент Путин, комментируя это событие, назвал идею «газовой ОПЕК» интересной и сказал, что Россия подумает над ней. По мнению президента, было бы правильно координировать действия крупнейших производителей газа для надежного обеспечения основных потребителей. Однако он отверг предположения, что Россия собирается создавать некий «газовый картель».

На пресс-конференции после встречи с эмиром Катара российский президент сказал, что наша страна будет координировать свои действия с другими государствами – экспортерами газа. Президент на этот раз подчеркнул, что Россия не отвергала предложений по созданию газового картеля. «Кто сказал, что мы отвергли предложение по картелю? Мы ничего не отвергали. Я сказал, что это интересное предложение», – сказал Путин. По его словам, в апреле этого года в Дохе состоится международная конференция специалистов, на которой будет обсуждаться возможность создания «газовой ОПЕК». Путин отметил, что при создании картеля «нам не нужно повторять то, что мы считаем ошибочным с точки зрения деятельности других организаций картельного типа». Стоит напомнить, что Катар – третий, после России и Ирана, экспортер природного газа.

Деятельность «газовой ОПЕК» не может ограничиваться одной ценовой политикой. Важно также согласовывать ввод в эксплуатацию новых месторождений, чтобы не оказаться в ситуациях переизбытка или дефицита предлагаемого газа. Газовый картель не сможет в такой же степени контролировать рынок, как нефтяной ОПЕК. Причина этому – фрагментированность газовых рынков, в отличие от нефтяного, определяемая конфигурацией трубопроводных магистралей. Поставки сжиженного газа хотя и придают газовому рынку свойства глобального, но пока имеют незначительный удельный вес в мировом объеме торговли газом. Кроме того, спрос на газ более подвержен колебаниям мировой экономической конъюнктуры, чем спрос на нефть. Именно поэтому пока еще до конца непонятно, является ли создание международного газового картеля одной из задач российской политики на данном этапе.

 

Справка:

Леонид Гусев

МОСКВА – ЭР-РИЯД: РЕТРОСПЕКТИВА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Советский Союз был первым неарабским государством, признавшим Саудовскую Аравию и установившим с ней дипломатические отношения в 1926 году. Тогда же, в 20-х годах были осуществлены первые торговые сделки, в том числе продажа топлива из Советской России будущему крупнейшему производителю нефти. Однако уже через 12 лет советская миссия была отозвана из Эр-Рияда, и возобновлены были дипломатические отношения лишь в 1991 году. Тогда же Саудовская Аравия предоставила СССР кредит в 250 млн долл. Его погашение осуществлялось в рамках подписанного соглашения РФ с Лондонским клубом. В ноябре 1994 г. состоялся официальный визит в Эр-Рияд председателя правительства РФ В.С. Черномырдина. Было подписано генеральное соглашение о торгово-экономическом, инвестиционном, научно-техническом, культурном, спортивном и молодежном сотрудничестве между правительствами наших стран. Однако с конца 1994 г. вплоть до 1996 г. негативный отпечаток на двусторонние отношения налагали события в Чечне. Саудовская сторона согласилась на ратификацию генерального соглашения только после окончания боевых действий в регионе. На данном этапе саудовские капиталовложения в РФ ограничиваются участием компании «Нимр Петролеум» с 50-процентной долей акций в АОЗТ «Петросах», созданном в 1991 г. с целью разведки и разработки нефтяных месторождений на острове Сахалин.

Сегодня в РФ зарегистрированы и функционируют филиалы и представители саудовского благотворительного исламского общества «Ибрагим аль Ибрагим», Исламский культурный центр, финансируемый в основном саудовцами. В 1998 г. Саудовская Al-Babtein Group выполнила заказ правительства Москвы на изготовление осветительных опор для московской кольцевой дороги. Сотрудничество между Москвой и Эр-Риядом идет и в такой сфере, как исследование космоса. Российскими ракетами были запущены три саудовских спутника Земли, готовятся новые запуски и совместные исследования. Сегодня Россия и Саудовская Аравия – крупнейшие экспортеры нефти в мире. Причем РФ, не являясь членом ОПЕК, в котором Эр-Рияд играет первую роль, проводит самостоятельную экспортную политику. Этот фактор в немалой степени влияет на отношения стран: Саудовской Аравии приходится не только учитывать позицию России, но и налаживать партнерские взаимоотношения с Москвой. Позиции наших стран в сфере нефтяной и в целом энергетической политики имеют немало общего. Как Россия, так и Саудовская Аравия исходят из того, что нефтяной рынок должен развиваться в сторону учета и гармонизации интересов стран – импортеров и потребителей углеводородного сырья.


Количество показов: 5383
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100