RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

27.02.2007

Ярослав Бутаков

УПРАВЛЕНИЕ ГНЕВОМ

Политические элиты России и Белоруссии в тупике взаимных обид

Недавно вышла в свет книга известного белорусского политолога Юрия Шевцова, директора минского Центра по проблемам европейской интеграции. Название ее показательно: «Объединенная нация. Феномен Белоруссии». Любопытно, что предисловие к ней написал не кто иной, как Глеб Павловский. «Белоруссия, которая удалась», – так озаглавил первый кремлевский политтехнолог свою вступительную статью и пишет, в частности: «Белорусский феномен неведом в России, здесь обсуждают не политику, а фигуры... Многим покажется, будто Юрий Шевцов описывает неведомую страну. Успешную среднеевропейскую страну с сильным государством, динамичную экономику с невероятными темпами роста».

Еще примечательнее, что презентация книги прошла на недавно возникшем сайте энтузиастов, провозгласивших своей целью избрание Лукашенко президентом России в 2008 году! Не будем сейчас отыскивать истоки этой заведомо обреченной инициативы, которой, наверное, изумляется сам Александр Григорьевич. Как не станем анализировать, по каким причинам в связи с этим проектом, возглавляемым радикальными националистами из ДПНИ, фигурирует, пусть и косвенно, имя руководителя ФЭП. Отметим только, что в течение нескольких дней произошел ряд событий, показывающих все более углубляющийся кризис в отношениях между Москвой и Минском.

В газете «Завтра» от 14 февраля было опубликовано интервью белорусского президента главному редактору этого еженедельника Александру Проханову, сразу наделавшее много шума. Лукашенко сокрушался по поводу судьбы Союзного государства, обвинял Кремль в стремлении эксплуатировать Белоруссию посредством взвинчивания цен на энергоносители. Кроме того, он обвинил Россию в отсутствии партнерской этики.

Для речи белорусского президента были характерны, например, такие приемы: «Товары, поступающие к нам из России, мы вообще не досматриваем, откуда бы они ни приходили в Россию... Россияне же нас на границе потрошат, вытряхивают наши товары. Якобы ищут товары из “третьих стран”, а по сути, контролируют наш экспорт в Россию».

Или: «Мы к Новому году послали в Россию русским детям партию наших замечательных конфет “Аленка”. Так ее арестовали на границе и не пропустили. «Почему конфеты называются Аленка? Это наш бренд, российский»... Видите ли, в России нашлись два “умника”, которые зарегистрировали этот бренд на себя, и теперь мы должны платить им за это. Где же здесь наша русская мораль? Уворовали бренд, присвоили, прикарманили. Где здесь доброта, сердечность? Ведь мы же детям везли конфеты!..»

Но, спрашивается, почему Россия не имеет права контроля за импортом в свою страну, а также не должна защищать интересы отечественного производителя? И точно такие же права имеет Белоруссия. Давайте отделять мух от котлет, Александр Григорьевич! Но это так, риторический ответ на риторические же восклицания...

Главным виновником сложившегося положения дел глава Белоруссии считает нынешнего российского президента. И всячески пытается противопоставлять ему прежнего главу России. «Ельцин очень любил Беларусь. Если кто-то нападал на Беларусь, Ельцин сразу реагировал: “Беларусь не трогать!”» Далее, оказывается, что «Ельцин, хоть и избегал категории “старший брат”, но доминировал в СНГ. Все считались с Россией, может быть, и побаивались. Все решения России проходили безоговорочно».

Да, но если такое «доминирование» достигалось за счет продажи российских ресурсов за бесценок? Такие «решения России» наверняка не встречали возражений со стороны лидеров Украины, Молдовы, большинства закавказских и среднеазиатских республик. Только они не сопровождались ответными изъявлениями политической лояльности в адрес России. Руководители стран СНГ вели самостоятельную внешнюю политику, а внутри своих стран, в большинстве случаев (кроме, конечно, Белоруссии), систематически ущемляли права русского населения.

Поэтому совершенно нельзя понять слова Лукашенко о том, что «Вы кусками все потеряли. Вас отторгают государства Средней Азии, бывшие республики СССР. Вас отторгает Украина. Причина и вина тому – вы сами... Вы сами всех оттолкнули». Сложно потерять то, чего не имеешь. К ельцинско-козыревской модели внешней политики призывает нас вернуться белорусский президент?

Лукашенко – личность довольно популярная в российском обществе. И он явно старается использовать этот ресурс популярности. Но как бы не перестараться. Хотя не исключаю, что есть люди, готовые больше доверять любым словам «батьки», чем собственным жизненным впечатлениям.

