RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

26.02.2007

Максим Калашников

ВОЗВРАЩЕНИЕ «КРОКОДИЛОВ»

Получит ли российская армия бронемашину, победившую на международной выставке?

Как сообщает ИТАР-ТАСС, боевая бронированная машина БПМ-97 «Выстрел» была признана лучшей в своем классе на международном военном салоне в Абу-Даби. Разработчиком бронированной пограничной машины образца 1997 года является завод КамАЗ. Корпус БПМ-97 установлен на шасси серийного грузовика повышенной проходимости КамАЗ 4326 с колесной формулой 4х4. Броневая защита верхней части корпуса и лобовой проекции позволяет выдерживать обстрел из крупнокалиберного пулемета, нижней части корпуса – из автоматов и винтовок. «Выстрел» имеет V-образное днище корпуса, что значительно повышает противоминную стойкость машины. Броневик может нести различные виды вооружения. На нем может быть установлена стандартная башня БТР со спаренной установкой 14,5-миллиметрового пулемета КПВТ и 7,62-миллиметрового пулемета ПКТ. Вместо башни на корпусе боевой машины могут быть размещены различные модули с противотанковыми и зенитными ракетами, автоматическими пушками, разведывательным оборудованием. Салон IDEX-2007 в Абу-Даби стал международным дебютом для БПМ-97. Машины этого класса пользуются большой популярностью на Ближнем Востоке и в других регионах Азии.

 

ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

Для начала поздравим с успехом разработчиков машины – команду из МВТУ имени Баумана и конструкторов КАМАЗа. Идея создания бронетранспортера (БТР) на основе грузовых машин восходит еще к началу 50-х годов, когда страна была вынуждена расходовать силы и средства крайне экономно. Тогда и разработали знаменитый «крокодил» БТР-152 (на базе грузовика ЗиС-151) и более легкий БТР-40 (за основу для него взяли ГАЗ-63). В 60-е годы в СССР взяла верх иная линия развития БТРов. Союз готовился к полномасштабной войне с блоком НАТО, где ожидалось применение оружия массового поражения. И потому была создана линия тяжелых специализированных бронетранспортеров, восьмиколесных плавающих «черепах». Их создавали как особую технику, а не делали на основе грузовиков. «Бронетранспортеры от рождения» – БТР-60, а затем БТР-70 и БТР-80 – хорошо знакомы всем, кто не только служил в армии в последние тридцать лет, но и просто видел видеохронику Афганской и Чеченской кампаний. К сожалению, эти машины показали свои недостатки в локальных войнах: слишком большую уязвимость для огня из гранатометов, тяжелых пулеметов и крупнокалиберных снайперских винтовок. Для них оказались слишком опасными поставленные на дорогах мины. А сами БТРы расходуют очень много топлива. Создавая «черепахи», их авторы имели в виду прежде всего сражения между огромными армиями на обширных пространствах. Стрелки-пехотинцы должны были передвигаться, сидя внутри специализированных БТРов. «Броники» следуют за танками, прорывающими оборону противника. В назначенном месте пехота должна высыпать из «черепах» и двигаться за танками, а БТРы – следовать сзади, на безопасном удалении, подавляя огнем своих тяжелых пулеметов огневые точки противника. Оттого броня «черепах» – тонкая, противопульная. Хотя и не от всякой пули она защитит... Оказалось, однако, что сражаться русским пришлось не в Европе с «правильным» противником, а на совсем иных театрах военных действий, где на дорогах ждут засады боевиков, грозящих обрушить на «броник» шквал огня из противотанковых базук и крупнокалиберных стволов. Уже в Афганистане выяснилось, что пуля из английской винтовки «Бур» начала ХХ века насквозь прошивает лобовую броню БТР-60ПБ, не говоря уж о бортовой. Еще страшнее были изобильно минированные боевиками дороги. Взрыв мины легко крушит плоское днище «черепахи», гарантированно убивая механика-водителя и превращая в ад «пассажирское» отделение. Реактивная противотанковая граната, выпущенная из базуки, в закрытом внутреннем пространстве «черепахи» устраивала давала тот же эффект. Выскочить из горящей машины через узкие боковые люки – трудно. Стрелки, по доафганским уставам сидевшие внутри БТРов, легко погибали в пораженной боевиками машине, превращающейся в братскую могилу. При этом увеличить толщину брони БТРа и навесить на него танковые системы активной защиты нельзя: теряется сам смысл бронетранспортера, он превращается в тяжелое и неповоротливое чудище. Повоевав на «черепахах», наши военнослужащие стали с тоской вспоминать сталинские БТРы-«крокодилы» с бронированными, но открытыми сверху кузовами и длинными кабинами-«мордами», где передние колеса машины были далеко от места водителя. Благодаря этому при наезде на мину последний не погибал, а пассажиры могли быстро покинуть бронетранспортер.

