RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

02.03.2007

Денис Кириллов

КОНЕЦ «ВАРВАРСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ»

Государство наводит порядок в сфере недропользования

Еще несколько лет назад Россию обвиняли в том, что она сжигает слишком много попутного нефтяного газа (ПНГ), продукты горения которого остаются главным источником выбросов, провоцирующих глобальное изменение климата. Причем страну подозревали в занижении реальных масштабов проблемы. Усиление государственного влияния на отечественную нефтяную отрасль, вопреки скептическому отношению определенных политических кругов к этому процессу, привело к началу кардинальных перемен. В прошлом году российские власти признали, что Россия лидирует в мире по объемам сжигания ПНГ, и впервые реально взялись за решение этой проблемы.

 

НЕРЕАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА

По данным Минпромэнерго, в 2006 году в нашей стране добыто около 656,3 млрд куб. м газа. В том числе порядка 612,1 млрд было извлечено из газовых и газоконденсатных месторождений, а еще 44,2 млрд – из нефтяных.

Первый объем – это природный газ, метан, крупнейшим производителем которого не только в России, но и в мире остается «Газпром». Второй – ПНГ, извлекаемый в процессе добычи нефти. Его состав намного сложнее. Помимо метана, попутный нефтяной газ содержит так называемую широкую фракцию легких углеводородов (ШФЛУ) – смесь этана, пропана, бутана, изобутана, пентана, изопентана, гексана и т.д. Кроме того, в состав ПНГ может входить азот, углекислый газ, сероводород и такие редкие газы, как гелий или аргон.

Очевидно, что благодаря своей структуре попутный газ является стратегически важным сырьевым ресурсом для отечественной нефтехимии, во многом определяющим не только экономический, но и военно-промышленный потенциал России. Вместе с тем, рациональное использование этого ресурса остается одним из главных путей решения экологической проблемы, связанной со снижением негативного влияния нефтегазового комплекса на окружающую среду.

Следует отметить, что далеко не все нефтяные месторождения содержат запасы попутного газа, а объемы его добычи на тонну извлеченной нефти могут варьироваться от одного-двух до нескольких тысяч кубометров. Если обратиться к статистике Минпромэнерго, то без труда можно обнаружить, что основными производителями ПНГ в нашей стране по итогам минувшего года стали не лидеры нефтедобычи, а «Сургутнефтегаз». Эта компания извлекла более 14,6 млрд куб. м попутного газа, что составило 33% от его общероссийского производства.

В то же время добыча газа «ЛУКОЙЛа» достигла 14,1 млрд куб. м, «Роснефти» – 13,56 млрд, а ТНК-ВР (с учетом «Роспан Интернешнл») – 11,87 млрд. Однако значительная часть производимого ими «голубого топлива» – это природный газ, а объемы добычи ПНГ намного меньше. В прошлом году они составили лишь 4,89 млрд, 5 млрд и 8,7 млрд куб. м соответственно (в общей сложности – около 46,1% от общероссийского производства).

Другие отечественные нефтяные компании не дотягивают и до этого уровня. Например, «ЮКОС» извлек 1,87 млрд куб. м ПНГ, «РуссНефть» – порядка 1,1 млрд, а объемы остальных не достигли даже 1 млрд куб. м. Кстати, газовики занимают на «попутном» рынке совсем незначительные позиции. Крупнейшие из них, «Газпром» и «НОВАТЭК», произвели в прошлом году соответственно 1,27 млрд куб. м ПНГ (с учетом «Газпром нефти» – 2,1 млрд) и 56 млн куб. м. Впрочем, эти данные, к сожалению, не открывают нам реальной картины. На самом деле, запасы углеводородов лидера «попутной» газодобычи, «Сургутнефтегаза», содержат далеко не самое большое количество ПНГ в России. Дело в том, что многие другие компании, месторождения которых характеризуются гораздо более высоким газовым фактором, попросту сжигают газ, извлекаемый попутно с нефтью.

По информации департамента государственной политики и регулирования в области природопользования МПР, около 47% ПНГ, добываемого в нашей стране используется компаниями-недропользователями на нужды промыслов или списывается на технологические потери, порядка 27% сжигается на факелах месторождений без всяких на то обоснований и лишь 26% направляется на переработку. Следует подчеркнуть, что это официальные данные министерства, а реальная ситуация с попутным нефтяным газом в России еще плачевней.

