RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

21.02.2007

Роман Багдасаров

ПАЛОМНИЧЕСТВО КАК СИМВОЛ

Отражение «мюнхенской речи» Владимира Путина в водах Иордана

В ходе своего ближневосточного вояжа Президент России посетил священный для христиан всего мира восточный берег реки Иордан, где Иисус Христос принял крещение от Иоанна Предтечи. Не лишним будем напомнить, что Владимир Путин стал, таким образом, пока единственным в истории лидером России, достигшим места, откуда началась проповедь евангельского учения. Заметим, что нынешнее паломничество уже не первый опыт пребывания Президента России на Святой Земле, которая географически занимает территорию трех государственных образований: Республики Израиль, Палестинской Автономии и Королевства Иордании. В 2005 году Владимир Путин накануне Пасхи посетил Гроб Господень в Иерусалиме и другие места, связанные с евангельскими событиями.

Тем не менее, последний приезд Президента на восточный берег Иордана трудно переоценить. За месяц до его визита король Иордании Абдалла II совершил безвозмездный дар Русской Православной Церкви: выделил ей в бессрочное пользование один гектар на берегу Иордана. Призвав российских предпринимателей к участию в освоении этого священного пространства, Путин дал понять, что рассматривает свой приезд как начало долгосрочного паломнического проекта, благодаря которому россияне смогут приобщиться к истокам христианства.

Вряд ли случайно и то, что запланирована на нынешнюю весну серия встреч с премьер-министром Италии будет проведена Путиным в наиболее священных для православия европейских городах – Риме и Бари, где пребывают мощи Николая Чудотворца. Начало же года, Рождество, Путин встретил в Новоиерусалимском монастыре под Москвой, который является уменьшенной моделью Святой Земли и христианского мира в целом. Еще ранее Президент посетил Гору Афон, став первым российским лидером, добравшимся до мирового центра православного монашества. Паломнический маршрут Владимира Путина словно восстанавливает сакральную географию России, отнюдь не исчерпывающуюся ее титульной территорией и указывающую на ее место в глобально-историческом контексте.

Тот факт, что поездка Путина на Иордан состоялась сразу вслед за «мюнхенской речью», став частью столь же уникального для российского лидера турне по Саудовской Аравии, Катару и Иордании, позволяет рассматривать три этих события в единой связи. Все решительные изменения политики в контексте традиционной цивилизации сопровождаются обращением к основанию, на котором крепится здание страны, государства, нации. Таким образом те или иные действия верифицируются в контексте мировой истории.

Внешнеполитическая деятельность российских властей в конце ХХ столетия характеризовалась безрассудной растратой геополитического капитала, накопленного за века. Первый срок президентского правления Путина был посвящен восстановлению утраченных позиций, в ходе второго эта линия стала артикулироваться еще сильнее, пока, наконец, не обрела недавно свое концептуальное выражение. «Россия, – сказал Президент на встрече в Мюнхене, – практически всегда пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику. Мы не собираемся изменять этой традиции и сегодня. Вместе с тем, мы хорошо видим, как изменился мир, реалистично оцениваем свои собственные возможности и свой собственный потенциал. И, конечно, нам бы также хотелось иметь дело с ответственными и тоже самостоятельными партнерами, с которыми мы вместе могли бы работать над строительством справедливого и демократического мироустройства, обеспечивая в нем безопасность и процветание не для избранных, а для всех».

Противопоставление «избранных» и «всех» – вот ключ для понимания той социальной нагрузки, которую несли слова Иисуса Христа и Иоанна Крестителя. В этом плане посещение Путиным места их встречи сразу вслед за произнесением «мюнхенской речи», где было ясно выражено международное кредо России, открывает глубинный символический смысл происходящих сегодня в мире событий.

Сегодня большинство историков Нового Завета связывают деятельность Иоанна Крестителя (Хамтаббэля, буквально «Окунателя») с кругом ессейских общин, базировавшихся южнее места крещения, в Вади-Кумране. «Новым Заветом» ессеи стали именовать свою общину задолго до Христа. Противопоставляя себя царю-первосвященнику Александру Яннаю, Хасмонеям, Иродам и другим узурпаторам власти, они боролись за свободу страны, восстановление социальной справедливости и очищение религии. Оборотной стороной этого героического движения была крайняя религиозная нетерпимость, фанатизм, презрение ко всем уклонившимся от истины иудеям, а про не-иудеев и говорить не приходится. То, что Креститель питался саранчой и диким медом, свидетельствует о том, что он состоял некогда членом ессейской общины Нового Завета, но затем был оттуда изгнан (ессей мог принимать пищу лишь из рук такого же ессея, а в случае изгнания вынужден был питаться необработанной природной пищей, либо умирать с голоду, что и происходило обычно с отверженными).

За что же был изгнан из общины Иоанн, и в чем заключался духовный смысл его приветствия Учителя из Назарета, следовать за Которым он призвал своих последователей? Если сравнить ессейские рукописи Кумрана и евангельский текст, бросается в глаза общность их метафор. Один источник невозможно по-настоящему понять без другого. Иоанн видел будущее Нового Завета не в сектантской замкнутости, но в проповеди покаяния, обращенной ко всему Израилю. «Величайший из рожденных женами» пророк предчувствовал суровые испытания, грозившие евреям, и понимал, что только духовное обновление в водах Иордана даст им шанс выдержать. Однако его обращение к широким слоям вызвало антагонизм с верхушкой ессеев. Приняв от Окунателя крещение, Христос открыл врата истины не только для Израиля, но для всех остальных народов. Именно эта открытость послужила основной причиной ненависти к Иоанну, а затем к Иисусу Христу тех, кто считал избранными лишь себя.

Сейчас конфликт между «избранным меньшинством», которое олицетворяет «атлантическая ось», и «всем остальным миром» стал главным стержнем международной политики. Если сравнивать нынешнее состояние России с предыдущими периодами ее истории, то очевидно, что в XXI век она вступает небывало ослабленной. Однако даже такая, Россия по-прежнему способна осуществлять свою стабилизирующую миссию, ибо в ней нуждается множество государств и народов мнимо-однополярного мира. Сильная, без лицемерно навязываемых извне комплексов вины и несамодостаточности, она как никогда прежде нужна странам, заботящимся о подлинном суверенитете, идущим собственными, органичными для их населения, путями модернизации. Провозгласив устами своего лидера необходимость утверждения справедливого мирового порядка, в котором шанс на будущее есть у всего человечества, а не только у «избранного меньшинства», Россия вновь возвращается на естественную для себя траекторию исторического пути. 


Количество показов: 3004
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100