В итоге советские, а затем и российские бойцы нашли свой способ выживания на «черепахах» – они стали передвигаться, сидя не под броней БТРа, а на ней. Иными словами, солдаты облепляли машину сверху, хотя ее «спина» для этого совершенно не предназначена. Это спасало десант при подрыве БТР на мине, но порождало новые проблемы: во-первых, механик-водитель машины и башенный стрелок все равно гибли или калечились, а сидящие на броне солдаты становились уязвимыми для огня даже легкого стрелкового оружия противника.

 

БТР ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ВОЙНЫ

Жизнь потребовала возвращения старых добрых «бронированных грузовиков». Еще в 1997-м КамАЗ и МВТУ имени Баумана стали создавать (с использованием узлов и агрегатов серийного автомобиля повышенной проходимости КамАЗ-4326) бронированную пограничную машину БПМ-97 «Выстрел», обладающую скоростью и маневренностью грузовика. В самом деле, зачем пограничникам машины, что создавались для действий в условиях полномасштабной войны с применением ядерного оружия?

Создатели БПМ-97 предусмотрели возможность использования своего детища в разных вариантах: штабном или патрульном, санитарном (перевозка раненых), инкассаторском. Применение унифицированных узлов и агрегатов позволяет обеспечивать пробег до капитального ремонта почти в 270 тысяч километров. По сути дела, БПМ-97 – универсальная платформа, способная нести в своем бронекорпусе около двух тонн того или иного оборудования. БТР может перевозить противотанковые ракетные комплексы типа «Фагот», «Метис» (Метис-М), «Корнет». Башня способна нести тяжелый пулемет, скорострельную пушку или зенитный комплекс. Сейчас конструкторы работают над новыми бронетранспортерами семейства «Выстрел». Это – КамАЗ-4326901 (6x6) для перевозки десанта из 12-15 человек и КамАЗ-432602 (8x8) для 16-20 человек.

Успех нашей новой машины на престижной выставке – это большое достижение. Но для того чтобы БПМ-97 стал выгодным экспортным товаром, нужен армейский опыт его эксплуатации. Увы, сегодня российская армия вынуждена больше чинить и модернизировать старую технику, нежели закупать новую. Но рано или поздно армейцам придется определяться, какие бронетранспортеры им нужны. Сегодня очевидно, что той войны, под которую делались «черепахи», не будет. Новейшее высокоточное, роботизированное оружие США (совокупность разведывательно-ударных комплексов) не позволит нам применять массы танков и другой бронетехники, наступая дивизиями, как это мыслилось до 1980-х годов. В современной войне армия, организованная на таких принципах, обречена на быстрое уничтожение. Оттого и становятся бесполезными те бронетранспортеры, что создавались по философии 1960-х годов. И уж тем паче негодна старая техника в войнах против текучего и летучего противника – отрядов боевиков. Поэтому и нашей армии нужно переходить на машины более прагматичные, дешевые и универсальные. И такая техника, как БПМ-97 «Выстрел», нужна нам не только в экспортном варианте, но прежде всего – для нужд российских Вооруженных Сил.


Количество показов: 6401
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100