Так, на заседании Общественной палаты РФ, посвященном газовой отрасли, было отмечено, что в 2006 году наша страна вышла на первое место в мире по объемам сжигания ПНГ (по существующим оценкам, ежегодно на планете сгорает свыше 100 млрд куб. м попутного газа, из которых как минимум четверть коптит российское небо). А МПР оценило потери России от нерационального использования ПНГ в $13 млрд в год.

До последнего времени такое положение дел мало кого интересовало, а некоторые весьма успешно пользовались им для максимизации своей прибыли, пока государство, наконец, не вернуло себе влияние на отечественную нефтяную отрасль.

 

ПРИБЫЛЬ – ПРЕВЫШЕ ВСЕГО?

После развала Советского Союза российская нефтегазовая отрасль практически полностью перешла под контроль частного бизнеса, что привело как к положительным, так и отрицательным изменениям в ее работе. В частности, большая часть попутных компонентов, добываемых вместе с основным энергетическим сырьем – нефтью и газом, в нашей стране беспощадно уничтожалась.

Причем происходило это осознанно и никоим образом не было связано с технической или технологической отсталостью государства. Частные структуры и отдельные госчиновники, задействованные в нефтегазовом бизнесе, стремились извлечь личную выгоду из создавшейся ситуации, что и стало главной причиной варварского отношения к разработке природных ресурсов. Так, с 90-х годов низкие цены на ПНГ, регулируемые государством, стимулировали его повально-тотальное сжигание на факелах.

В условиях лицензионных соглашений на разработку нефтяных месторождений четко определен обязательный уровень утилизации попутного газа – 95%, а проектами обустройства предусмотрено создание объектов сбора, промысловой подготовки и транспортировки ПНГ. Нарушение этих правил, по крайней мере формально, грозит недропользователям лишением лицензий, а выбросы продуктов сгорания караются штрафами.

Однако все это не пугало представителей частного бизнеса, «покорившего» нефтянку. Их главной целью, как и любых финансовых инвесторов, с самого начала было получение максимальной прибыли при минимальных затратах. А сжигание ПНГ позволяло им серьезно экономить средства, необходимые для поддержания высокодоходной нефтяной отрасли в рабочем состоянии. Тем более, что ни одна компания не была реально наказана за нерациональное использование ПНГ, а штрафные санкции за выбросы продуктов горения попутного газа были столь незначительны, что нефтяники предпочитали «финансировать существование проблемы», нежели тратить достаточно серьезные средства на ее решение.

Больше всего преуспели в этом в конце 90-х две компании – «ЮКОС» и «Сибнефть», владельцы которых являлись самым ярким примером работы финансовых инвесторов в нашей стране. Поэтому неудивительно, что направление инвестиций в создание инфраструктуры, необходимой для утилизации ПНГ, совсем не входило в их планы. Это приносило им вполне ощутимый доход – нарушение условий лицензионных соглашений, причем касающееся не только ПНГ, кардинально повышало рентабельность их бизнеса. Достаточно вспомнить, что именно «ЮКОС» и «Сибнефть» долгое время занимали в России первые места в рейтингах экономической эффективности.

Кстати, варварская политика, проводимая «передовыми» нефтяниками в отношении ПНГ, оправдывалась низкой ценой попутного газа, которая не позволяла окупить расходы на создание и содержание инфраструктуры по его сбору, подготовке и транспортированию до потребителей.

 

БИЗНЕС ПРОТИВ ГОСУДАРСТВА

Позиция государства, державшего низкие цены на попутный газ, вполне логична. Следует напомнить, что попутный газ является основным сырьем для отечественной нефтехимической отрасли. Основными продуктами переработки ПНГ остаются сухой отбензиненный газ (аналог природного) и ШФЛУ, которая, в свою очередь, является основой для производства сжиженных углеводородных газов (СУГ). Как известно, государство вынуждено устанавливать внутрироссийские цены на природный газ, а рынок СУГ регулируется частично – установлены балансовые задания на поставку сжиженных газов для коммунально-бытового сектора по «госценам».

Очевидно, что резкое «освобождение» цен на ПНГ неизбежно привело бы к увеличению себестоимости этих продуктов, что полностью парализовало бы работу нефтехимической отрасли. Это не только сразу же отразилось бы на ее потребителях, но и на состоянии экономики России в целом. Впрочем, это было бы очень выгодно финансовым инвесторам, ведь в такой ситуации они получили бы очередную возможность быстро заработать без особых затрат.