Мнение белорусского президента о полной потере Россией влияния на СНГ явно преувеличено. Лукашенко не остановился перед искажением фактов для придания вящей убедительности своим словам. Вот пример «изоляции» России: «Сегодня Казахстан все природные ресурсы отдал транснациональным корпорациям, прежде всего американским. Русских окончательно выдавили. России там делать нечего, нет ни одной российской компании».

В самом ли деле это так? Факты очевидно говорят об обратном. К примеру, объем инвестиций компании «Лукойл» в экономику Казахстана в начале прошлого года достиг $4 млрд. Участие России в трубопроводных проектах Китая и Казахстана выразится в поставках ежегодно 1,3 млн тонн нефти в Китай. В конце прошлого года были подписаны соглашения между Росатомом и Казатомпромом, предусматривающие создание СП полного ядерного цикла в Казахстане. В Казахстане прочно обосновались АО «КАМАЗ» и «Трансмашхолдинг». С участием последнего в прошлом году было создано СП «Казахстанский локомотив». Так что говорить о каком-то окончательном вытеснении России из Казахстана отнюдь не приходится. И слышать это от политика такого ранга, как Лукашенко – удивительно.

Ключевой момент интервью Лукашенко – тезис о том, что белорусская армия, якобы, защищает Россию, и самой Белоруссии такая армия не нужна. Это – учитывая, что единственный военный блок, обеспечивающий безопасность Белоруссии, – ОДКБ, то есть, по сути, Россия? Ну-ну! Что же, Лукашенко надеется в одиночку противостоять блоку НАТО или хотя бы одной Польше? Нет, конечно. Не может он также не понимать, что НАТО не станет торопиться принять Белоруссию под свое покровительство. Во всяком случае, не раньше, чем сменит Лукашенко на менее одиозного в глазах Запада деятеля. Тогда зачем же делаются подобные заявления?

В какой-то степени ответом на интервью Лукашенко стал доклад члена Экспертного Совета Комитета по международным делам Совета Федерации России А. Суздальцева, сделанный им 16 февраля. Характерно, что он также отличается высоким пропагандистским накалом, который, как известно, прямо противоположен теплоте взаимоотношений.

«Ориентируясь на мифы и миражи интеграционного проекта, позволяя ублажать себя надеждами на единое, союзное государство, мы закрывали глаза на то, что больше десяти лет частично оплачивали существование политического режима, от Ирландии до Каспия не имеющего себе равных и даже отдаленно подобных по политической свирепости, погрязшего в слежках, доносах, арестах, посадках, расправах, клевете, лжи и анонимках. Мы проглядели, что наш официальный партнер по Союзному Государству создал свой собственный белорусский ГУЛАГ, развернул в ХХI веке в центре Европы концлагеря для политзаключенных», – распаляется в гневе эксперт Совета Федерации.

Однако вслед за этими посылами идут конкретные расчеты и рекомендации. Объем российских дотаций экономике Белоруссии в прошлом году составил $5,8 млрд. Почти весь российский экспорт в Белоруссию носит «критически важный для нее характер», в то время как «интерес к белорусской продукции и белорусским производственным фондам падает».

По поводу защиты Белоруссией России: «Не касаясь ПВО, о боеготовности которой мы позаботились, передав в аренду комплексы С-300, которые белорусы почему-то разместили открыто, и они прекрасно видны со спутников (к докладу приложены снимки из космоса), белорусская армия в целом боеготовая, но оснащена в основном устаревшим оружием. Передавать туда что-то из новейшего нельзя, учитывая, что доверия белоруской стороне нет. Обязательно попытаются продать тем же США, что уже и проделывали в 90-е годы, или в какие-нибудь «горячие точки». Даже С-300 мы были вынуждены отдать в аренду. Высший генералитет армии имеет боевой опыт, но в целом, в отличие от российской армии, которая второе десятилетие не выходит из боев, белорусская армия «пороха не нюхала»... На парадах армия смотрится отлично, но в поле выставит не более 12 тыс. «штыков». В общем, дивизия. Это типичная армия формата 1941 года и она активно выполняет идеологическую и пропагандистскую задачи».

Президент Белоруссии считает, что его страна несет убытки от экономических отношений с Россией в размере $5 млрд в год. Автор доклада по этому поводу отмечает: «Со своей стороны мы бы приветствовали появление некого сводного счета от белорусского президента, но если он приобретет характер “контрибуции” – “компенсации за двести лет оккупации”, то мы должны быть готовы немедленно изменить формат наших отношений с Минском из постепенно-рыночного, растянутого на 4 года, до почти мгновенного шокового рыночного».

