RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

21.02.2007

Алексей Балиев

В ОБХОД ПРОЛИВОВ

Балканские страны видят в сотрудничестве с РФ альтернативу «транзитным аппетитам» Турции

БАЛКАНСКИЙ КОРИДОР

После того как в начале февраля в Бургасе официальные представители России, Болгарии и Греции парафировали соглашение о строительстве в 2007–2010 гг. нефтепровода Бургас–Александруполис, свое желание подключиться к проекту выразили и другие страны. К примеру, Македония договорилась с Болгарией о продлении этой артерии через Южную Болгарию к македонской столице Скопье и затем на север, к границе с Сербией (17 февраля представители двух стран согласовали техническое задание по этому проекту). Таким образом, нефтепровод Бургас–Александруполис будет состыкован с греческо-македонско-сербским нефтепродуктопроводом Эгейское море–Дунай. Кроме того, «Газпром» договорился с Сербией о сооружении новой нитки газопровода Благоевград (Болгария)–Димитровград–Ниш–Белград (Сербия) с веткой в Скопье. Через Белград новая артерия соединится с газопроводами Хорватии и Словении, стыкующимися с трубопроводной сетью Италии и Австрии, имеющей выходы в Швейцарию и на юг Германии (Бавария). С другой стороны, газопровод, связывающий Болгарию и Сербию, соединится также с ответвлением от магистрали «Голубой поток» (через европейский регион Турции), о сооружении которого недавно договорились Россия и Турция. Последняя, в счет этого строительства и транзита, будет получать дополнительный российский газ.

Так что вполне возможно, что вскоре с российским участием на Балканах будет создан новый газотранспортный коридор. В каком-то смысле эти шаги можно рассматривать как ответ РФ на лоббируемые Западом и Турцией нефте- и газопроводы в Европу из Прикаспийского региона и Средней Азии в обход России.

Напомним, что нефтепровод Бургас–Александруполис – кратчайший путь для российской и каспийской нефти в Средиземноморье и к Суэцкому каналу, причем в обход черноморско-эгейских проливов. А ответвление от него в Македонию и Сербию впервые выведет российскую и каспийскую нефть по кратчайшему пути в Юго-Восточную и Центральную Европу.

 

КТО ОКАЖЕТСЯ В ВЫИГРЫШЕ?

Проект Бургас–Александруполис навсегда избавит Болгарию и Грецию от дефицита нефти, а также принесет им дополнительные транзитные доходы. Одновременно сократятся нефтеперевозки через Босфор, Мраморное море и Дарданеллы, где турецкая сторона с 1995 года ограничивает танкерное судоходство, вводя собственные правила транзита, в нарушение международных конвенций (подписанных в Лозанне в 1925 г. и в Монтрё в 1936 г.). Российский же ущерб от подобных действий Турции, по оценкам Минтранса, Минпромэнерго и Минэкономразвития РФ, превысил 1 млрд долларов. Ограничивая судоходство, Турция забоится о собственной прибыли.

Нефтепроводу Баку–Тбилиси–Эрзурум–Джейхан, по кратчайшему пути соединяющему Каспийский бассейн со Средиземноморьем и Суэцким каналом, причем в обход турецких проливов, нужно больше сырья для перекачки. Чем его больше, тем выше транзитные доходы Турции и тем, очевидно, меньше транзит каспийской нефти через те же проливы. Потому, собственно, Анкара и стремится максимально затруднить перевозки каспийской и российской нефти из Новороссийска и Туапсе в Средиземноморье – ведь попасть туда нефть может пока только через Босфор и Дарданеллы.

Между тем, от вводимых Анкарой «водно-транзитных» ограничений терпят ущерб не только Россия, но почти все причерноморские государства, включая Болгарию с Грецией. Поэтому в обход упомянутого водного пути запланировано также строительство судоходных каналов Дунай–Драва–Адриатика (Венгрия–Хорватия) и Дунай–Вардар–Эгейское море (Сербия–Македония–Греция), а также трансбалканских нефтепроводов Румыния–Хорватия–Словения и Болгария–Македония–Албания–Италия.

После ввода в эксплуатацию «трубы» Бургас–Александруполис по ней будет перекачиваться 35 млн тонн, а в перспективе – минимум 50 млн тонн, поступающих из Новороссийска и Туапсе, а затем и из Таганрога, Ейска, Батуми, Поти. Напомним, что проект предусматривает сооружение двух терминалов по перегрузке нефти в Бургасе и Александруполисе и строительство самого нефтепровода протяженностью 280 км, 155 из которых пройдут через Болгарию. Собственником нефтепровода и примыкающих к нему объектов будет Трехсторонняя компания: доля российской стороны в ней составит 51%, Болгарии и Греции достанется по 24,5%.

 

КТО БУДЕТ МЕШАТЬ?

Отвечая недавно на вопрос греческого журналиста Циолиаса Афанасиоса «Будет ли построен нефтепровод Бургас-Александруполис, о котором мы слышим почти 15 лет, или кто-то постоянно будет мешать?», Владимир Путин ответил: «Нефтепровод выгоден всем странам – участникам этого проекта, а значит, должен быть построен. Хотя до последнего времени больше было разговоров по этому трубопроводу». Комментируя мнение лидера России, министр развития Греции Димитрис Сиуфас заявил журналистам, что «упоминание президентом Путиным нефтепровода Бургас–Александруполис в очередной раз подтверждает заинтересованность российского руководства в продвижении, реализации проекта».

В более широком контексте высказался болгарский президент Георги Пырванов: «Нефтяная магистраль Бургас–Александруполис обозначит новый этап во взаимоотношениях Болгарии и Греции, как и в их отношениях с Россией».

Необходимо, однако, иметь в виду, что число откровенных противников укрепления энергетических и трубопроводных позиций России на Балканах растет с каждым днем. Очевидно, что проекте Бургас–Александруполис не заинтересованы нынешние «транзитные» страны, предпочитающие диктовать свои ценовые и другие условия транзита причерноморским государствам. На Грецию и Болгарию оказывается мощнейшее давление, принимающее подчас гротескные формы. Так, греческую общественность пытаются запугивать давними «великоболгарскими претензиями» на всю Фракию, включая Александруполис. Турецкие эксперты многозначительно сетуют на то, что споры Анкары с Афинами по принадлежности многих островов и ресурсов Эгейского бассейна, что, дескать, затруднит нефтетранзит через Эгейское море (Александруполис расположен вблизи греко-турецкой границы). А албанские и некоторые натовские «этнографы» предлагают расширить восточные «этнические» границы Косова почти до Болгарии, чтобы заблокировать нефтепроводное ответвление от Бургаса через Македонию в Сербию и Адриатический регион.


Количество показов: 5655
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100