Дело в том, что для нефтяников ПНГ – всего лишь побочный продукт, получаемый при добыче целевого – нефти. И хотя максимальная утилизация попутного газа увеличивает затраты на освоение нефтяного месторождения, особенно если газовый фактор действительно высок, это вряд ли может служить оправданием для нарушения условий лицензионного соглашения и сжигания ПНГ на факелах. Ведь если компания не согласна с устанавливаемыми государством условиями разработки нефтяного месторождения, то она вправе отказаться от его освоения. Например, никто же не оспаривает необходимости обязательного исполнения природоохранных требований государства, хотя это явно не сокращает затрат компаний.

Государство с самого начала предпринимало неоднократные попытки решения «попутной» проблемы. Правда, все они оказывались неудачными. Пожалуй, самой серьезной из них можно считать подготовку закона «О попутном нефтяном газе», который так и не был принят. Набравший силу бизнес смог легко снять проблему с повестки дня. Как известно, к 2000 году государство фактически потеряло контроль над российской нефтяной отраслью, а в стране шел активный процесс вывода газовых и нефтехимических активов в частную собственность. Представители крупного бизнеса занимали ведущие позиции и на политической арене, что позволяло им успешно влиять на госрегулирование «своих» секторов экономики.

Если бы так продолжалось и дальше, то, скорее всего, государство окончательно сдало бы свои позиции частному бизнесу со всеми вытекающими из этого последствиями. Однако со сменой власти в России произошел перелом ситуации, в которой оказалась отечественная нефтяная отрасль.

 

СПАСЕНИЕ ПОПУТНОГО ГАЗА

Приступившая к управлению страной новая команда во главе с Владимиром Путиным была вынуждена восстанавливать государственное влияние на политику и экономику, а также возвращать под госконтроль выведенные «частниками» активы. Поэтому изменения в нефтяном секторе оказались не столь стремительными. Только в 2003 году государству удалось сосредоточиться на решении насущных проблем нефтегазовой отрасли. Именно тогда впервые после распада Советского Союза власти потребовали от бизнеса беспрекословного исполнения условий недропользования, кстати, как и налогового законодательства страны.

Как известно, владельцы наиболее «эффективных» компаний оказались не вполне согласны с доводами новых властей. И в результате долгого противостояния государство было вынуждено восстановить потерянное влияние на нефтяную отрасль. Напомним, крупнейшее добывающее предприятие «ЮКОСа» – «Юганскнефтегаз» вошло в состав «Роснефти», а «Сибнефть» превратилась в «Газпром нефть». Таким образом, только в 2006 году государство получило реальную возможность по-настоящему заняться решением нефтяных, а в том числе и «попутных» проблем. Причем, способ исправления ситуации был найден достаточно быстро.

С октября минувшего года была вдвое повышена оптовая цена на СУГ для бытовых нужд (до 2700 рублей за тонну), причем с января 2007 года было решено увеличить ее еще на 30%. Вместе с этим, ФАС выступила с инициативой отмены балансовых заданий на сжиженные газы.

ФСТ объявила, что с января 2007 года планирует в 2,3 раза повысить цены на ПНГ, поставляемый на переработку. В результате предельный максимальный уровень стоимости тысячи кубометров попутного газа вырос с 73-442 руб. до 168-1017 руб. в зависимости от содержания жидкой фракции.

МЭРТ, МПР и Минпромэнерго выступили ответственными за подготовку постановления правительства о включении в лицензионные соглашения на добычу нефти обязательных требований по строительству газосборных сетей и мощностей по переработке ПНГ вблизи объектов добычи. Соответствующее постановление должно быть готово ко II кварталу нынешнего года.

Параллельно с этим «СИБУР Холдинг», входящий в государственную Группу «Газпром», активизировал деятельность по созданию СП с нефтяниками по переработке ПНГ на базе существующих мощностей. Первое такое СП, заработавшее с начала текущего года, было образовано с ТНК-ВР. Переговоры о создании в 2007 году аналогичных предприятий ведутся с «Газпром нефтью», «ЛУКОЙЛом» и «Роснефтью». Таким образом, благодаря изменению государственной политики проблема сжигания ПНГ на факелах может быть полностью решена.

 

Денис Кириллов, заместитель директора Института национальной энергетики


Количество показов: 3100
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100