Самое главное, что заявлением Президента РФ о размерах дотирования белорусской экономики «мы впервые четко и недвусмысленно оповестили мир и, прежде всего, наших партнеров на Западе, что правящий режим в Минске находится на нашем содержании и в связи с этим не до конца самостоятелен. Современная Белоруссия реально является зависимым от России государством с ограниченным суверенитетом». Одновременно, по словам эксперта, Россия приветствовала бы полную независимость Белоруссии от «имперской Москвы». Для России суверенная Белоруссия является необходимостью, как кордон от НАТО, в первую очередь – от Польши, стремящейся к геополитическому реваншу и доминированию на восточно-славянских землях, считает автор доклада.

К прежнему формату отношений с Лукашенко Россия не вернется, утверждает эксперт. Он связывает это исключительно с позицией белорусского правящего класса. Однако в докладе просматривается другая, не менее важная причина. «Даже если бы мы просто засыпали А. Лукашенко дармовыми ресурсами и пробили “белорусскую пробку”, то нас бы встретила на Буге Польша. С ней решать транзитные проблемы еще сложнее, если вообще возможно. Отсюда и появление Северного Потока, а следом и БТС-2. Мы обходим не только Белоруссию, но и вместе с ней и Польшу. Так что надо признаться самим себе – транзит через Белоруссию для нас объективно никогда не будет приоритетным».

Таким образом, несмотря на державный пафос доклада члена комитета Совета Федерации, приведенные в нем экономические расчеты и политические соображения сводятся, по большому счету, к обоснованию необходимости полной меркантилизации российско-белорусских отношений.

Со всей очевидностью, политические элиты России и Белоруссии говорят на разных языках. С одной стороны, мы видим жесткий рыночный прагматизм, чуждый сентиментов вроде «союза братских народов». С другой – эксплуатацию ностальгии по Союзу, живущую в российском обществе. Но стоит ли принимать за чистую монету сетования Лукашенко? Вряд ли в практичности он уступает создателям «нефтегазовой империи». Это успешный политик, а на одном идеализме этого было не достичь.

Понятна ностальгия белорусского президента по ельцинским временам, когда неадекватный лидер РФ мог согласиться на все, что у него просили. Но такое положение еще могло длиться до того, пока не стал ясен утопический характер интеграционного проекта. Когда Россия стала интересоваться политическими выгодами для себя от экономических преференций Белоруссии, это сразу изменило характер отношений. Но объективно политическая интеграция без угрозы конфедерализации России могла быть только одна: образование единого, а не союзного государства. Однако РФ не могла официально выставлять такое требование, не будучи обвинена той же Европой в агрессивных намерениях.

Следовательно, если Лукашенко действительно желал интеграции, от него требовалось понимание данной обстановки. Предложение о вхождении в состав России должно было исходить от него. Однако проект независимой Белоруссии для него – превыше. Это вполне понятная позиция, но зачем тогда демагогически плакать о несостоявшемся объединении?

С другой стороны, плохо и то, что российская элита полностью лишена идеалистической мотивации. На одном чистогане Империю не создашь, даже «энергетическую». Впрочем, цитированный нами доклад не позволяет подозревать российскую элиту даже в таком усеченном варианте «имперства». Вот что там написано: «Мы должны видеть интересы Европы в Белоруссии и воспринимать их как реальность». Так! От рассмотрения Белоруссии как сферы исключительно российских интересов Москва открыто отказалась.

Настораживает также и то, что в Москве, похоже, взяли курс на поиск замены Лукашенко. «Нам было бы выгоднее, если бы в белорусском Доме был крепкий и легитимный хозяин, отвечающий за свое слово и свою подпись». Но ведь вся белорусская оппозиция настроена антироссийски! Пока есть Лукашенко, Белоруссию не подпустят к ЕС ближе известного предела. Или белорусского президента хотят сделать «вменяемым»? Да, но какие средства, кроме экономического прессинга, имеются для этого у Кремля?

Есть большая вероятность, что нынешняя трещина между элитами России и Белоруссии с течением времени будет превращаться в трещину между народами. И реальным становится дальнейший дрейф Белоруссии к интеграции с Евросоюзом. Но, судя по докладу Суздальцева, российская элита не видит в этом ничего страшного. Нефть и газ направим в обход, наше небо надежно прикрыто из Калининградской области (а долго ли при таком подходе она останется российской?), беспокоиться не о чем...

Только прочность государства строится не на доходах верхушки, а на национальном единстве, гражданской солидарности, общей исторической памяти. В этом смысле мы с белорусами пока еще одна нация. Но время уходит. И можно понять раздражение Лукашенко, подвигнувшее его на ряд сомнительных утверждений. Пусть они, особенно его слова «Россия никогда не будет империей», звучат предостережением о том, что не должно наступить.


Количество показов: 2771
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100